1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Имя на борту

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Старый судоремонтник, 21 янв 2014.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Кваев -2.jpg Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем. В автобиографии 1968 года об этом он написал так: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить»[1]. Куваев уезжает с Севера, поселяется в Подмосковье. В своих произведениях он пытается правдиво передать дух и образ жизни людей Севера конца 1940-х - начала 1960-х годов. Этот этап жизни писателя нашел отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988 году).
    Публикация первых его произведений в начале 1960-х годов совпадает по времени с возрастанием интереса советской молодёжи к туризму, к романтике дальних путешествий. Геологическая экзотика куваевских текстов также привлекает внимание кинематографистов. На киностудии Беларусьфильм экранизируют первое из его произведений — рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969). По собственным словам Куваева, фильм принёс ему всесоюзную известность, хотя сам автор рассказа считал экранизацию откровенно слабой.
    После ухода из геологии и отъезда с Северо-Востока Олег Куваев предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя[2] и «горы из самородного серебра» (Серебряная гора)[3] (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенков, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт Куваев описал в своих документально-географических произведениях (см. раздел «Документальная проза»[4]).
    Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера.[5]
    Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг[7][8][9][10]. Начиная с 1975 г. роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 млн) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Был экранизирован режиссёром Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм был закуплен Союзфильмэкспортом для показа в социалистических странах.
    Успех фильма на территории ГДР во многом обусловлен популярностью немецкого перевода романа, издававшегося едва ли не 10 раз в Германии под названием «Золотоискатели» («Золотоискатели в Арктике», «Золотоискатели в Сибири»).
    Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной эмиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»). Подобной проблематике посвящены также рассказ «Кто-то должен курлыкать» и повесть «К вам и сразу обратно».
    Другие, во многом более доминирующие темы, поднятые в романе — коллективизация на Чукотке, произошедшая только в 1960-е годы, принявшая там очень своеобразные формы из-за типа общественного уклада чукчей — см. например, роман Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана», — и тема необходимости доверия к людям, находящимся на даже нижней ступени социальной лестницы — например, к «бичам». Последняя тема также является основной в рассказах «Анютка, Хыш, свирепый Макавеев», «Через триста лет после радуги»[11] и повести «Весенняя охота на гусей».
    Широкую известность получила также повесть «Птица капитана Росса» (1968), глубоко переработанная в 1971—1973 г.г. одновременно с созданием сценария для её экранизации (двухсерийный телевизионный фильм «Идущие за горизонт», режиссёр Николай Калинин, 1972). Переработанный вариант получил название «Тройной полярный сюжет» и представляет собой, по сути, развёрнутый литературный сценарий фильма.
    Повесть посвящена проблемам поиска человеком своего предназначения в жизни, обретения им умения и воли «жить по мечте». В ней рассказывается история поиска мест обитания легендарной розовой чайки молодым человеком, быстро теряющим зрение в результате горнолыжной травмы, приведшей к полному краху его спортивной карьеры. В тексте повести герой напевает песню Александра Городницкого «Пиратская» (1962) [12]. И в других своих произведениях Олег Куваев не раз цитировал хорошо знакомые ему строки Городницкого, много лет проработавшего в геофизических экспедициях в Арктике, поэтому при подготовке трёхтомного собрания сочинений Куваева в издательстве "Художественная литература" в 2005 году издатели очень хотели, чтобы Александр Моисеевич написал предисловие к трёхтомнику[13], но по ряду причин эта идея не была осуществлена.
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    • В 1976 году роман «Территория» был удостоен премии имени Магаданского комсомола.
    • В 1977 году роману «Территория» была присуждена премия конкурса ВЦСПС и секретариата правления Союза писателей СССР на лучшее произведение художественной прозы о современном рабочем классе за 1974-1976 годы.
    • В 1973 году телефильм «Идущие за горизонт» получил Гран-при Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя».
    • В 1982 году фильм «Бросок» получил Приз погранвойск СССР на 15-м Всесоюзном кинофестивале в Таллине.
    Кинофильмы
    - Бросок, 1981, Таджикфильм — по рассказу «Телесная периферия» написанному после командировки от журнала Вокруг Света на Восточный Памир. Режиссёр А. Тураев, сценарист О. Куваев. В главной роли Александр Филиппенко. Приз погранвойск СССР на 15-м Всесоюзном кинофестивале в Таллине в 1982 году. Съемки проходили в районе погранзастав Рангкуль и Тохтамыш.[58]
    - Территория, 1978, Мосфильм — по одноименному роману. Режиссер Александр Сурин, сценарист Олег Куваев. В фильме снимались Донатас Банионис, Владимир Летенков, Евгений Герасимов, Михаил Глузский, Николай Засухин и другие замечательные актёры.
    - Идущие за горизонт, 1972, Белтелефильм по заказу Гостелерадио — по повести «Тройной полярный сюжет». Режиссёр Николай Калинин, сценарист Олег Куваев. В главной роли снимался Иван Гаврилюк. Гран-при Международного кинофестиваля телефильмов в Париже (1973) «За лучшее воплощение образа романтического героя».
    - Берег принцессы Люськи, 1969, Беларусьфильм — по одноимённому рассказу. Режиссер Вячеслав Никифоров, художник-постановщик Владимир Чернышев, сценарист Олег Куваев. В главной роли Люськи снималась Светлана Смехнова-Благоевич. Премьера состоялась 11 июня 1970 на 1-й программе ЦТ. Последний раз фильм был показан по питерскому «5-му каналу» 24 июня 1993 г. По просьбе режиссера Вячеслава Никифорова Арон Крупп написал песню «Над Севером осень…», которая в итоге в фильм не вошла (текст песни см.: Надя Крупп. Арон Крупп).
    - Люди тундры и моря, Центрнаучфильм, 1969. Режиссер Д. Демин, сценарист О. Куваев. О чукчах — людях тундры и моря, живущих на крайнем северо-Востоке страны, на берегах Ледовитого океана.
    - На полрасстоянии от Москвы до Луны[59]
    - Территория, 2015, кинокомпания "Андреевский Флаг" - по одноимённому роману. Режиссёр: Александр Мельник. В ролях: Константин Лавроненко, Егор Бероев, Ксения Кутепова и другие.

