1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА «ЗНАМЯ СОЦИАЛИЗМА»

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем straniero, 21 ноя 2016.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Выполняли канонерки и более деликатные поручения.
    24 мая 1896 года в г. Каней (Ханья) на острове Крит произошла резня между христианами и мусульманами, в ходе которой были разгромлены русское и греческое консульства. Россия послала на Крит две канонерские лодки «Запорожец» и «Гремящий», пришедшую с Балтики. Прислали свои корабли и Англия, Франция и Германия. С соединённой эскадры был высажен десант, который навёл порядок в городе.
    С 10 апреля 1909 года в Аданском вилайете Турции начались волнения, приведшие к резне христиан. По некоторым сведениям число погибших христиан, в особенности армян, доходило до 15 000 человек, а в городе Адан были полностью сожжены христианские кварталы. Волне6ния перекинулись на порт Александретту, в окрестностях которой так же было выжжено несколько селений.
    В турецкие порты для восстановления спокойствия были направлены английские, французские и итальянские военные суда. Русская канонерская лодка «Уралец» под командованием капитана 2-го ранга Кузнецова прибыла в Александретту 15 (28) апреля, после чего была переведена в Мерсину, где простояла весь май. Члены команды патрулировали на улицах городов, пытаясь навести порядок.
    Газета «Тифлисский листок» сообщала в № 93 за 1909 г.:
    «Вечерние газеты печатают описания избиений в Адане, окрестностях Антиохии и в других местах Сирии, поражающие ужасными подробностями. По исчислению газет, убито более 35 000 человек, сожжено несколько десятков деревень. Адана совершенно выгорела. Мерсину же спасло только прибытие иностранных крейсеров».
    В 1902 году канонерская лодка «Запорожец» находилась в Средиземноморской эскадре под командованием адмирала Кригера и заходила в Алжир.
    О выходах канонерских лодок в Средиземку сообщалось в газетах. Так, «Новое время» сообщала в разделе «Хроника» в 1902 году:
    «Плавающая в отдельном отряде судов Средиземного моря мореходная канонерская лодка "Терец" в нынешнем году возвратится в Россию, Вместо нее будет отправлена в плавание по Средиземному морю другая канонерка "Черноморец". В настоящее время в Средиземном море находятся 6 русских военных судов под начальством контр-адмирала А.Х. Кригера». [??]
    Когда А.А. Бирилёв вице-адмирал, командующий Балтийским флотом, в звании контр-адмирала командовал Средиземноморской эскадрой, то использовал канонерскую лодку «Кубанец» как личную яхту, стараясь на ней поспеть на все национальные торжества, проходившие в разных странах: в Италию, Тунис, Тупцию, Грецию, Сирию, Испанию. И везде А.А. Бирилёв получал ордена. По окончании кампании офицеры эскадры шутили, что «Крестовый поход А.А. Бирилёва закончился успешно».
    Канонерские лодки принимали участие в торжествах по случаю спуска на воду новых кораблей Черноморского флота. Как и все корабли, стоящие на рейде, они украшались флагами расцвечивания, поднимался Императорский штандарт, а спущенный на воду корабль приветствовался артиллерийским салютом.
  2. Спасибо, напомнили эту историю. Когда-то в детстве прочитал в книге Новикова-Прибоя "Капитан 1-го ранга"
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1900 г. канонерские лодки прошли капитальный ремонт с заменой котлов, износившихся из-за интенсивной службы кораблей, облегчением мачт и такелажа.
