1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Исторические ошибки местных журналистов

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Старый судоремонтник, 2 ноя 2012.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Казалось бы, что Евгений Лапин всё осознал и стал писать хорошие статьи. Так нет, же...
    В газете «Новороссийский рабочий» от 27 октября 2012 года появилась очередная статья Евгения Лапина «С именем Новороссийска на борту». Автор честно предупреждает, что материалы взяты из красочного альбома В.С. Шикина «С именем «Новороссийск» на борту», изданного Новороссийским историческим музеем-заповедником в 2002 году.
    Казалось задача перед автором статьи стояла совсем простая. Бери и просто переноси текст из альбома в газету. Но Женя Лапин не был самим собой, если бы и здесь не сделал кучу «Исторических ошибок».
    Статья выполнена в виде маленьких заметок, расположенных в три столбца. Начинаем с левого столбца:
    «Самое первое судно, 1856 г.»
    В альбоме написано:
    «… В 1866 году парусно-винтовая шхуна «Новороссийск» участвовала в съёмке берега и гидрографическом промере Мариупольского рейда, а в 1872 году обеспечивала определение астрономических пунктов на побережье Черного моря…»
    Женя пишет:
    «… Также шхуна принимала участие в астрономических и гидрографических исследованиях на Чёрном море…»
    Приехали. У Жени Мариуполь находится на Чёрном море! Хорошо, что не написал, что в России! А то бы без международного скандала не обошлось. Да, Женя, Мариуполь, при Советской власти город Жданов, находится на Азовском море.
    Женя гидрографические промеры – это промеры глубин и нанесение координат точек промеров на карту. А гидрографические исследования – это исследование свойств моря: течения, плотность и солёность воды и т.д.
    Астрономические исследования – это исследования звёзд на небе. А астрономический пункт – конкретная точка на поверхности Земли для которой определены широта, долгота с повышенной точностью и азимуты на другие такие пункты. И служат они для создания карт.

    «Миноносец, 1886»
    Почему-то нашего, новороссийского инженера А.Н. Щенсновича, руководителя работ на станции Новороссийск, Женя превратил в Шенсновича, заменив начальную букву фамилии с «Щ» на «Ш».
    В альбоме написано:
    «…В 1911 г. он исключен из списков флота и передан на хранение в Севастопольский порт…»
    Женя это преобразовал:
    «…В составе действующего флота находился до 1911 года, после чего доживал свой век в Севастопольской бухте».
    Женя! Сданные на хранение миноносцы этой серии поднимались на стенку и там хранились, а не как не болтались в бухте.
    Кроме того, в альбоме есть боковой вид миноносца. Тем не менее, Жена поставил к этой статье фото эсминца типа «Новик», построенного в годы Первой мировой войны. Я бы понял его, если бы фото миноносца «Новороссийск» не было в Интернете. Есть, Женя, и не одно.

    «Буксир, 1890 г.»
    Почему то Женя опустил важные подробности в биографии судна. Во-первых, он не указал, что буксир «Новороссийск» использовался для различных буксирных работ в порту. Во-вторых, упомянув, что буксир пострадал при обстреле 16 октября 1914 года города турецкими Кресерами «Мидилли» (бывший германский «Берк») и «Берк», Женя опустил весьма важный момент в биографии судна, что получивший повреждения буксир оказывал помощь другим пострадавшим судам от обстрела. Зато нафантазировал:
    «…В последующие годы принимал участие в подъёме нескольких судов со дна Цемеской бухты…»
    А ведь в альбоме сказано всего лишь:
    «…26 августа 1921 года буксир «Новороссийск» был передан Управлению судоподъёмных работ Новороссийского района, а в 1922 г. Новороссийскому торговому порту…»
    За период нахождения буксира в составе Управления судоподъёмных работ ни каких кораблей и судов со дна моря поднято не было.

