1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА «ЗНАМЯ СОЦИАЛИЗМА»

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем straniero, 21 ноя 2016.

  1. Так сложилось, что на историческом форуме портового и военно-морского города Новороссийска уже очень давно не появлялось ничего нового о кораблях и моряках. Об этом можно только пожалеть. Ведь в судьбах кораблей и их имен немало интересного и поучительного. История кораблей, прошедших вместе с Россией сквозь гибельные рифы, на которые бросала страну злая воля честолюбцев и борцов за власть, нередко столь же причудлива, как у русских людей, на сломе эпох метавшихся из одного непримиримого лагеря в другой - пресловутой «розой в проруби». Новороссийск видел эти корабли под разными флагами и разными именами.

    Такой была и канонерская лодка «Знамя социализма». Точнее, две канлодки: это пышное имя поочередно получили два очень разных плавсредства, построенных еще при царях и названных, понятное дело, по-другому. Общим в долгом прошлом двух «Знамен социализма» было, пожалуй, лишь то, что боевые заслуги эти корабли имели только за сражения русских с русскими.


    Одно «Знамя» отличилось сначала при подавлении шмидтовского мятежа 1905 г., смело атаковав крейсер бунтовщиков «Очаков»; затем - в начале 1920 г. в азовских льдах, спасая Крым от вторжения красных по Арабатской стрелке. А когда в ноябре того же года большевики все же заняли полуостров, брошенная врангелевцами в Севастополе канлодка на несколько лет удостоилась чести быть флагманом Красного флота на Черном море!

    Второе «Знамя» (раньше первого попавшее в руки красных) в сентябре 1920 г. стало участником, пожалуй, единственного эскадренного сражения, случившегося на Азовском море в эпоху пара и дизеля. Оно вошло в историю как «Битва у Обиточной (Бердянской) косы», где сошлись друг с другом довольно крупные (по номинальному числу вымпелов) эскадры красных и белых, сражавшиеся по всем правилам морской тактики – ведь кораблями обеих командовали кадровые офицеры, получившие долгожданный шанс показать, чему их когда-то научили в академии.


    Сражались моряки у той косы по-настоящему, как всегда русские с русскими – гибли люди, тонули пораженные снарядами корабли. И все же иначе как фарсом ту битву не назовешь – такими убогими, утлыми и ржавыми были шедшие (иные – на буксире!) в боевых ордерах кильватерных колонн плавсредства. Все, что оставалось на тот день дееспособного от Черноморского флота, еще недавно могучего, но почти уничтоженного - не в боях, а в борьбе московских и киевских (а, кстати, и берлинских) властолюбцев.

    И сегодня, когда читаешь описания той битвы, не оставляет ощущение – а ведь она может скоро повториться. Не у Обиточной, так у другой азовской косы. Или черноморской – до того всё нынче чем-то неуловимо похоже на ту Гражданскую войну. Еще недавно казавшуюся такой далекой…

    Впрочем, о молодости и причудливых судьбах старых кораблей лучше расскажут специалисты.
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Проходят годы, меняется жизнь, нравы, обычаи, но возвращаются традиции. Еще недавно мы смеялись над шефством, а ныне возрождается шефство городов над воинскими частями и кораблями.
    Шефство городов и предприятий над воинскими частями было введено в Красной Армии по окончании Гражданской войны.21 января 1921 года ЦК РКП(б) направил циркуляционное письмо от 21 января 1921 г:
    " ... Казарму нужно окружить всеобщим вниманием трудящихся. Казарму нужно тесно сблизить с заводом и фабрикой... Необходимо возможно чаще устраивать общие совместные собрания, митинги, конференции рабочих, красноармейцев и крестьян, совместные субботники, наладить совместную культурную работу, клубы и пр. ... "
    17 ноября того же года ВЦИК принимает постановление "О прикреплении войсковых частей к местным Советам", а через год 12 ноября 1922 г. утвердил "Положение о Красном Шефстве".
    Во исполнения указанных положений Новороссийский горисполком взял шефство над 191-м стрелковым полком 65-й бригады 22-й дивизии, размещавшемся в городе, и добился присвоения ему почётного названия «Новороссийский», комбинат "Новоросцемент" - над бронепоездом № 203 "Гроза", нёсшему охрану побережья, морской порт - над Новороссийской военно-морской базой. А Новороссийский городской совет профсоюзов - над боевым кораблем Черноморского флота - броненосной канонерской лодкой "Знамя Социализма".
  3. ADS