    Революционный 1905 год канонерская лодка "Черноморец" встретила в порту Пирей, в Греции. Во время восстания на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический» она оказалась в атмосфере одобрения и сочувствия местного населения, видевшего в восстании "патриотический и, притом, молодеческий подвиг". Российский посланник в Афинах вполне обосновано опасался волнений на корабле, но все обошлось без серьезных последствий. Канонерская лодка "Донец" в начале ноября 1905 года находилась в Новороссийске для поддержания порядка. Она стояла у второй пристани Владикавказской железной дороги. 11 ноября 1905 года в Севастополе началось восстание флотской дивизии, сразу же охватившее до двух тысяч матросов. Их поддержали матросы крепости и береговых батарей. 15 ноября на мачте крейсера "Очаков" лейтенант П.П. Шмидт поднял сигнал "Командую флотом". К "Очакову" должна была присоединиться и канонерская лодка "Уралец", находившаяся на ремонте и перевооружении. Подняв красный флаг, матросы не смогли развести пары и вывести канонерскую лодку из порта.
    Экипаж канонерской лодки "Терец", командир капитан 2 ранга Петров, старший офицер лейтенант М. Ставраки, состоявший в основном из учеников и строевых квартирмейстеров, сохранил верность правительству. Корабль занял боевую позицию у выхода из Южной бухты. В 14 часов 35 минут команде был зачитан приказ Главного командира Черноморского флота вице-адмирала Г.П. Чухнина: "... принять решительные меры с применением огня для подавления мятежников". В 15 часов 56 минут "Терец" открыл огонь по миноносцу "Свирепый", шедшего под красным флагом в порт за баржой за снарядами. Эти выстрелы послужили сигналом к расстрелу восставших кораблей.
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    После 1905 года все канонерские лодки, как и устаревшие броненосцы, вывели в резерв Первой линии. Они использовались как стационеры в портах Средиземного моря и учебные корабли по подготовке флотских специалистов. В случае войны эти корабли должны были осуществлять операции в прибрежной зоне: прикрывать собственное побережье, обстреливать берег противника, прикрывать высадку десантов и т.д.
    В 1907 году на канонерскую лодку «Запорождец» возложили весьма не простое задание.
    В 1905–1907 гг. увеличился объем контрабанды оружия через южные порты Российской Империи. По сведениям, имевшимся в Департаменте полиции, оружие ввозилось в Россию на пароходах, доставлявших нефть в Англию, Ирландию, Дублин, Бельфаст, откуда они возвращались с оружием в русские черноморские порты, главным образом, в Батум, Поти и Сухум.
    Активную работу по закупке оружия за границей и организации его отправки в Россию в указанный период осуществлял Меер Валлах (М.М. Литвинов). В сообщении от 1 июня 1906 г. заведывающий полицией на Кавказе уведомил Черноморского губернатора о том, что «один из главных агентов “Центрального Комитета” Российской социал-демократической рабочей партии, упомянутый в циркуляре от 11 сентября 1903 г. за № 8404 Меер Валлах, известный в революционной среде под кличкой “Феликс”, ездил недавно в Марсель для отправки морским путем на Кавказ значительнаго транспорта оружия, закупленного на сумму 196 тысяч рублей, которые были украдены социал-демократами на Кавказе, причем имеются указания, что местные крестьяне, будучи обложены соответствующим налогом, потребовали от социал-демократического Комитета на такую же сумму оружия, закупка коего и поручена в Марсели Валлаху».
    В начале 1906 г. под вывеской парижской конторы, открытой на фиктивное имя, М.М. Литвинов занялся размещением оружейных заказов на европейских заводах. Летом 1906 г. он разместил заказы на оружие в Брюс¬селе, Вене, Карлсруэ, Гамбурге, Берлине, Гааге, Льеже. Филиалы парижской конторы были созданы в различных городах Европы, в том числе в Цюрихе и Льеже. В справке от 9 марта 1906 г., составленной для высших чинов полиции на основании донесений заграничной резидентуры, отмечалось:
    «Недавно в Берлине был проездом из Петербурга известный социал-демократ Меер Валлах, он же Литвинов, Феликс и Папаша. Ему поручено произвести немедленную закупку в крупных размерах и, кроме того, устроить на ближайшее время доставку оружия в Россию (револьверов, патронов, ружей, пулеметов и т.д.). На помощь ему приехал также социал-демократ, известный под кличками Герман и Виктор, из Гельсингфорса, на днях приедет также известный Петр Гермогенович Смидович, он же Василий Иванович Червинский и Матрена. Последнему поручается устроиться в наиболее подходящем порту для от¬правки оружия (название порта будет установлено агентурой)… Валлах ездил из Берлина в Карлсруэ для свидания со своим братом и чтобы побывать на фабрике Бергмана, где выполняется заказ пулеметов и карабинов. В настоящее время Валлах находится в Париже, который будет центром для заведования делом оружия»
    Ситуация в сфере незаконного оборота оружия, в частности, незаконный ввоз оружия революционерами в пределы Российской Империи, обусловила принятие ряда экстренных мер.
