1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

НАРОДНЫЕ УЧИТЕЛЯ.

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Сергей Шило, 26 дек 2010.

  1. Тема - расскажет о народных учителях и учительницах , живших и работавших в городе Новороссийске в конце XIX и начале XX века.


    Династия Мишениных
    В городском архиве сохранилось очень мало документов о первых учителях 14-го и 17-го городских училищ.
    До постройки своего собственного здания в 1916 году 17-е городское начальное училище располагалось в доме Ивана Викеньтьевича Холевы, который стоял на углу улиц Шоссейной и Пироговской( ныне ул. Васенко и Пироговской), арендуемом городской Управой [29].
    Заведующей училища была Мишенина Александра Михайловна, в девичестве Маджарская, назначенная на эту должность в 1913 году. Она, как это часто бывает в учительской среде, вышла замуж за учителя Ивана Ивановича Мишенина и у них родились три дочери в 1896, 1898 и 1907 годах. Две из них Надежда и Анна закончили Новороссийскую женскую гимназию и тоже стали учительницами сначала в городских начальных училищах, а затем и в советских трудовых школах. Семья Мишениных вместе с тёткой жили на железнодорожной территории по улице 4-я Траншея в доме № 56 кв. 5. ныне эта улица танкиста Михайлова.
    Давайте посмотрим, с чего начиналась её педагогическая деятельность. На пожелтевшем от времени, принявшем коричневатые оттенки листе бумаги, красивым каллиграфическим почерком было выведено:
    «Аттестат.
    Воспитанница Кавказского Епархиального, находящегося под покровительством Ея Императорского Высочества, Великой княгини Ольги Фёдоровны женского училища, дочь Священника Михаила Маджарского, девица Александра Маджарская родилась 1863 года октября 12 дня, поступила в училище в сентябре 1875 года. И совершив полный курс в оном училище при отличном поведении, на окончательных испытаниях в мае и июне месяце 1880 года оказалась успевающей:
    1. В законе Божием очень хорошо /4/.
    2. Педагогике очень хорошо /4/.
    3. Русский язык и словесность очень хорошо /4/.
    4. Арифметика очень хорошо /4/.
    5. Геометрии очень хорошо /4/.
    6. Математической географии /4/.
    7. Всеобщей и русской географии /4/.
    8. Физике очень хорошо /4/.
    9. Всебщей и русской истории /4/.
    10. Французскому языку не обучалась.
    11. Чистописание отлично /5/.
    12. Церковное пение очень хорошо /4/.
    13. Музыке не обучалась.
    Сверх того она воспитанница Александра Маджарская в продолжении училищного курса обучалась рукоделию.
    Вследствии сего, на основании 111 параграфа Высочайше утверждённого Устава Епархиальных женских училищ, она Александра Маджарская по определению Совета Кавказского Епархиального находящегося под покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Фёдоровны, женского училища утверждённого Его Преосвященством Преосвященейшим Германом Епископом Кавказским и Екатеринодарским, 28 июня 1880 года удостоена права на звание домашней учительницы, тех предметов, в коих оказала хорошие успехи без особых испытаний в сих предметах. В удостоверении чего и дан ей, Александре Маджарской сей аттестат за надлежащим подписом и приложением училищной печати.
    Июня 29 дня 1880 г.
    Члены Совета и. д. Председателя Совета.
    Преподаватель А. Васильев.
    Начальница училища Валицкая.
    Инспектор классов священник А. Ленский.
    Священник Прозоровский.
    Делопроизводитель Михаил Попов ».
    В другом документе сказано:
    «…По окончании училища, очевидно, продолжила своё обучение, так как к педагогической деятельности она приступила с 1887 года в качестве учительницы школ грамоты, в станице Павловской Кубанской области. С 1896 по 1902 год по случаю болезни оставляла должность учителя. В 1902 году с 1-го марта была назначена вновь на должность учительницы инспектором Бутыркиным в 5-е Новороссийское начальное училище. Где и проработала одиннадцать лет. В 1913 году получила повышение по службе, и была назначена заведующей в 17-е училище, в этой должности и работала до 1920 года». [30]
    5-е начальное училище находилось на Французской улице, дом 14. Теперь это ул. Робеспьера. Но здание училища не сохранилось. На его месте ныне стоит жилой двухэтажный дом со встроенным продовольственным магазином, построенный после Великой Отечественной войны.[31]
    Maxim нравится это.
  2. МАРИЯ ФЕДОРОВНА КИДАН