    ADS

    Текст не понравился.
    По второму "Знамени", он же "Терец" в девичестве.
    Он ремонтировался в Новороссийске как в белой ипостаси, так и в красной. И оба раза на заводе "Судосталь".
    К сожалению,объем ремонта по имеющимся материалам представить невозможно.
    Назвать его броненосным неправильно.
    В те годы броненосными называли корабли,имеющие броневой пояс,которого на "Терце " не было. Он обладал броневой палубой,а такие назывались бронепалубными. Орудийные шиты и разное другое в это понятие не засчитывалось.
  4. ADS

    ADS

    Нашел кое-что в справочнике Лапшина и Коробейникова.
    3.05 1919 начат ремонт "Судосталь", сняты плавкраном орудия,потом поставлены обратно. При этом кормовая 120мм заменена 152мм Кане.
    3-10.07 была в плавучем доке, произведена очистка и притирка кингстонов,осмотр обшивки, переклепка части заклепок, очистка и окраска подводной части. кроме того,снимался котельный кожух.
    13.07 пришла в Севастополь.
    В середине октября зашла в Новороссийск.Из-за проблем с машинами стала готовиться к ремонту их.Но ремонт начат в Севастополе.
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Уважаемый ADS!
    Вы пишете, что назвать его "броненосным" - не правильно. Но ттак называлиьс канонерские лодки при постройке и позже, пока были живы. Поэтому и мы называем их так "броненосные", а не "бронепалубные", как их ни кто не называл в свое время. Сейчас, конечно, правильнее их так называть. Но, что поделать, называл их народ "броненосными", так и в дальнейшем их будем называть.
  6. ADS

    ADS

    Не соглашусь. Тогда к терминологии относились тщательнее.И,когда закладывали лодки "Гремящий",Отважный" и прочие с броневым поясом,то их так и называли.А вот про название "Терца" так при постройке-что-то не припоминаю.
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Не соглашайтесь, Ваше право. А канонерские лодки типа "Терец" проходили все же как "броненосные" по документам...
    ADS нравится это.
  8. Мне чаще встречалось наименование "мореходная канонерская лодка".
    "Терец", помнится, в молодости даже в Средиземное море выходил. А "Ледокол №4" построен был, кажется, и вовсе в Англии. По Черному же с Азовским морям они ходили не раз. Так что с их мореходностью не поспоришь.
  9. ADS