    По распоряжению Департамента полиции на Балканский полуостров в феврале 1905 г. был командирован действительный статский советник Л.А. Ратаев «для организации там агентурнаго наблюдения за водворением в пределы Империи взрывчатых веществ и разнаго рода оружия».
  5. Сергей Александрович!Бери пример с СТРАНИЕРО он всегда указывает используемые им материалы сети!
  6. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В пресечении незаконного ввоза вооружения большая роль отводилась кораблям военного флота. 19 мая 1906 г. морским министром вице-адмиралом Бирилевым была утверждена «Инструкция военным судам об осмотре торговых судов для воспрепятствования ввоза оружия и боевых припасов к берегам России в Балтийском море, в Финском, Ботническом и Рижском заливах». В параграфе 3 данной Инструкции указывалось, что для «воспрепятствования тайному провозу запрещенных видов оружия и боевых припасов, к службе таможенно-полицейской охраны побережья могут быть привлекаемы и суда военнаго флота, причем на последние возлагается при этом наблюдение за тем, чтобы все пребывающия торговыя суда разгружались лишь в пунктах их назначения и не могли избежать таможеннаго досмотра»
    В Инструкции дан перечень действий, производимых военными кораблями по пресечению незаконного ввоза оружия и боевых припасов: «В зависимости от изложенных главных оснований, действия охранных военных судов по отношению к подозреваемым торговым судам, направляющимся к берегам России и ея островам, будут заключаться: а) в опросе подозреваемого судна, б) в наблюдении за его движением до порта назначения, в) в остановке подозрительнаго судна, г) в осмотре его и д) в задержании судов в случае обнаружения на них запрещеннаго к привозу оружия и боевых припасов» Необходимые меры для пресечения незаконного ввоза оружия и боевых припасов были приняты также на юге Российской Империи. Для охраны побережья Черного моря от ввоза революционерами оружия от Керченского пролива по всему Кавказскому берегу до русско-турецкой границы были назначены канонерская лодка «Запорожец» и минный крейсер «Казарский», которые, по возможности, должны чаще выходить в море и следовать вдоль берегов, а также находиться на пути пароходов, идущих из Константинополя в главные порты указанного района.
  7. Санеев!Пожалуйста дайте сноску-мне действительно интересно откуда вы выкапываете данную информацию......................
  8. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1907 году "Кубанец", а в 1914 году, перед самой войной, и
    "Терец" были перевооружены. на них установили два шестидюймовых (152-мм) и одно 120-мм орудия Кане, два 75-мм, четыре 47-мм орудия и два 7,62-мм пулемета. Во время войны 47 мм противоминные пушки, показавшие свою бесполезность, сняли, а на баке установили 76-мм противоаэропланную (зенитную) пушку.
    25 ноября 1911 года канонерские лодки "Запорожец" и
    "Черноморец" исключили из списков флота. После разоружения "Запорожец" продали Греции, где он эксплуатировался как грузовое судно под названием "Ст. Николос". Позднее его перепродали Турции, где под именами "Рихадле", а затем "Боц-Коурд", он работал до конца 20-х годов.
    В конце 1911 года на канонерской лодке "Уралец", стоящей в греческом порту Пирей, были арестованы 15 матросов по подозрению « в попытке организовать революционное восстание на корабле, находящемся в заграничном плавание». Этот арест положил началу новых репрессий среди моряков Черноморского флота в 1912 году.