    В первые советские годы школа становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 года в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Школа отделяется от церкви и становится государственной. В этом же году выходит декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», и теперь уже не только для детей школьного возраста, но и для основной массы взрослого населения требуется огромное количество новых школ. Стали открываться «ликпункты» - школы ликвидации неграмотности. Они предназначались преимущественно для трудящихся 16-50 лет и существовали до конца 1930 годов. Решая сложную задачу по ликвидации неграмотности и желая очевидно охватить всех детей школьного возраста начальным обучением, а зданий школ было, как и в дореволюционные годы недостаточно, власти пошли по пути укрупнения школ, соединяя две школы в одну. В освободившихся зданиях открывали новые школы, таким образом, многократно увеличивалось число учащихся. Так же, были соединены и две другие школы 13-я и 18-я, упоминание об этом оставила другая учительница в своей биографии, написанной при поступлении на работу 15 мая 1924 года. Биография настолько интересна, что невозможно не привести её здесь же полностью.
    Обратимся ещё к одному архивному документу, это биография учительницы М. Кидан:
    15/5-24г.
    « Моя биография

    Первого марта 1896 года я родилась здесь в Новороссийске на цемзаводе, где мой отец, аптечный фельдшер Фёдор Матвеевич Кидан, служил тогда в качестве десятника на каменоломнях. Будучи обременён многочисленной семьёй и не имея ни каких средств, он не воспитал меня как следовало бы, но всё же сделал для меня всё что смог- я получила среднее образование, окончив бывшую Новороссийскую женскую гимназию. Последние годы школьной жизни мне пришлось провести в тяжёлых условиях, отец мой часто болел и некоторое время, довольно продолжительно оставался без службы, чем он не только не мог меня учить, но ему тяжело было содержать семью свою и тогда я должна была сама пробивать себе дорогу, дабы не оставить школьной скамьи. Путь был найден, я давала уроки детям, что дало мне возможность окончить 8 классов женской гимназии и получить звание учительницы по математике.
    Так не совсем счастливо и радостно прошли школьные годы мои, в особенности последние 7-й и 8-й классы, когда пришлось мне самой зарабатывать на своё существование, будучи ещё ученицей. В 1915 году я окончила гимназию и казалось жизнь моя могла бы улучшиться, так как я могла бы служить и учиться дальше, но тут случилось несчастье –умер мой отец, и я должна была все желания и стремления учиться дальше оставить в стороне и искать себе службы , что могло поддержать не только моё существование но и всю мою семью, так как я была самая взрослая в семье. Со смертью отца, семья лишилась кормильца единственного, вся надежда теперь была на меня, пока подрастёт брат младше меня.
    Итак принимались все меры поскорее получить службу, вскоре цель была достигнута 1-го октября 1915 года, я получила место учительницы-заместительницы в одной из одноклассных школ города Новороссийска, где прослужив только один месяц я получила это же место штатным, так как мой предшественник- педагог, будучи мобилизован на фронт Русско – Германской войны, был убит. С этого времени начинается моя педагогическая деятельность. В ноябре 1916 года я получила перевод в 2-х классную железнодорожную школу, здесь же в Новороссийске, где в старших отделениях была введена предметная система, и на мою долю как по специальности пришлось вести математику и географию. В этой школе я служила до 1920 года когда все школьные работники были расформированы по другим школам в Новороссийске и я, будучи в том числе попала в 13 и 18 школы (две школы были соединены), где и учительствовала по 1921 год.
    С этого времени моя педагогическая деятельность была прервана; мотивами этого были разумные советы врача оставить школу, в противном случае я могла получить горловую чахотку. Имея мужа, занимавшего тогда приличную службу, я оставила школу, но всё же имея интерес и любовь к педагогическому делу и детям, я старалась не отставать от новейших веяний, новейшей литературы, новейших школьных работ и всякую новинку старалась прочесть и разобраться в ней. Свою педагогическую деятельность я продолжаю в 1924 году, когда через порядочный промежуток времени, в который я занималась домашним хозяйством, я вновь набравшись свежих сил, поступаю на службу в Детгородок в качестве руководителя при доме № 4, где и нахожусь до сего времени.