    ADS

    По каким документам?
    Они закладывались и вступали в строй по одной классификации. В 1892м году введена следующая.Где-то около 1908 -еще одна.
    При Керенском и Компании этим не успели заморочиться. Дальше "Терец" служил во ВСЮР и РККФ.
    Кто же назвал его броненосным?
  10. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Названий у канонерских лодок столько было, что все и не упомнишь. Чаще всего их называли "мореходная" и мы, я так думаю, с этим согласимся и у нас будет теперь:
    Мореходная канонерская лодка "Терец".
  11. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1922 году, несмотря на свои три десятка лет, это был один из сильнейших кораблей Российского военного флота на Черном море. Остальные были уведены в Бизерту, приведены в негодность или затоплены. "Знамя социализма", при рождении – канонерская лодка "Терец", оставленная врангелевцами при эвакуации Крыма, имела сильное вооружение: 2 носовых орудия калибром 152 мм, одно 120-мм кормовое, две 75-мм и 6 мелкокалиберных пушек, два торпедных аппарата, пулеметы.
    История этого корабля начинается в 80-е годы Х1Х века, стала реальной угроза вторжения английского флота на Черное море. Черноморского флота фактически не существовало. Броненосцы типа "Екатерина II" еще только закладывались, а флоту срочно требовались мореходные броненосные корабли способные нести охрану побережья, сопровождать транспорта на переходе, поддержать предполагаемый десант на Босфор. Было решено срочно построить шесть броненосных канонерских лодок.
    За основу был взят проект канонерских лодок "Манджур" и "Кореец", строившихся в Швеции для русского флота. Ни кто тогда не предполагал, что канонерская лодка "Кореец", совместно с крейсером «Варяг», станет символом мужества и героизма русских моряков.[6]
    Проект доработали с учетом особенностей плавания по Черному морю и возможностей отечественных заводов и улучшив его, особенно в отношении водоотливных систем. В 1886 г. на стапелях Николаевского адмиралтейства были заложены лодки "Запорожец", "Донец" и "Черноморец", строители корабельные инженеры штабс-капитан В.К. Берг и Ф.В. Юрьев, а Севастопольского завода РОПИТ - "Уралец", "Терец" и "Кубанец", строитель корабельный инженер капитан А.П. Торопов.
    Все лодки названы в честь казачьих войск России.
    "Терец" был заложен 6 мая 1886 г., 17 августа 1887 г. спущен на воду, и 17 ноября того же года вышел на ходовые испытания. Как и остальные канонерские лодки, корабль имел длину 67,2 м, осадку 3,5 м, водоизмещение 1400 т. Паровая машина тройного расширения мощностью 1657 л.с. обеспечивала скорость до 14 узлов на тихой воде, косые паруса, общей площадью 270 кв. м, поднимавшиеся на трех мачтах, - при хорошем ветре до 4 узлов. Запас угля позволял при скорости 6 - 7 узлов пройти до 2100 миль. Вооружение состояло из двух носовых восьми дюймовых (203 мм), установленных в спонсонах, одного кормового шести дюймового (152 мм), установленного в ДП, орудий картузного заряжания [то есть раздельного], шести 47-мм скорострельных пушек Гочкиса, считавшихся противоминными, двух торпедных аппаратов. Паровой катер имел аппарат для метательной мины, 12-весельный баркас можно было использовать для постановки минных заграждений, а 10-весельный гребной катер и 6-весельный вельбот вооружались 64-мм десантными пушками. Экипаж состоял из 13 офицеров и 165 матросов.
  12. Уважаемый Старый судоремонтник, уточните, пожалуйста (раз уж этот вопрос был заострен): что именно бронировалось на канлодках данного проекта, и какими толщинами?
    И относительно артиллерии: упомянутые Вами скорострельные пушки Гочкисса на "Терце" были одноствольные или пятиствольные (револьверные, митральезы)? Последние приводились в действие мускульной силой (надо было крутить ручку) и применялись на кораблях русского флота еще и в войну 1904-1905 гг. - преимущественно для поражения японских экипажей в ближнем бою.

    12607746.jpg
    Последнее редактирование: 24 ноя 2016
  13. ADS

    ADS

    Пятиствольные 47мм до преддверия мировой войны.
    Тогда при перевооружении поставили 4 одноствольных.
    Ответ про броню я знаю, но не буду мешать .
  14. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Ответа про броню и я не знаю. Ясно, что лодки имели броню на палубе...
  15. ADS

    ADS

    Изначально только противоосколочная броневая палуба и щиты(и те могли не сразу).
    Такая палуба вполне прикрывала от огня полевой артиллерии,не пропуская к МКО и погребам.Тем более,что полевая артиллерия тогда не комплектовалась бронебойными снарядами. А граната либо срабатывала раньше,либо останавливалась палубой.
    Правда,в ПМВ было сделано еще кое-что...
  16. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    К сожелению, кгда корабли долго служать, то трудно сказать, для чего их сделали. Если в начальный момент эти лодки были построены как нужные для своей эпохи, то в Первую мировую, так я понял ПМВ, они явно устарели, их старались е выпускать вперед, на первую линию. Ведь у турок в 1915 - 1916 гг. было плоховать с артиллерией, поэтому и лодки были в первой линии. А в 1914 - 1915 гг. их было не видно и не слышно.
  17. Как-то у нас тема засохла на сверхлаконичных репликах. А хотелось бы содержательных постов. Мое вступление к теме уважаемый ADS забраковал, поэтому буду обходится без отсебятины, а предложу читателям небольшой рассказ о переходе «Терца» (пока еще не под знаменем социализма) весной 1919 г. из Севастополя в Новороссийск для ремонта канлодки на «Судостали». По-моему, эти мемуары участника событий красноречиво показывают состояние как кораблей, так и экипажей Черноморского флота.