    • Именем Олега Куваева названа одна из улиц города Певек, Чукотский АО - улица Куваева. Олег Куваев жил в Певеке, работал в Чаунском РайГРУ. Певек стал прототипом «Поселка» в «Территории».
    • Именем Олега Куваева назван горнолыжный клуб МГРИ (ныне РГГРУ), расположенный недалеко от станции Яхрома.
    • Дом-музей (построенный племянником Олега Куваева) находится по адресу: г. Королев, Болшевское шоссе, д. 31 (10 минут пешком от ст. Подлипки-Дачные).
    • Имя Олега Куваева носит юношеская библиотека г. Королёва (ул. 50 лет ВЛКСМ, д.5/16); Центральная городская библиотека г. Магадана (ул. Новая д. 29 «В»).
    • Единственный писатель, которому золотоискатели поставили бронзовый памятник, используя личные сбережения.
    • В 1984 г. в Юмской школе на станции Юма Кировской области установлена мемориальная доска, открыт музей писателя, работает литературно-краеведческий клуб «Розовая чайка». В августе ежегодно в области проходят Куваевские дни.
    • марте 2005 года постановлением Правительства РФ «в память о геологе и писателе О. М. Куваеве и на основании представления Думы Чукотского автономного округа» имя Олега Куваева было присвоено безымянной горной вершине Чукотского нагорья с координатами 69° 40,3’северной широты, 172° 07,7’ восточной долготы и абсолютной высотой 1101 метр.[16][17][18]