    В октябре 1912 года началась Первая балканская война между Болгарией и Турцией. Утром 23 октября в Босфор для охраны российского Императорского посольства была введена эскадра Черноморского флота, в которую входила канонерская лодка "Кубанец", позднее замененная "Донцом". В ноябре "Донцу" пришлось совершить несколько обходов побережья для успокоения греческого населения городов пролива. В феврале 1913 года на "Донце", как и на всех кораблях эскадры в Босфоре, проводились торжества по случаю 300-летия дома Романовых.
  9. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    18 ноября 1913 года, возвращаясь из очередного средиземноморского плавания, канонерская лодка «Уралец» потерпела аварию у Круглой бухты под Севастополем и затонула.
    Предлагаю историю того события, написаного не мной:
    "...Новый, 1913 год, который, как оказалось, стал последним годом в истории лодки, ее команда встретила на станции в Пирее. В феврале «Уралец» совершил двухнедельное плавание к старому Афону, а затем перешел в Халкис. Там он принял на борт королеву эллинов Ольгу Константиновну и вместе с ней 6 марта направился в Салоники. Через шесть дней канонерская лодка вышла из Салоников в Пирей в составе конвоя греческой королевской яхты «Амфитрида», на борту которой находилось тело недавно усопшего короля Георга. По завершении траурных процедур «Уралец» совершил ряд плаваний в Адриатику, а 16 августа посетил Венецию. В конце осени 1913 г. в Средиземное море на смену «Уральцу» была послана канонерская лодка «Терец» и 5 ноября «Уралец» смог отправиться из-за границы обратно в Черное море. Вначале он зашел в Ялту, где 16 ноября был подробно осмотрен императором Николаем II, находившимся в это время со своим семейством в Крыму. На следующий день лодка под командованием капитана 2 ранга С.А.Берха вышла в Севастополь. В ночь на 18 ноября в свежую погоду из-за наступившей мглы, которая скрыла створные огни Севастопольского порта, вахтенные потеряли ориентировку и «Уралец» в кромешной темноте выскочил на прибрежные камни у Круглой бухты. Попытки сняться своими силами не увенчались успехом – корпус плотно сидел на рифе. Тем временем ветер усилился, и людей с лодки пришлось снимать уже во время настоящей бури. Так уж случилось, что единственными жертвами крушения «Уральца» стали члены команды однотипного «Кубанца», который подошел из Севастополя на помощь собрату. При свозе на берег личного состава гибнущей лодки гребной катер «Кубанца» перевернуло штормовыми волнами. В результате утонули мичман А.В.Верещагин и пять матросов. Человеколюбивый подвиг русских моряков, без колебаний поспешивших на выручку погибавшим товарищам, получил большой резонанс в отечественной прессе – несколько дней после этого события первые полосы южных и даже некоторых столичных газет неизменно посвящались обсуждению разыгравшейся драмы. Утром следующего дня к месту катастрофы из Севастополя подошли портовые плавсредства, которые начали откачивать воду, заливавшую через пробоину котельное отделение канонерской лодки. 21 ноября шторм почти утих, что позволило приступить к разоружению «Уральца» – приведенным из Севастополя плавучим краном в этот день была снята вся имевшаяся на лодке артиллерия. После частичной разгрузки у спасателей не осталось сомнений в том, что «спасти теперь корпус судна не представляет особых затруднений». 27 ноября «Уралец» с борта яхты «Алмаз» осмотрел адмирал Григорович. Морской министр в целом остался доволен ходом ведущихся на нем работ. Однако разразившийся в ночь на 3 декабря шторм спутал все карты. Проливной дождь и сильное волнение в значительной степени затрудняли и без того нелегкую работу спасателей. Попытки снять лодку с камней при помощи взрывов подводной скалы оказались напрасными. Вскоре из-за ураганного ветра все работы пришлось полностью прекратить. Усилившееся волнение за какие-то три часа причинило большие дополнительные повреждения подводной части корпуса и верхней палубе. По воспоминаниям очевидцев «…положение быстро стало критическое. Громадные волны страшно бьют лодку.» Зимний шторм не прекращался более двух недель. Обшивка и конструкции набора не выдержали и 20 декабря «Уралец» разломился на две части. Поскольку о спасении судна речь уже не шла, пришлось, используя собранные в районе крушения плавсредства, приступать к его разборке прямо на месте аварии. Эти работы начались вскоре после новогодних праздников. 28 января 1914 г. приказом по морскому ведомству «Уралец» был исключен из списка судов русского флота." http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-17-0-00000001-000-280-0
  10. Ой!Спасибо!Сергей Александрович!Наконец то вы стали не пренебрегать понятиями о сохранении авторства информации!