    Переходим ко второму столбцу.
    «Рыболовный сейнер, 1939 г.»
    И здесь Женя начинает экономить слова. Вот они пишет:
    «…В марте 1942 года сейнер мобилизован как тральщик и вел охрану водного района Новороссийской военно-морской базы…»
    В альбоме написано:
    «…В марте 1942 г. сейнер был мобилизован и переоборудован под тральщик, получил наименование КТЩ-603 и 23 марта был включен в состав Черноморского флота в охрану водного района Новороссийской военно-морской базы.
    Тральщик КТЩ-605 участвовал в охране рейдов, проводке конвоев, защите морских коммуникаций, вёл борьбу с минами в составе Новороссийской бригады охраны водного района…»
    В данном случае выражение «охрана водного района» означает не действие, а название одного из соединений в составе военно-морского флота, сокращенно ОВР.

    «Линейный корабль, 1914 г.»
    Здесь ничего не напутано. Но, почему то, написав:
    «…самым мощным по своему вооружению (30 орудий разного калибра)…»
    Женя не внёс в число орудий 16 37-мм зенитных автомата и 12 20-мм зенитных автомата. Для всех – это орудия, но Женя, зенитные автоматы орудиями не считает. Жаль, что не уточнил, чем их считает, а то было бы очередное «историческое открытие».

    «Судно типа Ро-Ро, 1994 г.»
    «Грузопассажирский пароход»
    Здесь ничего не напутано.

    « “Лиски” ушел в ”Партизаны”»
    Здесь ошибка альбома. Там указано, что «Лиски» был переименован в «Новороссийский партизан» в 1963 года. Эту ошибку чистосердечно повторил Женя. На самом деле переименование произошло в 1976 году.

    Третий столбец.
    «Речной буксир, 1085 г.»
    Уже в названии ошибка. Что получается, что судно прослужило 875 лет? Это ещё одно «историческое открытие» Жени.
    А ведь в альбоме указан год постройки буксира – 1935 г.!
    Опять экономия слов. Женя пишет:
    «…Во время войны речной буксир был мобилизован и входил в состав Амурской Краснознамённой флотилии, где переквалифицирован в канонерскую лодку…»
    В то время как в альбоме написано:
    «…В годы Великой отечественной войны 28 июня 1941 г. буксир был мобилизован и 11 августа в качестве военного транспорта зачислен в состав отряда судов тыла Амурской Краснознамённой флотилии. 25 ноября 1941 г. поставлен на вооружение, переквалифицирован в канонерскую лодку…»
    Нельзя обозвать буксир канонерской лодкой, предварительно не вооружив его.

    «Сухогрузный пароход, 1943 г.»
    И тут Женя отличился. Он пишет:
    «…Имя «Новороссийск» пароход получил благодаря Военной администрации советской закупочной комиссии…»
    А в альбоме сказано:
    «…23.05.1943 г. принят в Протленде от американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией, (запятая!!!) назван «Новороссийск»…»
    Но шедевр Жени состоит в следующей фразе:
    «… В подчинении Министерства морского флота находился до 1934 года»!!! No comment.

    «Рыболовный траулер, 1951 г.»
    Здесь текст переписан дословно из альбома, только слова по-другому переставлены. Женя! Так и делай в дальнейшем. Хоть ошибок не будет.

    «Прогулочный теплоход, 1973 г.»
    «Тяжелый авианесущий крейсер, 1982 г.»
    «Погранично-сторожевой корабль, 1991 г.»
    «Большой противолодочный корабль, 1971 г.»
    В этих статьях ошибок нет. Приятно.

    «Наш однофамилец».
    Почему-то Женя утверждает, что танкер «Герои Новороссийска» построен в 1971 году, а в 1978 году был продан в Грецию, а в альбоме указано – построен в 1977 году, а продан в Грецию в 1979 году.
    А вот судьбу прогулочного пассажирского теплохода «150 лет Новороссийска», наверное, можно было проследить дальше. Надо только следить за публикациями в своей же газете. Он работает и сегодня, но под другим названием «Владимир Шапурко».

