1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Cуджук-Кале

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Loud, 20 июл 2013.

  1. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Простите, коллеги!
    Надо ли полагать, что координаты телеграфа на Казанской, а также нюансы пушкинской строфы проливают свет истины на проблемы, заявленные в данной теме?
    С уважением, модератор.
  2. Segen, исключительно на ваше усмотрение. С уважением!
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Вопрос и по теме:
    - Почему турки основали крепость на входе в бухту, а русские - всего навсего укрепление и в глубине бухты?
    Я не знаю
  4. А вот вопрос и по теме:
    - Почему турки основали крепость на входе в бухту, а русские - всего навсего укрепление и в глубине бухты?
    Местоположение вполне обоснованное. Фактически равнинное, вход в бухту с двух сторон просматривается, подступы к крепости тоже. При необходимости есть место для расширения. Связь с Турцией осуществлялась морским путём. А русским нужны были дороги, потому как Россия она совсем в другой стороне географически была расположена.​
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Может быть.
    Отсюда следует, что русским контроль за бухтой не был нужен, а турки боялись покинуть побережье и контролировали только вход в бухту. И далее ни куда не шли.
    Тогда разговоры от турках, бродящих толпами вдоль реки Кубань надо понимать как фантазии автора.
  6. Старый судоремонтник, контроль за бухтой нужен в любом случае, но его не обязательно осуществлять из укрепления, для этого достаточно постов. А вот для развития укрепления нужна сухопутная дорога и связь с внешним миром и она должна быть под контролем. Сообщение морем тоже было доступно.
    Это какого конкретно автора вы имели в виду? Если источник всего один, то это не источник вовсе. Даже при достаточно большом количестве документов не исключены взаимоисключающие факты.
    Я только попыталась проанализировать мотивацию местоположения и ответить на ваш конкретный вопрос по теме.
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Вот видите, Марианна, у нас с Вам совершенно разные взгляды на назначение крепости Суджук-Кале. Не имея турецких документов мы не можем ответить ни на один вопрос в истории турецкой крепости Суджук-Кале. А вопросов много, очень много. К примеру:
    1. Зачем вообще основана крепость Суджук-Кале? Ближайшие соседи с запада – укрепления в Крыму, с востока – крепость Сухум-кале на расстоянии более 400 вёрст. И более ни каких крепостей между ними не было.
    2. Почему именно здесь и именно в то время? Переселение казаков на Кубань состоится только через семь десятков лет после основания Суджук-кале.
    3. Что означает имя Суджук-кале? Почему в ХУ111 веке она называлась Сугуджак? По какой причине её переименовали? И так ли правильны все предположения о переводе названия на русский язык, если в Турции есть город Гельджук? Мне приходилось общаться с капитанами турецких судов. Суджук все они переводят только как колбаса. А слова Сугуджак – не знают.
    4. Кто строил крепость: специально привезённые строители или нанимали работ у местных черкесов?
    5. Из чего строили крепость, где брали материал, чем крепили блоки?
    6. Из кого состоял гарнизон крепости: из лучших людей своего времени, несшим черкесам свет турецкого просвещения, или это был заштатный гарнизон на далекой окраине Османской Империи, типа русской Кушки. Помните классически рассуждения офицера Русской императорской, а потом и советской армий: «Дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут»?
    7. Как часто менялся гарнизон крепости? А отсюда – жили турецкие солдаты и офицеры семьями или в одиночку на казарменном положении? Ответ на этот вопрос очень важен, так как позволяет определить архитектуру крепости и отношение черкесов к гарнизону. А именно, для одиноких достаточно казармы, для семейных уже нужны дома с женской половиной, куда мужчинам вход воспрещен. И если гарнизон покупал у черкесов дочерей и женился на них, то отношение к гарнизону у черкесов будет самое благосклонной.
    8. Была ли торговля турок с черкесами у стен крепости Суджук-кале? Если была – то какая? Ведь туркам-торговцам было проще зайти в любую реку, впадающую в Черное мере и торговать с черкесами напрямую, минуя всех посредников в виде таможни, карантина и т.д., как они это делали в Х1Х веке.
    9. Можно задавать ещё вопросы, на которые не будет ответов. Новичев в своей «Истории Турции» их то же обошёл, даже не упоминает о крепости Суджук-кале.
    10. И самый главный вопрос: когда крепость Суджук-кале прекратила своё существование как турецкая крепость Суджук-кале? Черкесы ни какой крепости на её месте не строили, а пользовались только тем, что осталось от предыдущих хозяев.
  8. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Тему основательно почистил. Прошу всех участников форума придерживаться установленных правил.
    Никому не воспрещается создавать околоисторические темы, посвященные разного рода "теориям", домыслам и прочей ненаучной "пурге". Но загаживать откровенным хламом темы, представляющие очевидный интерес для любознательных посетителей, абсолютно непозволительно.
  9. Очень интересная тема,поэтому давайте искать источники информации,только так можно найти ответы на интересующие вопросы по Суджук-Кале

    Россия, Турция и Крымское ханство: геополитическая ситуация в Северном Причерноморье в период с 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.

    Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/rossiya-turtsiya-i-krymskoe-hanstvo-geopoliticheskaya-situatsiya-v-severnom-prichernomorie-v-period-s-30-h-gg-xviii-v-po-#ixzz2r4gNjByq

    [​IMG]
  10. ADS

    ADS

    Довольно интересный рассказ о адыгском пиратстве.
    "
    Как и прежде, многие столетия выходили черкесские камары в море, занимаясь морским и прибрежным разбоем. Мачт на галерах нет, паруса никогда не ставятся. По сигналу старшего одетые в серые войлочные плащи, войлочные шапки и холщовые панталоны воины хватают весла и устремляются к галерам, перетаскивают их через устьевые мелководья рек.
    Бритые, с единственной черной прядью волос головы блестят от пота; черные бороды, глубоко сидящие и фанатично горящие глаза устремлены в сторону моря, где показалась добыча, лица с правильными чертами и выступающими подбородками мрачны и решительны - таков экипаж каждой галеры. Из 60-70 человек экипажа гребут две трети. Остальные готовы к бою. Все они хорошо вооружены. Оружием черкесы гордятся. Оно всегда современно, оно всегда в хорошем состоянии. Будь то ружье, будь то шашка или кинжал. Холодное оружие часто украшено узорами черненого серебра. Экипаж каждой галеры готов к абордажной схватке с экипажем торгового судна. Он готов и к нападениям на береговые цели, и к многочасовой гребле. С этими отчаянными мрачными удальцами трудно бороться. Они вездесущи и неуловимы. Родные горы прячут и пиратов, и их лодки.