  11. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В августе 1914 года оставшиеся в строю три канонерские лодки вошли в состав экспедиции особого назначения на Дунае под командованием капитана 1 ранга Веселкина. Задачей экспедиции была оказание помощь союзнику России - Сербии в борьбе с армией и Дунайской речной флотилией Австро-Венгрии. Корабли экспедиции доставляли Сербии
    оружие, боеприпасы, военное имущество и продовольствие.
    В конце октября "Донец" и "Уралец" находились в Одессе. 29 октября 1914 года два турецких миноносца "Гайрет" и "Муавенет-и-Миллет" ворвались на внутренний рейд Одесского порта, потопили торпедной атакой "Донец", обстреляли артиллерийским огнем стоящие в гавани корабли, нанесли им повреждения, потопили баржу с углем, нанесли повреждения береговым объектам. "Кубанец" вступил в бой и нанес два попадания миноносцу " Муавенет-и-Миллет ". Но оба турецких корабля сумели уйти из порта. В декабре 1914 года "Донец" был поднят и введен в строй.
    Весь 1915 г. две канонерские лодки, "Терец" был в ремонте, выполняли небольшие переходы, сопровождая разные суда. Стокновения с противником у них не было.
  12. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Все изменилось в 1916 году. 30 января в Батум были отправлены броненосец «Ростислав», канонерка «Кубанец», миноносцы «Лейтенант Пущин» и «Живой». В порту уже находились канонерка «Донец» и миноносцы «Строгий» и «Стремительный». Эти корабли образовали Батумский отряд. Начальником отряда был назначен командир Батумского военного порта капитан 1 ранга Римский-Корсаков.
    Первой совместной операцией флота и армии стало наступление на реке Архаве в феврале 1916 года. На «Ростиславе» находился начальник Приморского отряда Кавказской армии генерал Ляхов.

    Морской отряд в ночь на 23 января вышел из Батума, имея на броненосце «Ростислав» начальника Приморского отряда Ляхова. В 8 часов 23 января подошел к устью р. Архаве. С приближением к берегу корабли были обстреляны турецкой батареей, давшей недолеты и перелеты. Это заставило «Ростислав» несколько отойти, но зато, раз батарея себя обнаружила, и он имел возможность выбрать наиболее удобное место для пристрелки по ней. Канонерские лодки расположились между «Ростиславом» и берегом, два миноносца вступили в дозор, третий получил назначение быть репетичным судном (передатчиком сигналов) для наблюдательного поста, а четвертый - "Строгий" - был отправлен к Вице для наблюдения за тылом турок и для обстрела прибрежных дорог, в том случае если бы турки, пользуясь этими единственными в данной полосе местности путями, стали подтягивать подкрепления.
    Для обеспечения действий корабельной артиллерии на броненосце и канонерках находились офицеры сухопутной артиллерии, которые хорошо знали расположение турецких войск. На берегу был создан специальный наблюдательный пост.
