1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Карты старого Новороссийска

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Сергей Шило, 17 янв 2012.

  1. В истории развития и градостроительного формирования Новороссийска генеральные планы города (карты) сыграли значительную роль . Первый из них - представлял собой схему военного укрепления построенного по проекту Н.Н. Раевского в 1838 году . На ней были нанесены пятнадцать улиц, площадь с церковью, здание адмиралтейства, деревянный причал , склады для угля. Также , были указаны и военные сооружения - казармы , офицерские домики, госпиталь, таможня, училище мореплавания, карантин, острог, склады провианта, здания начальника полиции и начальника Черноморской прибрежной линии.
    В 1865 году появляется новый план г. Новороссийска его составителем стал урядник Андреевский . Однако план Андреевского не был утвержден начальником Кубанской области и работы по созданию проекта плана продолжались. В следующем 1866 году автором плана города стал инженер – капитан Суходольский. Этот план был утвержден .
    Однако вышеупомянутые планы города не послужили к упорядочению его улиц и плановых участков. Оказалось , что оба они составлены без тщательной съемки местности и отвод плановых мест согласно им оказался совершенно невозможен.
    В связи с этим в 1867 году исполняющий обязанности начальника Черноморского округа полковник Д.В.Пиленко составил новый план города и обратился с рапортом к начальнику Кубанской области. В последнем он писал , « что если вести застройку по плану Суходольского, то некоторые участки под дома придутся на уже существующие улицы, а некоторые улицы должны идти через участки уже розданные под застройку ранее» . [1]
    В создавшихся условиях новый план города Новороссийска составленный Д.В. Пиленко был принят и утвержден начальником Кубанской области.
    Старинные планы города Новороссийска представляют собой исторические документы значительной важности . С их помощью ныне можно установить местоположение давно забытых и переименованных улиц и площадей , промышленные строения и здания, объекты давно исчезнувшие и прекратившие свое существование но бывшие когда-то в нашем городе. Много может поведать старая карта , открыть тайны давно ушедшего времени …..Жаль , что таких градостроительных документов сохранилось очень мало .
    Наиболее полным документом считается « План города Новороссийска с окрестностью» М.Н. Назаренко изданный в 1896 году . Он показывает и охватывает всю территорию города . На нем указаны названия улиц и площадей , нанесена промышленная зона и селитебная часть.
    С ростом и развитием города все менялось , строились новые предприятия , появлялись новые улицы и переулки, площади , бульвары и скверы, в городскую черту входили некогда бывшие далеким загородом предместья…….
    Последнее редактирование модератором: 14 апр 2014
    Виктор С., Светлана и Maxim нравится это.
  2. НОВОРОССИЙСК -1848 год.
    img758.jpg
    Новороссийск 1848 г.
    Виктор С. нравится это.
  3. ПЛАН НОВОРОССИЙСКОГО ПОРТА 1895 г
    img759.jpg
    Виктор С. и Ilya нравится это.
  4. ДЕРЕВНЯ МЕФОДИЕВКА , КРЕПОСТЬ, МЕФОДИЕВСКИЙ ПОСЕЛОК, СТАНДАРТ, БАЛКА АДАМОВИЧА. 1932 г
    img422.jpg
  5. Во многих путеводителях по Новороссийску встречается одна и та же фраза
    о том, что при строительстве железной дороги отцы города пожадничали и
    не выделили средств для прокладки ветки в центр города.
    Мол, из-за этого так и остался вокзал на окраине.
    И все последующие поколения из-за этого так страдали, так страдали...
    Но вот карта-план города за 1902 год.

    [​IMG]

    И что мы видим? Железная дорога идёт вдоль бухты до самой Косы!
    А вот ещё снимок.