    • Перевал Куваева 1 (2А, 2350 м, 15.4) Расположен в Южной части Буордахского массива хребта Черского. Массив расположен на водоразделе реки Буордах и рек, текущих в Тирехтях — Сатостобут, Балаганнах, Эгелях, Кюрэтэр, Чачыгырас, Талбыгыр. Все они принадлежат бассейну Момы. Глубоко внедряется в массив лишь одна река Люнкидэ. «Его величественный альпийский гребень, местами сверкающий снегами и ледниками, кажется ещё суровей на фоне мягкого рельефа Момо-Селенняхской впадины, окаймляющей его с севера», — писал А. П. Васьковский, предложивший создать здесь заповедную территорию. Сейчас на базе Буордахского высокогорного массива организован национальный парк.
    • Перевал Куваева 2 — на западном побережье о. Врангеля, в районе м. Занес.
    • Перевал Куваева 3 – 1800 m, 1Б, Хребет Ергаки. Араданский хребет (Араданский хребет — одно из продолжений левобережного приенисейского Саянского хребта, с одной стороны, а с другой — хребта Ергаки).
    • Перевал Куваева 4 — верховья Среднего Сакукана, Хребет Кодар, Забайкалье. 1Б-2А.
    · Перевал Куваева 5/6 — Республика Бурятия, Становое нагорье, хребты Южно-Муйский и Муяканский:

    · перевал Олега Куваева Южный (2Б, 2100),

    · перевал Олега Куваева Северный. Южно-Муйский хребет, пер. Куваева (2150 м, ЗА), массив г. Карт (2661 м).
    Олег Куваев.jpg
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Пассажирские катера«Поэт Андрухаев» и "Лейтенант Гринько".
    Проект 1438, тип «Молодёжный»
    Построен Ильичёвском судоремонтном заводе им. 50-летия СССР
    Строительные № 8 и 9
    Вступили в строй 08.06.1981 г., и 08-07-1981 ,
    В составе Новороссийского морского пароходства с 1981 года.
    Порт приписки Новороссийск, но работают в портопункте Анапа.
    Владелец: ООО Черноморские скоростные линии
    Назначение судна - совершать морские прогулки в вдоль побережья, с выходом в открытое море.
    Главные размерения:
    Длина 28,7 м;
    Ширина 6,35 м;
    Высота борта 2,5 м
    Осадка 1,62 м
    Водоизмещение 149,3 брт
    Пассажировместимость 250 человек
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Grinko5.jpg л-т Гринько.jpg
    т/х "Лейтенант Гринько". Как все-таки это романтично - свадьба на борту катера!!!
    Поэт Андрухаев-1.jpg Поэт Андрухаев-2.jpg Поэт Андрухаев-3.jpg
    т/х "Поэт Андрухаев"
  5. Моор Дмитрий Стахиевич
    [​IMG]

    1900, д. Варламово, Вологодская губ. 1973, Ленинград

    Моор (настоящая фамилия — Орлов) Дмитрий Стахиевич. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

    22.10(3.11). 1883, Новочеркасск - 24.10.1946, Москва. Учился в студии П. И. Келина (1910). Член объединения "Октябрь" и председатель Объединения работников революционного плаката. Сотрудничал в журналах "Будильник", "Безбожник у станка", "У станка", "Даешь", "Крокодил", в газете "Правда". Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте (1922-1932), в Институте имени В. И. Сурикова (1939-1943). Среди его учеников - А. М. Каневский, Кукрыниксы, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, А. В. Кокорин, Ф. П. Решетников. Автор книги: "Я - большевик", М., 1967.

    МФ_1985_6-41.jpg
  6. Однотипные с балкером «Художник Моор» суда в составе Новороссийского ордена Октябрьской революции морского пароходства:
    т\х СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ, ИМО номер 8222587, год постройки 1983, строительный номер 153,
    т\х ВЕРА МАРЕЦКАЯ, ИМО номер 8222599, год постройки 1984, строительный номер 154,
    т\х СЕРГО ЗАКАРИАДЗЕ, ИМО номер 8325913, год постройки 1984, строительный номер 158,
    т\х ЛЕОНИД СОБОЛЕВ, ИМО номер 8325925, год постройки 1985, строительный номер 159,
    т\х БОРИС ЛИВАНОВ, ИМО номер 8511574, год постройки 1986, строительный номер 160.