    Около 8.00 корабли открыли огонь по турецким окопам и батареям. Огонь вели броненосец и канонерки, 2 миноносца охраняли их. При поддержке тяжелых морских орудий русские войска форсировали реку и захватили часть турецких позиций. К 16.00 операция была приостановлена. Миноносцы и канонерки на ночь ушли в Батум, а «Ростислав» отошел в море. За день броненосец израсходовал 94 снаряда 305 мм, 303 снаряда 152 мм и 29 снарядов 75 мм. Канонерки выпустили 85 – 152-мм снарядов и 47 – 120-мм.
    Отдельного упоминания заслуживают действия миноносца «Строгий». Он разрушил артиллерийским огнем телеграфную станцию и высадил партию разведчиков, которые уничтожили несколько столбов и сорвали провода.
  13. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    7 февраля «Ростислав» и «Кубанец» обстреливали район Вице, прикрывая войска, которые закреплялись на новых позициях. За эти 2 дня броненосец израсходовал 104 снаряда 152 мм и 375 снарядов 75 мм, то есть за 3 дня операции «Ростислав» израсходовал почти половину боезапаса. Канонерка выпустила 210 снарядов 152 мм и 111 снарядов 120 мм. В результате русские войска за 3 дня продвинулись на 20 км, захватив сильно укрепленные позиции. Русские потеряли 160 человек убитыми и ранеными, турки – до 500 человек только убитыми.
    В середине февраля русские войска перегруппировались и возобновили наступление, которое опять поддерживали корабли Батумского отряда. На сей раз русским предстояло прорвать турецкий оборонительный рубеж на реке Вице. 15 февраля корабли вели интенсивный обстрел вражеских позиций. Командир «Ростислава» пишет:
    «Стрельбу корабля в этот день описать последовательно нет возможности, так как после методического обстрела хребтов и склонов гор, прилегающих к берегу реки Абу-Вице, огонь, по требованию с берега, переносили – то вглубь долины реки, то по самому берегу, в зависимости от того, где предполагалось присутствие вражеских батарей. Место корабля приходилось менять, занимая различные позиции в различных расстояниях от берега. Корректировка и передача приказаний с устройством радиостанции на берегу несравненно улучшилась (прежде семафором и флагами), а главное, ускорился и успех обстрела позиций. Уничтожение батарей в большой мере надо отнести к действию этой станции. В продолжение дня неприятельские батареи, по-видимому, боясь открыть свое расположение, не стреляли по «Ростиславу». Но под конец, около 17 часов, вероятно, выбитые со своих позиций, приблизились к берегу и открыли огонь по кораблю. Первые выстрелы дали большие перелеты, постепенно уменьшавшиеся, и последний был с очень небольшим, но тоже перелетом и с хорошим направлением. Однако вскоре батарея прекратила стрельбу по кораблю и вообще совсем прекратила огонь. Полагаю, что стреляла она, уже покидая свою позицию».
    Расход снарядов в этот день был очень большим, хотя наступление не состоялось, так как генерал Ляхов отложил его. На ночь малые корабли вернулись в Батум, а броненосец отошел в море. Турки воспользовались нерешительностью противника и ночной контратакой на ряде участков потеснили русских. Ляхов срочно запросил помощь флота. Утром корабли возобновили обстрел турецких позиций. Миноносцы своим огнем сопровождали наступающую пехоту, а броненосец обстреливал укрепления. Чтобы лучше рассмотреть вражеские окопы, «Ростислав» подошел на расстояние всего 2 кабельтова к берегу. Турки открыли по нему ружейный огонь. Но теперь с броненосца стал ясно виден турецкий опорный пункт. «Ростислав» открыл по нему энергичный огонь из 152-мм и 75-мм орудий, но турки упорно держались, хотя их окопы были сильно разрушены. Тогда «Ростислав» выпустил 4 – 254-мм снаряда. Огонь турок немедленно прекратился, и они бежали, бросив позиции. Именно огонь кораблей в этот день обеспечил успех русского наступления.
  14. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В марте - апреле канонерские лодки "Кубанец" и "Донец", наравне с другими кораблями, обеспечивали высадку двух пластунских казачьих бригад в г. Ризе на побережье Лазистана в Турции. Посадка бригад на корабли проходила в Новороссийске.