    Все эти ошибки идут от неуважения автором читателей. Гранки Женя не вычитывает, свой текст по книге, с которой он его списывает не проверяет.
    Вот и получаются величайшие «Исторические открытия», которые только позорят газету.
  2. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Уважаемый Старый судоремонтник! Очень интересный у Вас получился разбор ошибок, допущенных журналистом в отдельно взятой газетной статье.
    Уверен, что журналисты и впредь будут радовать Вас историческими благоглупостями, достойными критических разборов. В связи с чем обращаюсь к Вам с просьбой: не ополчайтесь исключительно на корреспондента "НР" Е.О. Лапина, переименуйте еще раз Вашу тему на что-нибудь обобщенное. Например, "Исторические ляпы местных журналистов" или т.п. Не задевая чувствительных струн реальных людей, а борясь исключительно за торжество Истины, Вы принесете гораздо большую пользу себе и всем нам.
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Спасибо, господин Segen за предложение. Но пока только Женя Лапин да Павел Гиреев на просторах газеты "Новороссийский рабочий" крушат историю города-героя Новороссийска. Если попадется на глаза кто-то другой, обязательно воспользуюсь Вашим советом.
    Господин Segen! Память у Вас хорошая и вы, наверное можете рассказать молодёжи, как во времена Советской власти увольняли журналистов с работы, сняли редактора "НР" только за то, что он перепутал инициалы и вместо "М.С." напечатал "С.М."
    А теперь "НР" можно нести любую чушь? И это благо для города?
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    А вот мнение Евгения Лапина о цензуре:
    "...Несмотря на идеологическую коммунистическую подоплёку, цензура стояла на страже нравственности, духовности, поддерживая в своей основе вековые традиции..."
    Напечатано в газете "Новороссийский рабочий" за октябрь этого года!
    И здесь я с Женей полностью согласен.
  5. Уважаемый Старый судоремонтник,
    как Вы смотрите на то, чтобы попытаться наладить обратную связь с героем темы?
    Для начала - попросить его о чем-нибудь нейтральном по электронной почте редакции или в комментарии к интернет-версии газеты.

    В последнее время Е.Лапин начал печатать в "НР" сообщения о новинках исторической литературы, о только что прошедших конференциях по истории - в Новороссийске и в Краснодаре (молодец!).
    Последняя из них - по его словам, о "пере(?)осмыслении советского периода". Вроде бы из Москвы была дана установка - как теперь следует освещать советский период, в частности в музейных экспозициях.
    Хорошо бы узнать у Лапина подробнее - как надо, а то мы на форуме (особенно С.С.Ш.), скорее всего, освещаем его неправильно.

    И еще: родилась мысль - попросить Евгения Олеговича (как говорится, по многочисленным заявкам читателей) изложить в газете, - легко и приятно, как это он умеет, - историю рождения в XIX в. и последующей эволюции лозунга "За Веру, Меня и Отечество". Думаю, получится шедевр, поучительный и злободневный. Поддерживаете?
  6. Еще можно объявить конкурс в газете на лучший старый лозунг с новым звучанием. Например: "Православные всех стран, соединяйтесь!".
    П.С. Почему в лозунге "За Веру, Кубань и Отечество" понятия Отечества и Кубани разделены?
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Господин Straniero!
    Всё таки Вы признаете пользу от этой ветки. Спасибо.
    С ЖЕней ЛАпиным я иногда встречаюсь на различных мероприятиях проходящих в городской библиотеке. У него необходимости обратной связи со мной нет.
    А если Вы установите такую связь - я мешать Вам не буду.

    Установка из Москвы как освещать советский период было дана давно, лет десять назад, когда было приказано во всех массовых библиотеках списать все книги, изданные до 1995 года.

    История лозунга "За веру, царя и Отечество" меня не привлекает. Изначально ошибочный, он был просто уничтожен Временным правительством и более не возрождался.

    Лозунг "Православные всех стран соединяйтесь" существует давно, только звучит не так. Если Семену Штопору это интересно он может обратиться за разъяснениями в любой православный храм.

    Почему в лозунге "ЗА Веру, Кубань и Отечество" разделены понятия Отчества и Кубань - не знаю. Так же не знаю, почему в этом году все краевые управления были переименованы в министерства, почему по радио звучит выражение "столица Кубани". Не только не знаю, но и мне это не понятно. Боюсь, что это повторение 1918 года, когда Кубань объявила свою самостийность, а войска Добровольческой армии под командованием Л.Г. Корнилова штурмовали Екатеринодар.
  8. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Ув. Старый судоремонтник! Все мы грешны, однако. Все допускали когда-нибудь ошибки.
    Вам, вероятно, знакома вот эта публикация в "НР" еще "долапинской" эпохи? В ней были такие открытия, что Евгению Олеговичу и не снились. Правда, позже журналист Лапин, слямзив этот сюжетик, "углубился" в "историю": у него дюк Ришельё стал уже внуком знаменитого кардинала. Но кто был учителем и наставником? (Большой смайл).