    Источник http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.php?f=35&t=2129 приводит сведения об аварии т/х "СЕРГО ЗАКАРИАДЗЕ" (#158) в Сан-Хуан, Пуэрто Рико.

    18.11.1999 при входе в порт Сан Хуан, произошел отказ рулевой машины. Попытки аварийной остановки судна к успеху не привели. Судно село на искусственный волнолом, защищающий Форт Сан Фелипе Эль Морро - памятник истории построенный в 1539г.
    В результате аварии оказалось частично затопленным машинное отделение, судно получило многочисленные пробоины днищевой обшивки, трещины в корпусе между 2 и 3 трюмом. На борту судна находилось 17 тыс. тонн цемента и более 500 тонн топлива. Возникла ощутимая угроза, что поврежденный корпус, не выдержит нагрузок и разломится, что приведет к загрязнению моря, а также может заблокировать вход в бухту.

    Спасательная операция, начавшаяся практически немедленно, состояла из трех этапов:
    1 – Выгрузка топлива и нефтепродуктов.
    2 – Выгрузка необходимого количества груза для обеспечения достаточной плавучести.
    3 – Снятие судна с мели.
    Спасательные работы продолжались более 4-х месяцев, т.к. постоянно прерывались из-за частых в этот период довольно сильных штормов.
    Из-за повреждений корпуса и крышек грузовых трюмов, цемент намок и встал, и его для разгрузки приходилось взрывать.

    Затвердевший цемент затапливался в море на глубине более 500м. Перед каждой выгрузкой цемента проводилось исследование района выгрузки на предмет отсутствия поблизости морских черепах и других морских животных - таково было требование Агентства по защите окружающей среды (US Environmental Protection Agency).
    В конце концов утром 30 марта 2000 года, при приливе, судно было снято с мели и отбуксировано в пуэрториканский порт Маягуэс.
    Судовладельцем (Новороссийское Морское Пароходство) рассматривались различные варианты ремонта судна, но в итоге, было принято решение о его продаже на металлолом.
    Основным подрядчиком проведения спасательных работ выступала компания Titan Maritime Industries, которой и было выкуплено судно для его буксировки в порт разделки Тукспан, Мексика. Однако возникшие финансовые трудности не позволили компании Titan завершить буксировку, и судно было затоплено.
    117a05bb5e5b.jpg
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Есть более интересное фото, когда "Серго Закариадзе" почти переломился. Мне его показывали в 2000 году в виде распечатки на принтере. Но мне это фото так и не дали даже сделать ксерокопию. В о время это было коммерческой тайной.
    А вообще на этих судах меня доставала переборка между кормовым трюмом и топливным танком. Трещала с постройки. И что только мы не делали, всё равно трещала по подпалубному набору...
    Да, есть что вспомнить...
    В кают-кампании был стенд, посвященный рождению судна, фотографии, горлышко бутылки шампанского, разбитого о борт судна перед спуском. Большая фотография и краткая биография того, в чье имя носило судно. альбомы с фотографиями... Где это всё сейчас? Где история судов Новороссийского морского пароходства...
    Увы, когда можно было - писать не кому было. А сейчас уже ни у кого и не спросить...
    А ведь на судне, этом железе, работали люди. И хорошо работали. Но память о них не осталась у жителей Новорсосийска.
  8. Пожалуй, самая лучшая роль С.Закариадзе
    1341056475_7.jpg

    И самые известные работы художника Моора (Дмитрия Орлова)
    350px-Д._Моор._Ты_записался_добровольцем_(1920).jpg 1281853342_64-1.jpg
  9. Спасибо за интересную информацию. Знаю эти пароходы. В 1990 году приходилось проходить практику на "Сергее Лемешеве". Мы совершили рейс в Гвинею, Конакри (погрузка какого-то рудного концентрата - белый порошок). Выгружались долго - в Батуми и в Николаеве.