    Да, наш город заполнили казаки, даже в большем числе, чем планировали в штабе. Бригады уходили в бой с запаными чинами, приписанным к бригадам. Это были добровольцы, желающие показать себя туркам.
    А в Новороссийске в это время стали рости цены на продукты. И довольно значительно. И ничего не сделаешь. Ведь брали же на содержание армии...
    В августе, после вступления в войну Румынии, канонерские лодки "Донец", "Кубанец" и "Терец" вошли в состав Дунайской флотилии. И поддерживали левый фланг нового, для России, фронта. К сожалению, найти подробностей этого действия, мне не удалось...
  15. А вот хоть в Википедии есть:

    "4 августа 1916 года между Российской империей и Королевством Румыния было подписано «Морское соглашение» согласно которому эти три канонерки были включены в состав Румынского флота. 31 июля «Терец» прибыл в Одессу для проведения дооборудования. На нем усилили броневыми листами палубу в районе машинного отделения и погребов. Вооружение было усилено одной 47-мм зениткой (переделанная пушка «Гочкисс»). Все эти меры были направлены на противодействие австрийским и германским аэропланам и показывали, насколько возросла мощь авиации. 25 августа «Терец», «Кубанец» и «Донец» присоединились к Румынской флотилии в Силистрии. С 15 октября «Терец» входил в состав уже Русской Дунайской флотилии подчинявшейся командующему Дунайской армией.
    Действия морских канонерок на Дунае были сильно затруднены их большой осадкой, однако они оказали большую помощь Добруджинской и Дунайской армии — обстреливали берег, вели контрбатарейную борьбу и борьбу с австро-венгерскими речными судами. Отражение воздушных атак было таким интенсивным, что к сентябрю иссяк боекомплект зениток. Бои шли до середины 1917 года, а в декабре «Терец» ушел с Дуная в Севастополь в связи с заключенным перемирием".
    И еще:
    августа 1916 года «Терец» в составе отряда канонерских лодок действовал в составе Дунайской флотилии, поддерживая огнем сухопутные войска. За время кампании на Дунае канонерская лодка (как и «Донец») полностью расстреляла стволы орудий, что приводило к сильному снижению меткости выстрелов".
  16. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Спасибо за содействие. Не удосужился посмотреть Википедию...
    Однако, я продолжу.

    В марте 1918 года корабли вернулись в Севастополь. В гражданскую войну они оказались, поочередно, в руках украинский, германских, англо-французских интервентов, а потом вошли в состав флота белогвардейцев. Некомплект команды был восполнен кадетами, гимназистами, учениками технических школ и другой восторженной молодежью, желавшей морской романтики. Энтузиазм у них заменял опыт.
    Когда весной 1919 года Красная Армия освободила Севастополь, то «Терец» сумел перейти в Новороссийск своим ходом. Канонерские лодки "Донец" и "Кубанец" были отправлены французскими оккупантами в отстой к острову Змеиный, без экипажей. Когда к ним смогли приблизится бедые офицеры, то "Донец" уже затонул, налетев во время очередного шторма на таран броненосца. "Кубанец" плавал, но у него была испорчена машина. Тогда его и ещё ряд судов вывели из отстоя и привели в Новороссийск, не заходя в Севастополь.
    А канонерскую лодку «Терец» уже во всю ремонтировали. С 15 апреля 1919 года в механических мастерских порта отремонтированы шлюпбалки.
    1 мая 1919 года завод "Судосталь" пишет письмо командиру Новороссийского военного пора:
    «…Завод может принять на себя ремонт канонерской лодки «Терец», контрминонсоцев «Жаркий» и «Поспешный»..."
    И в мае - июне проходил ремонт «Терца» на заводе "Судосталь".
    4 июня на лодке сняли орудия. Для этого к ней подходил плавучий кран. В июле - посталили в док. Выполены работы очистка и притирка кингстонов, осмотр обшивки, переклёпка части заклёпок, исправление, очистка и окраска подводной части.