    Я.В.Шрамченко. Канонерская лодка «Терец» в Гражданскую войну
    Впервые опубликовано: Военная Быль. № 88. Ноябрь 1967.

    Весной 1919 года, покончив с Украинской республикой, волны Красной армии стали заливать юг России, отжимая добровольцев и казаков к берегам Черного и Азовского морей. Кубань и Новороссийск еще держались крепко, но главные силы донцов были окружены и отрезаны. На пятой неделе Великого поста красные прорвали слабый фронт добровольцев на Перекопе и начали вливаться в Крым. Эвакуация Севастополя казалась неминуемой. На рейде Севастополя стояла большая французская эскадра и несколько английских миноносцев. В Новороссийске были англичане.
    В это время я занимал должность начальника артиллерийских и минных складов в Сухарной балке. Мастерские там работали на Добровольческую и Донскую армии, снабжая бронепоезда 75– и 120-мм патронами.
    Было Вербное воскресенье, когда меня вызвал командующий флотом адмирал М. П. Саблин и сообщил, что Севастополь должен быть эвакуирован до четверга, что с понедельника караул в Сухарной балке принимают на себя французы, что он не разрешает взрывать там погреба и что для эвакуации офицеров и чиновников, а также надежных и лучших мастеровых Сухарной балки он дает в мое распоряжение канонерскую лодку «Терец», стоящую под крышей у стенки в Южной бухте. Ни матросов, ни специалистов на ней нет, и я должен сам набрать себе команду хотя бы из мастеровых.
    «Терец» перевели в Сухарную балку. Рабочие погрузили из наших запасов две тысячи пудов отличного донского брикета. Когда же развели пары и хотели опробовать машину, то в фундаменте сказалась трещина и машину нельзя было пустить в ход. Тогда на совете старших служащих и представителя Добровольческой армии полковника В.К.Акинтиевского было решено использовать канонерскую лодку «Терец» как блокшив и буксировать его при помощи одного из тральщиков Донской флотилии.
    В Страстную среду караван судов вышел из Севастопольской бухты в море. Тральщик «Эльпидифор» вел на буксире «Терца», у которого, в свою очередь, на буксире было две баржи с боевыми припасами.
    На «Терец» было взято максимальное количество инструментов и матриц от станков для снаряжения патронов, а также почти все минные запалы. Пассажирами были старшие служащие Сухарной бухты, полковник Акинтиевский и несколько мастеровых, все — с семьями, морских офицеров было всего три — я, капитан 2-го ранга Кузнецов и лейтенант Любимов. Ни инженера-механика, ни матросов не было вообще. Всего, с женщинами и детьми, на корабле было 73 человека. Под защитой Крымских гор в море было тихо. Ход — 4–5 узлов.
    В четверг вечером, чувствуя себя в ответственной роли хозяина блокшива, я обратил внимание, что на горизонте, в районе Керченского пролива, видны веера облаков «сирус». Ожидая, что ночью засвежеет, я обошел палубы, предупреждая пассажиров о предстоящей качке. Во время обхода ко мне подошел благообразный, хорошо одетый старик и сказал мне: «Разрешите, капитан, я буду у вас боцманом; я — старый матрос и буду вам полезен». — «Очень рад, — сказал я, — попросите кого-нибудь из мужчин помочь вам закрепить гребные суда». Новоназначенный боцман быстро справился со своей задачей — грунтовы и найтовы были положены по всем правилам морского искусства.
    Вечером, перед сном (я решил спать на мостике), я пошел с боцманом осмотреть дейдвудный подшипник. В наглухо задраенное отделение дейдвуда проникнуть уже было нельзя — там была вода. Было слышно, как она журчала, вливаясь в трюм. «Я буду мерить прибыль воды в трюме через палубные отверстия, — сказал мне боцман, — и каждый час буду вам докладывать».
    В час ночи боцман разбудил меня и сказал, что вода в трюме сильно прибывает. «Пойдемте в машинное отделение, — предложил я, — там будет виднее». С коптилками в руках (электричества на корабле не было) мы пробрались, лавируя между спящими на палубе женщинами и детьми, в машинное отделение. Там нам сразу стало ясно, как велика была опасность. Вода глухо ударялась и переливалась с борта на борт при качке, и уровень воды подходил уже под настил машинного отделения. На корабле не было ни одного брандспойта, помпы Дайтона были неисправны. Мой взгляд остановился на трюмной донке и ее распределительной доске, хорошо знакомой мне со времени, когда я был корабельным гардемарином на «Славе». «Если вы сможете развести пары в котле и сумеете поднять давление до 45 фунтов, то я смогу пустить трюмную донку в ход», — обратился я к сопровождавшему нас мастеровому Андрееву. Разбудили артиллерийского полковника Копьева, который, будучи студентом-политехником, ходил когда-то на практику кочегаром на паровозе. В помощь ему был назначен как кочегар портовый бухгалтер, коллежский асессор Кондюров. С делом справились, пары были подняты. Тогда я вспомнил, как отвечал на экзамене по трюмному делу на «Славе», и уверенно проделал все манипуляции: поставил клапана на трюмной доске по стрелкам надписи — «берет воду из трюма», «откачивает за борт», потом открыл нижний приемный клапан донки, затем — регулятор пара... Донка начала работать, но результатов не было видно. Я послал предупредить спящих около пожарного отростка и перевел клапана на «дает воду на верхнюю палубу». Наверху послышались крики: кого-то окатило водой... Но это уже не важно, мы были спасены! Я быстро перевел клапан на надпись «За борт». Уровень воды в трюме начал понижаться... В Страстную пятницу вечером мы благополучно прибыли в Новороссийск, достали съестные припасы, соответствующие празднику, и отслужили заутреню на «Терце».
    Через несколько дней я был назначен командиром «Терца», а пассажиров свезли на берег. Расставаясь с моим «боцманом», я просил его сказать мне, кто он такой. «Я — старый моряк и двадцать лет командовал океанскими пароходами», — ответил он. «Бог послал мне вас в трудную минуту моей жизни», — сказал я ему. Мы крепко обнялись и расцеловались со стариком. Больше я его никогда не встречал и фамилии его, к сожалению, не могу сейчас вспомнить.