    Действия черкесов на море во время Кавказской войны отражены во многих отчетах. Так, в документах адмирала М.П. Лазарева, командующего Черноморским флотом, руководившего десантными операциями на побережье Черкесии в 30-х годах XIX века, содержатся сообщения о боевых столкновениях с черкесскими галерами. В феврале 1838 г. Лазарев сообщал начальнику Главного морского штаба А.С. Меншикову об ожесточенном морском бое флюгера "Глубокий" с четырьмя черкесскими галерами близ укрепления Гагра. По воспоминаниям одного офицера русского флота:
    "Черкесы на своих судах выходили на добычу и днем и ночью, нападали на купцов. Сбивали сперва винтовками людей с верхней палубы, потом бросались с кинжалами на абордаж и в короткое время решали дело".
    Карл Кох, посетивший Джубгу в 1840 году, пишет об успешных действиях на море натухайского капитана Хасан-бея. Швейцарский археолог и путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ, посетивший Черкесию в 30-е годы XIX века, отмечал, что гавань Мамай в Шапсугии - одно из главных прибежищ пиратов. Леонтий Люлье в 1848 году наблюдал черкесские галеры в Новороссийске:
    "Мне самому случалось видеть, что черкесские галеры приходили на веслах из отдаленных мест берега в Суджук-Кальскую бухту, что ныне Новороссийск и далее в самую крепость Анапу".
    В 30-е - 40-е годы XIX века черкесские корсары на крупных галерах с экипажем в 100 и более человек вступали в сражения с кораблями Черноморского флота. В 1832 году, как это явствует из документов Центрального государственного архива военно-морского флота, черкесами был атакован двенадцатипушечный тендер. Там же содержится дело под названием "О посылке к абхазским берегам канонерских лодок для действия противу галер черкеса употребляемых", что говорит о включении абхазского сектора в район действий черкесских военных судов. В 1835 году барон Торнау писал:
    "В конце апреля приехал в Абхазию генерал N. Место, выбранное мною для бзыбского укрепления, показалось ему неудобным, и он предоставил себе самому отыскать новый пункт. Осмотрев разные места, он нашел его, наконец, возле устья Бзыба, в четырех верстах севернее Пицунды ... N. оправдывал свой выбор тем, что шапсуги и джекеты пристают в этом месте на своих галерах, делая на Абхазию набеги с моря, и что он надеется прекратить эти набеги, устроив здесь укрепление. Это было весьма сомнительно".
    Действия на море были жизненно важны для Черкесии, капитаны которой прорывали русскую блокаду и доставляли порох, оружие и соль. Соль входила в список стратегических товаров, поскольку веками страна черкесов получала ее из Крыма, а с установлением там русского господства - из Турции. В 1830 году Россия учредила Черноморскую береговую линию в целях установления блокады Черкесии. С этого времени только мореходные и пиратские навыки, воинские таланты отдельных капитанов позволяли черкесам иметь необходимые припасы. В 30-50-е годы XIX века в главнейших портах Анатолии - Трапезунде, Синопе и Самсуне - постоянно проживало около 370 черкесских семейств, представители которых в обстановке постоянного риска осуществляли все необходимые поставки в Черкесию. Даже в крупнейшей военно-морской базе, каковым стал Новороссийск (Суджук-Кале), корабли не оставляли вне бухты на бранд-вахте, т. к. черкесы легко могли овладеть ими на галерах в ночное время. В октябре 1836 года в районе Сочи бриг "Нарцисс" был атакован семью убыхскими галерами. Согласно докладной записке командира брига капитан-лейтенанта Варницкого на имя адмирала Лазарева экипаж понес большие потери, и дело едва не дошло до абордажа, который неминуемо завершился бы в пользу горцев. Корсары вели бой организованно, и все подчинялись указаниям своего капитана, находившегося на носу одной из галер. Он длинным шестом отдавал команды соплеменникам и указывал направление атаки каждой галере.
    С самого начала фронтального этапа Кавказской войны, т.е. с 1830 года, российское руководство трезво оценило военно-морской потенциал Черкесии и считало необходимым приступить к скорейшему разрушению и уничтожению "притонов морских разбойников". Очень скоро наши адмиралы убедились в невозможности истребить черкесские галеры, используя лишь крупнотоннажные военные суда. Было решено противопоставить черкесам казачьи галеры. Баркасы азовских казаков были оснащены пушками и распределены по фортам Черноморской береговой линии. Ее начальник Н.Н. Раевский констатировал:
    "Азовские лодки на малом пространстве, разделяющем крепость от крепости, могут быть весьма полезны против черкесских галер и контрабандных судов".
    Тем не менее, и в 40-е, и в 50-е годы XIX в. черкесы сумели сохранить свой флот и весьма эффективно использовали его в военных целях. Черкесские делегации добирались морем до Константинополя, а к I860 г. между Черкесией и Турцией непрерывно курсировало около 800 судов."
    (с)
    Взято отсюда.
    http://samlib.ru/a/abbakumow_i_n/flot-002.shtml
    Там можно получить и разъяснения от автора,вход без регистрации.
  11. Уважаемый ADS, на этом форуме вопрос о черкесском пиратстве когда-то уже обсуждался - тема была открыта 11.04.2012 г. (см. страницу 12 общего перечня тем), и там Ваше интересное сообщение смотрелось бы более кстати, чем в связи с историей Суджук-Кале.
    Впрочем, мне и тогда, и сейчас не ясно, а кого, собственно, грабили эти морские хищники? Русские торговые суда даже после постройки укреплений Черноморской береговой линии южнее Новороссийска почти не ходили. Нападать же с гребными галерами на боевые корабли и охраняемые парусные транспорта флота, нарываясь на картечь и ядра, было себе дороже даже в штиль; догонять на веслах пароходы флотилии ЧБЛ - тоже занятие неразумное.
    Но тогда в качестве объекта атак черкесов остаются турецкие кочермы, во множестве ходившие вдоль Черкесского берега!
    Их, кстати, успешно грабили и топили на своих баркасах азовские казаки, унаследовавшие это лихое ремесло от своих предков-запорожцев. С той разницей, что грабили по приказу верховного командования о блокаде вражеского побережья - стало быть, с чистой совестью.
    Но вот черкесам, кому турки везли оружие, порох и др. важные товары, грабить кочермы было не логично - ведь пираты тем самым способствовали блокаде, помогая русским!
    Добавлю, что пиратствовали на Черном море и в ту Гражданскую войну - см. тему на странице 8, открытую 18.08.2013 г. Славные традиции не умирают...
  12. ADS

    ADS

    По местоположению - пусть решит модератор, где тексту быть.
    По объектам адыгского пиратства- не следует забывать про Анапу.Она окончательно русская с 1829 года.
    Поэтому в промежуток времени межу 1829 годом и временем основания Новороссийска и Геленджика пираты из его окрестностей могут ловить торговые суда в окрестностях Анапы.
    Абхазия с Сухумом русская с 1812 года.Поэтому всякий пират из окрестностей будущего Туапсе может ходить на юг и помышлять там с прибрежным судоходством.
    Так что целей хватало и нетурецких.
    Я не знаю,хватало ли пиратам силы и наглости ходить к входу в Керченский пролив или Феодосии,но,если они хороши с парусом,то можно и туда.

Поделиться этой страницей