    М. Кидан ». [59]

    Биография Марии Фёдоровны Кидан не даёт усомниться в подлинности событий, происходивших в 1920-1921 годах.
    Марианна нравится это.
  3. В Смольненском институте для благородных девиц в аттестате писали: "Девица...при БЛАГОПРИСТОЙНОМ поведении показала следующие знания...
    Подумала я как то, что наши советские совсем не хуже, да ещё раздражало, что надо было в конце журнала в строке поведение писать всякую дурь типа "хорошее", "отличное","удовлетворительное" и никому это было не нужно и написала всем "благопристойное"! Знай наших!!!
    Журналы хранятся 75 лет! Может какой будущий архивист обнаружит, очень надеюсь!
  4. НЕОНИЛА АНДРЕЕВНА ФЕЛАСИНИДИ


    Неонила Андреевна Феласиниди, в девичестве Гапонова. В начале века семья Гапоновых перебралась на жительство в Новороссийск, и маленькая Неонила в 1905 году в возрасте 12 лет поступила в первый класс городской гимназии. Отец работал слесарем в вагоноремонтных мастерских, а мать была домохозяйкой. Обучение в гимназии по тем временам стоило большие деньги (60 рублей в год) и поэтому в гимназиях учились дети купцов, крупных чиновников и богатых людей. Дети рабочих и бедняков были, как правило, исключение. Среднее жалование в те годы рабочих и мелких служащих составляло 15- 20 рублей в месяц. За год работник получал от 180 до 240 рублей, и отдать только за обучение одного ребёнка 60 рублей было очень трудно . К тому же добавлялись расходы на форму и учебники. Более того, раньше в семьях было много детей и практически рабочему человеку не хватило бы годового заработка на обучение даже одного ребёнка. Как удалось Неониле Андреевне, дочери простого рабочего, окончить гимназию не известно, но факт остаётся фактом. В 1913 году после окончания полного гимназического курса, поступила в своей же гимназии в дополнительный восьмой педагогический класс. Одногодичные преподавательские курсы готовили учителей русского языка и математики. Девушка выбрала русский язык и, проучившись год, 31 мая 1914 года получила свидетельство на звание учительницы русского языка:
    « Свидетельство на звание учительницы.
    По окончании полного курса наук в Новороссийской Александринской женской гимназии поступила в 8-й дополнительный класс в 1913 году, для специального изучения русского языка. Все практические учебные занятия установленные для учениц 8-го класса выполняла удовлетворительно.
    В настоящем году и при бывшем испытании учительниц 8-го дополнительного класса, она Гапонова Неонила оказала нижеследующие познания.
    1. В предметах общеобразовательных:
    В законе Божием вполне удовлетворительно.
    В педагогике и дидактике вполне удовлетворительно.
    В начальном преподавании русского языка удовлетворительно.
    В специальных предметах русского языка удовлетворительно.
    Почему на основании установленных правил, она Гапонова Неонила Андреевна как удовлетворившая всем требованиям Высочайше утверждённого 24 мая 1870 года Положения о женских гимназиях ведомства Министерства Народного Просвещения и учебного плана 8-го дополнительного класса женских гимназий утверждённого господином Министром Народного Просвещения от 31 августа 1874 года приобретает право на звание домашней учительницы по русскому языку. В удостоверении вышеизложенного выдано ей Гапоновой Неониле Андреевне свидетельство на основании статьи 19 вышеуказанного Положения по определению педагогического совета состоявшемся мая 31 дня 1914 года за надлежащею подписью с приложением печати.
    г Новороссийск июня 4 дня 1914 года.
    Председатель педагогического совета Ф.Лях.
    Начальница гимназии В. Ларионова.
    Секретарь совета С. Лахвицкая».