    После оставления Крыма частями Красной армии «Терец» вернулся в Севастополь.
    А с "Кубанцем" было плохо. Главны двигатель оказался разбитым, поэтому лодку оставили в Новоросссийске, выполняя небольшие ремонтные работы.
  17. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    "Его высокородию
    г. начальнику работ в Новороссийском порту
    капитана парохода «Святой Николай»
    Георгия Ивановича Левченко
    Заявление
    Настоящим честь имею покорнейше просить записать на очередь вверенного мне парохода «Святой Николай» (бывшая канонерская лодка «Запорожец») для поднятия на плавучий док для покраски подводной части на время до трёх суток.
    6 июля 1919 года подпись Левченко"
    Вот такая записка хранится в Новороссийском городском архиве. Получается, что пароход "Святой Николай" в 1919 году находился по русским флагом, и даже был отремонтирован в Новороссийске в дни наибольших побед белой армии.
    К сожелению, ни каких других сведений об этом мне узнать не удалось.
  18. ADS

    ADS

    Хотелось бы уточнить фразу про разбитый главный двигатель.
    Вообще на канлодке было две машины. Трещины,скорее всего,образовались в цилиндрах от износа,а не от какого-то удара,который их разбил.
  19. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Разумеется, имеется в виду трещины в цилиндрах. Хотя удар какой либо не исключается. Трудно сказать, не имея перед глазами двигателя, причины по которым он вышел из строя. Приходится ориентироваться на рассказы других.
  20. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Обе канонерские лодки ушли в Крым. Если "Терец" стал нормальным боевым кораблем, то "Кубанец" так и не был восстановлен полностью, оставаясь без главной машины.
    8 марта 1920 года началась Юшуньская наступательная операция XIII Красной армии по прорыву в Крым, закончившаяся неудачей. Канонерская лодка "Терец" поддерживала отряд полковника Г.К. Главицкого, державшего оборону на Арабатской стрелке. В районе Геническа "Терец" вступил в бой с бронепоездами, оборонявшими побережье. По советским данным в результате неудачного маневрирования лодка села на мель и была повреждена огнем бронепоездов.
    Но у отряда полковника Г.К. Главацкого не было тяжелой артиллерии и командующий морским отрядом капитан 1 ранга Машуков приказал оставить для его поддержки канонерскую лодку. Команда посадила " Терец " на мель. Льды сковали судно, сделав из нее неподвижный форт на фланге Арабатского отряда. Так лодка, в тяжелейших условиях провоевала почти месяц.
    После снятия с мели, канонерская лодка пришла "Терец" пришла в Севастополь. Была устроена волнуюая встреча корабля, произведены награды и...
    И лодка поставлена в ремонт... Надолго...
    Но с канонерской лодкой "Кубанец" есть данные, что она перешла в Керчь, высаживала десанты на побережье Азовского моря, в августе - поддерживала десант генерала Улагая на Кубань и была потоплена при эвакуации белых войск после провала десанта.
    Эта версия довольно долго ходила по нашим историкам, вошла в
    "Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917 - 1927 гг.)" М Воениздат 1981 г. стр. 257.
    Но оказалось, что речь шла совсем о другом корабле, гражданском, переделанным в боевой.
    При эвакуации Крыма в ноябре 1920 года, "Терец" и "Кубанец" были оставлены в Севастополе. Генерал П.Н. Врангель вспоминал об этом:
    "… Суда, одно за другим выходили в море. Все, что только мало-мальски держалось на воде, оставило берега Крыма. В Севастополе осталось несколько негодных судов, две старые канонерские лодки "Терец" и "Кубанец", старый транспорт "Дунай", подорванные на минах в Азовском море паровые шхуны "Алтай" и "Волга" и старые военные суда с испорченными механизмами, негодными даже при перевозки людей. Все остальное было использовано..."

Поделиться этой страницей