    Ришелье.JPG
  9. А как сейчас нужно освещать историю? В свете решений какого съезда?
  10. А кто автор сего опуса?
  11. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Да, господа. Это моя статья про Ришелье.
    Но прежде, чем бросаться обвинениями, прошу Вас всех высказать свои замечания по ней, с приведением обоснований замечаний. Это будет серьезный разговор через двадцать лет после публикации статьи, что весьма своевременно и необходимо. И оригинально.
    Господин Segen! Раз Вы располагаете архивом газеты "Новороссийский рабочий", прошу Вас выложить все мои статьи. А то у меня многих просто нет. Сами понимаете, жизнь в общежитии, переезды и т.д. не способствуют сохранению архива. Буду Вам очень благодарен.
  12. Вопрос о приоритете действительно интересен (речь, конечно, о приоритете не Ришелье, а среди авторов новейшей историографии Новороссийска).
    В хронике А.Герасименко, С.Санеева "Новороссийск. От укрепления к губернскому городу" (1998) герцог еще не был обозначен основателем города. Кажется, первая статья на эту тему от тандема Лапин-Степко в "НР" появилась в 2006 г.:
    Лапин, Е. Прародитель Новороссийска - Дюк де Ришелье?
    Важное научно-историческое открытие сделал новороссийский ученый Л.А. Степко.
    Если верить некоторым источникам, Новороссийск был основан не в памятном для нас 1838 г., а гораздо раньше - в 1811. А прародитель города - внук кардинала Ришелье / Е. Лапин // Новороссийский рабочий. - 2006. - 2 июня. - Прил.: "Всем".

    А статья уважаемого Старого судоремонтника вышла раньше? Господин Сеген, укажите, пожалуйста, хотя бы датировку. Тогда мы и узнаем, кому принадлежит приоритет, кому первому - Степко или С.С. - попал в руки первоисточник данной версии - брошюрка
    НАДЛЕР В. К. ДЮК ДЕ-РИШЕЛЬЕ НА КАВКАЗЕ: ОСНОВАНИЕ НОВОРОССИЙСКА. Одесса: типография В. Кирхнера, 1893. 16 с.?


    Многочисленные публикации Е.Лапина на эту тему в 2011-2012 гг. - нехитрые вариации уже сказанного в свете злободневных дат (Как Новороссийск Бонапарту помешал). От частого повторения начинает складываться впечатление, что тень Ришелье уже незримо (пока) осеняет клуб основателей Новороссийска на набережной, и что пора заказывать Суворову уменьшенную копию одесской статуи герцога и водружать на пьедестал позади адмиральско-генеральского трио (однако, шутка).
    Обыватель нравится это.
  13. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Ув. straniero, благодарю за интересное изыскание.
    Не могу назвать точную дату выхода в свет указанной статьи Сергея Санеева и Татьяны Прокопенко (у меня под рукой оказалось некачественное фото вырезки из "НР" без указания даты выхода газеты), но, полагаю, что случилась она до середины 90-х, когда С.А. Санеев разорвал отношения с редакцией городской газеты. Следовательно, пальма первенства однозначно остается за Старым судоремонтником. Остальные - завистники чужой славы и жалкие подражатели творчества величайшего мифотворца местной истории конца прошлого века.

    Статья_Санеева.JPG
    Обыватель нравится это.
  14. Как много встречается однофамильцев! В материалах Кубанского сектора ОГПУ встречалось упоминание о сотруднике ОГПУ Дмитрии Герасименко, работавшего некоторое время в Крымском районе и имевшего сына Бориса
  15. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    У меня нет статьи, но это где-то 1992 - 1994 гг. Для неё были спользоаны материалы Одесского Областного архива, в котором я работал в 1987 году.