    В Конакри был смешной случай. Туда до нас наверное часто заходили суда с грузинскими моряками. У нас был один матрос грузин. Как-то он стоит на палубе и, вдруг, слышит откуда-то на чистом грузинском: Камарджоба, геноцвали! Поворачивается, а там негр местный, пришел как обычно что-нибудь выклянчить или выменять...
    Последнее редактирование: 22 фев 2015
  10. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Мне тут довелось напомнить в одной из публикаций имя этого человека.
    И в связи с этим возник вопрос: а сохранился ли до наших дней этот рейдовый катер? Помнится, к нашему порту он уже давно отношения не имел. Находился в Темрюке, стоял на балансе "Росморпорта". Если не ошибаюсь, в 2012 году его продали (был открытый аукцион).
    Где он сейчас? Цел ли?
  11. Про танкер Новороссийского морского пароходства "Григорий Ачканов" можно прочитать в Вестнике РС №1 (123) 2015, стр. 8

    vestnikRS.jpg
  12. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Как-то политкорректно заканчивается статья в "Вестнике РС". :) Возглавлял человек Регистр СССР по март 1937 года, а позже... уже не возглавлял. А ведь можно было и написать, что 20 марта 37-го Ачканов был арестован, а 3 декабря того же года осужден и в тот же день расстрелян. Вот только за что?
    Осудили старого большевика по "контрреволюционной" 58-й (части 7 и 8). Как правило, состав преступления - вздор чистой воды, типичный повод для расправы с неблагонадежными представителями "старой гвардии". Но Ачканову прицепили еще и ст. 114.
    По действовавшему в то время УК 26 года это выглядит странно (применялась по отношению к неправедным судьям). А вот по УК 1922 года - банальная взятка.
    В те времена было обычным делом объявлять контрреволюционерами высокопоставленных взяточников, казнокрадов, проваливших плановые задания "саботажников" и проч. "врагов народа".
    Хотелось бы знать, в чем же реально провинился директор Регистра?
    Последнее редактирование: 17 мар 2015
  13. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    На днях попалась Регистровая книга судов на 2015 год.
    К великому сожалению, в ней нет ни одного судна с именем "Новороссийск"!!!
    Дожились...
  14. Радует, что с припиской по порту Новороссийск появился т/х "Валентин Корж"
  15. Пояснение к предыдущему сообщению: Валентин Павлович Корж был главным инженером НМТП.
    Николай Петрович Гамаюнов возглавлял топливный отдел Новороссийского морского пароходства. Недавно в порту Новороссийск появился новый бункеровщик "Николай Гамаюнов"
  16. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Как это было у нас - или суда с именем "Новороссийск" или суда с именем людей, связанных с историей города, но ни одного судна под надзором Регистра "Новороссийск"...
  17. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Ачканов Григорий Павлович (1887--1939,†Москва,Ново-Девичий монастырь) Чл. КПСС с 1904, один из руководителей установления Советской власти в Одессе, начальник Совторгфлота, директор Регистра СССР
    Родился в г. Одессе, русский, последнее место проживания г. Ленинград, наб. Красного Флота, д. 20, кв. 23.
    Арестован 20.03.1937 г. Осужден 03.12.1937 Военной коллегией Верховного суда СССР, выездная сессия в г. Ленинград. Обвинения по ст. 58-7-8 и 114. Расстрелян 03.12.1937 г., то есть в день вынесения приговора.
    Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938
  18. Наверное, все же член РСДРП с 1904 г. А на бортах каких плавсредств успело побывать имя старого флотского большевика Г.П.Ачканова до его зачисления во враги народа?

Поделиться этой страницей