    «Терец» был отлично отремонтирован отделением Ревельского судостроительного завода. Три 120-мм орудия были сняты и заменены шестидюймовыми орудиями «канэ». Я был командиром «Терца» в течение двух лет и принял участие во многих боях Добровольческой армии как на Днепре, так и в Азовском море, под Геническом, защищая правый фланг Перекопских позиций от наступающей Красной армии. Офицерами у меня были: старшим офицером — старший лейтенант Трасковский, штурманом — мичман Гассовский, вахтенным начальником — мичман Гансон, ревизором — мичман Любинский, инженером-механиком — сначала полковник Бекман, затем инженер-механик лейтенант Животов и последние месяцы - инженер-механик мичман Кадесников. Команда состояла из бывших студентов Новороссийского университета, терских и кубанских казаков — учеников старших классов реальных училищ и нескольких армейских офицеров, поручиков и подпоручиков, из расформированных пехотных частей.
  18. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Большое спасибо, уважаемый Straniero!
    Дополнение весьма важно, но до него, по моим планам, ещё далеко. Я начал расска о рождении класса канонерских лодок. Ведь их всего быо 6 кораблей. И если бы не война 1914 г., то могли бы и все списать.
    Разве это не интересно?
  19. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Однако, продолжим по теме.
    Вступление в строй в течение одного года шести канонерских лодок, а в последующие годы и броненосцев, показало силу судостроительной промышленности России и заставило гордых британцев изменить свои планы на Черном море.
    Канонерские лодки с первых же дней стали привлекаться для крейсерской и посыльной служб, ходили в составе практической эскадры Черноморского флота, заходили в Дунай и его притоки. В 1890 году "Черноморец", командир капитан 2 ранга Смирнов, в 1891 году "Донец", капитан 2 ранга Мартын, и "Запорожец", командир капитан Пуцилло, обеспечивали проводившиеся впервые на Черном море комплексные глубоководные исследования под общим руководством заведующего отделением Морской обсерватории при Главном гидрографическом управлении подполковника И.Б. Шплиндера. В числе результатов этих работ стало открытие слоя сероводорода, который начинается с глубин 200 метров и идет до дна.
    В 1898 году была создана Машинная школа Черноморского флота, в которой готовили машинных квартирмейстеров. Для практических занятий привлекались корабли флота, в том числе и канонерская лодка «Уралец».
    Осенью 1907 г. "Уралец" у мыса Айя в Крыму под руководством академика А.Н. Крылова проводил опытовые стрельбы "для определения влияния качания корабля на меткость стрельбы". На испытаниях впервые широко применялась фотоаппаратура, в том числе и для регистрации колебаний корабля в момент выстрела.
  20. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    С 1889 г. канонерские лодки стали включать в состав Средиземноморской эскадры. Королева Греции Ольга была дочерью русского великого князя, брата императора Александра II. Не имея собственного крупного флота, способного бороться с турецким, она всеми средствами добивалась, чтобы Россия держала в Средиземном море достаточно крупное морское соединение - Средиземноморскую эскадру, базирующуюся на порты Греции. В эту эскадру входили как корабли Балтийского, вплоть до броненосце , так и Черноморского флота, в основном представленные канонерскими лодками.