    и была направленная сразу же в 17-е городское училище.
    Такие документы вручались всем выпускницам педагогических курсов. При свидетельстве сохранились правила и обязанности домашних учителей и наставниц, которые также вручались «новоиспечённым» учителям. Давайте, почитаем, как должны были себя вести домашние учительницы:
    « 1). Воспитанница женской гимназии, удостоившаяся звания домашней учительницы, обязана обменять аттестат об окончании курса на особое свидетельство, выдаваемое из канцелярии попечителя учебного округа. Для сего надлежит представить председателю педсовета гимназии:
    а ). Прошение на имя Попечителя округа.
    в). Аттестат об окончании курса 7-ми классов и удостоверение о прохождении 8-го дополнительного класса.
    д ). Метрическое свидетельство.
    е ). 12 рублей за напечатание свидетельства.
    Примечание; документы под литерами в и д, представляются с собственноручными копиями.
    2). Председатель педагогического совета посылает это прошение с документами в канцелярию Попечителя Кавказского Учебного Округа, и затем воспитанница получает от него же, под расписку, установленное, свидетельство на звание домашней учительницы или наставницы.
    3). Лица, не обменявшие аттестаты на свидетельства от округа, не пользуются правами службы на пенсию, если поступит в частный дом, для воспитания детей, или на какое другое место, назначенное в учебном заведении.
    4). При определении в частный дом, для воспитания детей, домашняя наставница или учительница должна представиться директору училищ и уездному председателю дворянства этого уезда, где будет находиться на жительстве.
    Примечание: Правило это соблюдается каждый раз при поступлении в другой дом.
    5).По окончании каждого года занятий, воспитания детей в частном доме, наставница или учительница, обязана представлять директору училищ отчёт о своих занятиях и одобрительных о себе свидетельствах от уездного предводителя дворянства и от лиц коих будет исполнять обязанности своего звания.
    6).Домашняя наставница или учительница должна будет точно соблюдать эти правила, то получит право на выслугу в сём звании не менее 20 лет, воспользоваться пенсией или вступить в дом презрения бедных девиц благородного звания на казённое содержание, преимущественно перед теми кои образованием детей не занимались. Лица же, которые не будут соблюдать всех сих правил, тем самым лишаются права на пенсию.
    Подлинное верно » .
    Послужной список рассказывает о дальнейшей судьбе Неонилы Андреевны:
    «Родилась 13 декабря 1893 года на хуторе Романовский Кубанской Области. Дочь рабочего (крестьянина). Русская. Крестьянка Таврической Губернии Мелитопольского уезда Серогозской волости. Закончила Новороссийскую восмиклассную гимназию. Практиковалась 8 лет в школе учителем. Замужняя. С 1914 года учитель в 17-том городском училище. С 1915 по 1917 работала в 6-том начальном училище. Некоторое время в 1920 году работала в 5-том начальном училище. С 1917 по 1922 год в 12 сов школе. Кроме этого Гапонова работала в Культурно-просветительной комиссии, в кооперативе «Союз Труда», и других комиссиях»[32].
    6-е начальное училище располагалось на углу Богдановской и Волковской улиц в доме № 34/9 (ныне ул Котовского и Черноморская). Потом это стала 14-я советская школа, здание которой не сохранилось. Сейчас на этом месте частное домовладение [33].
    Неонила Андреевна Феласениди проживала в Мефодиевке на Шоссейной улице в доме № 24 ныне это улица Васенко. На многих улицах Новороссийска, как и на улице Васенко, единицами сохранились и выделяются старой кладкой кирпичные старинные дома. Естественно мне захотелось посмотреть на дом, где жила учительница, к тому же я сам житель Мефодиевки и прогулка не составила труда, но увы на месте, где когда-то был её дом, теперь стоит длинный пятиэтажный дом вагоноремонтного завода. На противоположной, нечётной стороне улицы Васенко, начиная от дома музея Н.А. Островского, каким то чудом ещё сохранились одноэтажные, потемневшие от прошедших десятилетий кирпичные домики старинной постройки - это последние строения начала прошлого века, дошедшие до наших дней. Стоят они небольшой группкой, тесно прижавшись друг к другу потемневшими кирпичными боками. Каждый домик простенький, но сделан по-своему оригинально и не похож на соседний, так что и сейчас очень приятно смотреть на работу старых каменщиков. Есть в них что-то светлое, родное, красивое, греющее своей доброй теплотой. Такой была дореволюционная Мефодиевка: одноэтажной, кирпичной, красивой. Как жаль, что мы не сохраняем и не бережём свою историю, всё старое почему-то становится нам не нужно, мы его безжалостно ломаем, разрушаем и сносим. Уже сейчас практически перестаёт существовать «старый Новороссийск», мы всё строим, ломаем и строим. И когда, наконец, всё сломаем и всё построим, нам нечего будет рассказать и показать нашим детям об истории своего города.
    О других учителях, преподававших в 14-м и 17-м училищах до 1920 года сведений найти не удалось. Известно, что многие из них заканчивали Педагогический класс при Первой александринской женской гимназии Новороссийска.
    После окончания полного курса наук девочки, желающие стать учителями, поступали в восьмой дополнительный педагогический класс. Здесь готовили учителей русского языка и математики. За год обучения претендентки на учительское звание проходили углублённое изучение наук и по окончании держали экзамен. Выдержавшим испытание вручалось свидетельство о присвоении звания учительницы начальных городских училищ. В первый класс гимназии девочки поступали в десять лет, а выходили из стен родной гимназии прекрасными барышнями, молоденькими восемнадцатилетними учительницами. С этого дня они имели право работать, частным образом самостоятельно домашними учителями или поступить на службу по учебному ведомству народного образования в городские и сельские начальные училища. Распоряжением Попечителя Учебного Округа им назначались места службы. Попечитель имел право по школьной обстановке и по своему усмотрению перемещать учителей в пределах вверенного ему округа. Многие народные школы Черноморской губернии были укомплектованы выпускницами этого учебного заведения. Они работали не только в Новороссийске, но и в Геленджике, Туапсе, во многих поселках на побережье
    Разбирая старинные документы, просматривая многие десятки личных дел бывших учителей, понимаешь, какой огромный вклад внесла Новороссийская женская гимназия за свой столь недолгий «век» существования. Но посевы и плоды, которые она дала, остались на многие годы.
  5. Смирнов Александр Сергеевич