    [​IMG]

    Смотрим и удивляемся не тому, кто этот почтенный старик?
    (Конечно же отец русской демократии!)
    А удивляемся мы тому, что позади старичка видим ту самую
    железную дорогу,которая имеется на вышеуказанной карте!
    И паровозик дышит паром.
    Значит - не декорация!
    Maxim нравится это.
  6. Котовасий, спасибо! Будет очень замечательно если и другие пользователи исторической странички начнут размещать информацию по теме. А про ж\д по набережной - это известный факт . что она была и действовала , но это была частная дорога . начиналась от цемзавода и кончалась на косе .
    У меня есть документ подтверждающий , что ж\д шла и дальше в Мысхако ( рапорт жандармского управления в Новороссийске) - найду опубликую .
  7. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Котовасий,
    "отцы города" никакого отношения к строительству частной ВКЖД не имели. В чем их было обвинять? Да и паровозик на старом снимке катит не по рельсам акционерной жд, а по казенным путям, огибавшим бухту.
  8. vkzd_branch.jpg
  9. А когда ея завернули к "озерам" возле нынешнего Южного рынка?
    Deutsche Karte Novoross.jpg
  10. Есть мнение, что это доктор Чехов А.П. ;)
  11. В 1910 г ж\д ветка на Мысхако уже действовала ВОТ ЭТОТ ДОКУМЕНТ и как в нем значится доходила до Широкой балки.

    img761.jpg

    img762.jpg

    Ответить . что спрашиваемый путь был устроен контрагентом по устройству Новороссийского порта и никакого отношения к Владикавказской Ж\д не имеет, поэтому плана оного у нас нет и не было и в архиве конторы его нет.
    Шенснович.
  12. ***Первый поезд пришел на пассажирский вокзал Новороссийска, расположенный далеко за городом. Находился он за Цемесским болотом, на землях, не входящих в городскую черту. Первоначально строительство пассажирского вокзала железная дорога планировала осуществить в городской черте, что было бы удобно для горожан. Для этого нужно было засыпать часть болота, и тогда вся земля под железнодорожными сооружениями переходила в собственность железной дороги. Этому воспротивилось городское управление, и вокзал пришлось строить в Зацемесской стороне. Такое расположение вокзала было крайне неудобно для города, но для пригорода стало настоящим благом.
    http://novorosforum.ru/threads/Железнодорожные-Нахаловки.539/
  13. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Кочетов Михаил,
    несмотря на приведенный Вами фрагмент плана местности, я остаюсь при своем мнении.
  14. А я чо?! Я ничо ...
    Просто на карте 1902 года так обозначено - "рабочая ветка Владикавказской железной дороги". И на другой стороне бухты - также.

    P.S. Может отдельную ветку форума организовать про железную дорогу на Мысхако, чтобы тему с картами не захламлять?
  15. После войны за рыбзаводом оставались развалины ж.д.моста, под ним протекал ручей (речушка?). Мост был ж.б., с двух сторон насыпи. И где-то в том районе до войны находились пороховые(?) склады к ним шла ветка. Имела ли продолжение к Мысхако и далее - не знаю. Кроме этого моста ничего имеющего отношения к ж.д. не видела.
  16. На этой карте хорошо видна речка. Это район современной улицы Серова и далее парка им.Фрунзе (более привычно Демьяна Бедного). На моей памяти речки уже не было, но в парке в этом месте били ключи и находился колодец. Речка исчезла, но после обильных дождей дома по её бывшему руслу постоянно подтоплялись.
  17. ADS

    ADS

    Пороховые склады -вряд ли.
    В 20-21 году они располагались в бараках у корня Восточного мола.Их все хотели перенести,но подобранные места были неудачно. Наконец, начальника артиллерии Кавукрсектора за это сняли и потребовали подобрать новое место где-то в районе Тоннельной.
    В 24 году,когда выбирали место для летнего лагеря 74 дивизии, ни городские власти,ни дивизия не упоминали в перебранке по месту нахождения пор.складов.А то бы у городской власти был сильный козырь не помещать туда лагерь.
    А малярии дивизия не испугалась.:)
  18. ADS

    ADS

    Ну хоть при впадении пяток метров русла было видно.И пляжик на этом месте образовался,хотя многие думали.что это не речка,а ...:)
  19. План города Новороссийска и его окрестностей составленный в 1923-1924 гг.
    img275.jpg

Поделиться этой страницей