    Эти лодки, ежегодно сменяя одна другу, несли стационерную службу в греческом порту Пирей, совершали в составе эскадры плавания по Средиземному морю с заходом в порты различных стран, показывая флаг, нанося визиты вежливости. Так канонерской лодке "Терец" в составе этой эскадры посетила ряд стран, в том числе Испанию, и участвовала в параде русского флота в порту Тулон.
    В 1890 г. цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, совершил путешествие из Петербурга во Владивосток. Этот поход был приурочен к завершению наследником 13-летнего курса образования (8 гимназических, 4 университетских и 1 дополнительного года) и рассматривался Александром III в качестве важнейшего этапа в познании наследником как Российской империи, так и сопредельных территорий. В 1890 г. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства в Владивостоке и символически свезя первую тачку грунта для насыпи . А так как Августейшему путешественнику нельзя было проехать одним путем дважды, то было принято решение добраться до Владивостока морским путем - через Египет, Индию и Японию. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями как на Западе, так и на Востоке, а так же укрепить контакты между Россией и другими странами. Так, например, Николай подружился с сопровождавшим его в путешествии греческим принцем Георгом и надолго установил дружеские отношения с королем Сиама Рамой V Чулалонгкорном. В то же время это путешествие должно было стать прекрасной демонстрацией усиления военной мощи России во всем мире и в первую очередь, на Дальнем Востоке.
    Путешествие началось 23 октября 1890 года, когда наследник и сопровождавшие его лица после молебна покинул Гатчину. Проследовав через Псков -Вильну -Варшаву-Вену они прибыли в Триест. Здесь цесаревич взошёл на борт крейсера 1 ранга «Память Азова», пришедший из Кронштадта. На мачте крейсера сразу же взвился царский штандарт. На нём проходил службу в чине мичмана брат Николая, великий князь Георгий Александрович.
    Крейсер "Память Азова", на котором держал свой флаг цесаревич, постоянно сопровождала эскадра кораблей русского военно-морского флота, что невольно показывало рост могущества Российской империи. От Триеста до Суэца крейсер сопровождали крейсер «Владимир Мономах» и канонерская лодка «Запорожец». От Адена до Бомбея эскорт осуществлял крейсер " Адмирал Корнилов". А в районе Нанкина к наследнику присоединилась целая эскадра, сопровождавшая его до Владивостока в составе крейсера "Адмирал Нахимов", канонерских лодок "Бобр", "Кореец", "Манджур" и "Джигит" под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова.
    28 декабря 1902 года на рейде порта Пирей встал на якорь отряд кораблей под командованием контр-адмирала Штакельберга. Здесь же находилась Средиземноморская эскадра под командованием контр-адмирала Кригера. В бухте стояли три русских броненосца, четыре крейсера, две канонерские лодки и 13 миноносцев. Это была наиболее внушительная демонстрация русской военно-морской мощи. Отряд контр-адмирала Штакельберга в составе новейших броненосцев «Ретвизан» и «Победа», крейсеров «Богатырь», «Боян», «Паллада» и «Диана», миноносцев «Бурный», «Бойкий», «Внимательный», Внушительный», «Выносливый», «Властный» и «Грозовой», простоял до 20 января 1903 года, а потом направился на Дальний Восток, войдя в 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Поделиться этой страницей