    Господин Семен Штопор!
    Прежде, чем говорить про однофамильцев, сначала надо изучить материал. Герасименко было достаточно много в истории Новороссийска, да и сегодня их много живет в городе и они не родственники. Кстати, Дмитрий Герасименко встречается среди рабочих корреспондентов газеты "Новороссийский рабочий" в 50-е годы, но далеко не сотрудником органов.
  16. А вот последний пример творчества журналиста "НР".
    К самому Лапину вопрос только один - зачем он исказил название известной французский оружейной фирмы (с американскими корнями)? Мог бы, в конце концов, посмотреть в Сети, что "н" в Hotchkiss отсутствует.
    Интереснее другое - почему эта пушка оказалась в Геленджике, а не в НИМЗе, имеющем более непосредственное отношение к истории Новороссийска? Куда смотрели наши музейщики, когда геленджикские дайверы грабили их каноническую территорию?
    Издавать цветные книжки с пушками у Л.А.Степко времени и средств хватает, а пополнить коллекцию НИМЗ новыми экспонатами - выходит, нет?

    13.11.12 г. 12:52
    «Громкая» находка
    В музее ООО «Сафари-парк» города Геленджика появился новый экспонат, имеющий непосредственное отношение к истории Новороссийска.

    Как определили историки – это зенитная пушка с эскадренного миноносца «Громкий», затопленного в 1918 году. Пушка известной французской фирмы «Гочкинс» была обнаружена дайверами клуба «Адмирал Нельсон» в двадцати метрах от самого эсминца, затопленного по решению советского правительства экипажем корабля на траверзе мыса Мысхако на глубине 42 метра, в 3 милях от Широкой балки.
    ___1_~1.JPG
    Всего на сегодняшний день неподнятыми остаются четыре корабля эскадры Черноморского флота.

    – Зенитное вооружение на все эсминцы Черноморского флота стали устанавливать в 1916 году, – говорит главный специалист морского выставочного комплекса «Сафари-парк» Евгений Лаухин. – Оно предназначалось для отражения атак аэропланов. До сих пор было известно, что на «Громком» имелись две японские зенитные пушки. Однако эта информация оказалась неполной. Пушка «Гочкинс» калибра 47 миллиметров была установлена на надстройке корабля.

    Наши исследователи организовали судоподъемные работы. Сначала пушка, представлявшая практически комок из водорослей и ракушек, была доставлена в яхт-клуб, а затем транспортирована в геленджикский музей. Выяснилось, что пушка, о существовании которой ранее не было известно, произведена по лицензии на Обуховском заводе в 1898 году.

    В настоящее время сотрудники музея приступили к очистке пушки, которая, несмотря на почти вековое пребывание в море, хорошо сохранилась. Планируется, что орудие весом около тонны займет место в постоянно действующей экспозиции музея.

    Сам эсминец «Громкий» был назван в честь корабля, героически погибшего во время Русско-японской войны.

    Евгений ЛАПИН.

    Вот сейчас меня снова обвинят: чего, мол, лезешь не с почтительными советами постороннего, как положено по чину, а с начальственными поучениями? Но за город же обидно, господа!

    Вложения:

    • ___1_~1.JPG
      ___1_~1.JPG
      Размер файла:
      30,5 КБ
      Просмотров:
      454
  17. Госп. Ст. Судоремонтник, если соизволите заметить, то о новороссийских представителях этой фамилии не говорилось. Речь шла о сотруднике ОГПУ из станицы Крымской.
    Повторюсь, что однофамильцев очень много, даже в том же Крымске. Полистаем составленные обществом мемориал списки жертв коммунистического режима:
    · Герасименко Борис Дмитриевич, родился в 1922 г., Краснодарский кр., станица Крымская; украинец; лейтенант. Проживал: Украина, Полтавская губ., город Кременчуг.
    Арестован 6 декабря 1946 г.
    Приговорен: ОСО НКВД СССР 2 июля 1946 г., обв.: 19-58-8, 58-10ч2, 11.
    Приговор: ИТЛ-10 Реабилитирован 6 декабря 1955 г.
    Источник: общество "Мемориал" http://lists.memo.ru/d8/f261.htm
  18. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Семен Штопор!Не надо передёргивать.
    штопор.jpg
    Ты ясно дал понять о чём пишешь.
    Борис Дмитриевич давно умер. И о нём Гена Куров написал очень хорошую статью в газете "Новороссисйкая республика".
    А сыновья Бориса Дмитриевича живы. Ты бы к ним обратился за всеми справками.
  19. О чем ты, Старый судоремонтник?
  20. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

Поделиться этой страницей