    Смирнов Александр Сергеевич , родился 11 августа 1878 года. Он был сыном псаломщика , совмещавшего в тоже время должность учителя начальной земской школы. По получении начального образования сын учителя продолжил свое обучение в калужской духовной семинарии, которую окончил в 1899 году .
    Далее в продолжении двух лет ( с 25\8 1899 по 25\8 1901) служил учителем- репетитором в Калужской духовной школе.
    В 1901 году желая продолжить свое образование поступил в Петербургский Историко -филологический институт и в продолжении пяти лет был в рядах славного Российского студенчества.
    После окончания института в 1906 году был назначен учителем истории и русского языка в Батумскую мужскую гимназию, где находился до 1914 года . В продолжении этих лет с 1907 по 1912гг., также вел уроки в старших классах Батумской женской гимназии, а с 1909 по 1912 гг., - имел уроки истории В Батумской частной мужской гимназии "Арнольди".
    Кипучая деятельность А. С. Смирнова на ниве просвещения была замечена начальством и с 1912 по 1913 годы он избирается Депутатом от Кавказского учебного округа для инспекций и испытаний в части учебных заведений г. Батуми.
    С 1\1 1914 года распоряжение попечителя Кавказского учебного округа А.С. Смирнов переводится в город Новороссийск - на должность инспектора мужской гимназии , и преподавателя истории, географии и латинского языка.
    С 18\11 1915 г. по 1\1 1916 г. временно исполняет обязанности директора мужской ( в связи с преждевременной кончиной Ф. В. Лях) гимназии и председателя педагогического совета женской гимназии Новороссийска.
    Затем вновь переезды в Сочи на (6 месяцев) и в Баку (7 месяцев). Но в Новороссийск он все таки вернулся и с 1 \9 1917 г. вновь переведен в женскую Александринскую гимназию учителем латинского языка, где и работал до 1920 года.
    В Новороссийске А.С. Смирнов как талантливый педагог и прекрасный специалист был востребован сразу в нескольких учебных заведениях.
    Он преподавал и в новороссийском Реальном училище (с 1\9 1920 г. по 1922), состоял председателем педагогических советов 2-й женской гимназии и 3-й женской "Общества педагогов и родителей"(с 1\2 1918 по 1\9 1920). Состоял председателем педсовета по выбору и утверждению в ОНО. Работал в 11-й *советской трудовой школе с 1920 по 1921г.


    * Школа находиласть в Мефодиевке, на углу ул. Красовской и Шоссейной (ныне ул. Кирова и Васенко)
    МУАН - Ф р17. оп.1. д.29. св.3. л. 113-114.
    Составлен 19 ноября 1924г.
    Maxim нравится это.
  6. Добавлю, что Неонила Гапонова смогла поступить в гимназию также и ввиду того, что уже был отменён знаменитый "циркуляр о кухаркиных детях" министерства народного просвещения 1887 года, согласно которому дети из низших сословий в гимназии не допускались, а имевшиеся там на момент его издания - изгонялись (так изгнали в тот год Николая Корнейчукова - будущего Корнея Чуковского). Кстати, пока для себя так и не выяснил - этот циркуляр отменили во время революции в 1905 году или раньше?
  7. Смотрите "Учреждение прогимназии в Новороссийске"-глава "Предложение господина министра".
  8. НИКОЛАЕВ ПАВЕЛ МЕРКУРЬЕВИЧ


    «…Николаев Павел Меркурьевич, 1881 года рождения, 19 дня октября, мещанин. Семейный, жена Лидия Николаевна 37 лет, сыновья Георгий 14 лет, Сергей 4 года . Окончил реальное училище с дополнительным классом в городе Ташкенте. После чего продолжил своё обучение в Киевском Политехническом институте, по химическому отделению, который окончил в 1909 году инженером технологом 1-го разряда (диплом № 405).
    Вернувшись в Ташкент Павел Меркурьевич с 1909 по 1912 год работал лаборантом Ташкентской Железнодорожной Химической Лаборатории по испытанию материалов, твёрдого и жидкого топлива. Одновременно преподавал химию и математику в Ташкентском коммерческом училище. С 1912 по 1915 служил при Нефтяной Лаборатории в городе Самаре. Начавшаяся первая мировая война меняет жизнь, призванный на службу Павел Меркурьевич попадает на Северо-Кавказский фронт,(1916-1918) где и служит старшим контролёром полевого контроля Кавказского фронта. По долгу службы попадает в Новороссийск и остаётся на жительство. В 1920 -1922-х годах Николаев работает старшим инспектором новороссийской военно-морской рабоче-крестьянской инспекции. С 1922 года Павел Меркурьевич возвращается к педагогической деятельности и преподаёт химию, физику и математику в 13 железнодорожной школе 2-й ступени а также и в 8-й семилетней железнодорожной мефодиевской школе»[83].


    СПЕРАНСКИЙ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

    « Сперанский Павел Николаевич, 1891 года рождения, июня 22 дня. Окончил историко-филологический факультет Варшавского университета (1911-1915г). Работал в «Земской статистике» оценочно статистического отделения Харьковской губернской земской управы, и Тверской (3года). С 1912 по 1915 включительно. С 1918года « Статистика труда», заведующий статистическим отделением Тверской губернской биржи. В этом же году преподаватель в Авдеевской смешанной гимназии, а затем школе 2й ступени там же до 1920 года (старшие классы). С 1920 года в станице Михайловской, преподаватель истории и географии по 1923 год. С 1923 года преподаватель истории и географии В железнодорожной школе 2-й ступени станции Новороссийск и географии в 13-8-й школе 2-й ступени (в 7,8,9-й группе)».
    Этот послужной список Сперанского Павла Николаевича, как и все документы, скупой и краткий, и я с охотой приведу ещё два документа, проливающих свет на судьбу давно забытого учителя.

    « Свидетельство.

    Совет Донского(бывшего Варшавского) Университета, сим объявляет, что Павел Николаевич Сперанский поступив в число студентов Варшавского (ныне Донского) Университета в начале 1911-12 учебного года выслушал в течении 1911\12, 1912\13, 1913\14, 1914\15 учебных годов полный курс наук преподававшийся на четырёх курсах исторического отделения, историческо - филологического факультета означенного Университета и на окончательных испытаниях оказал следующие познания:
    1. В русской истории
    Греческих авторах
    Латинских авторах
    Греческих древностях
    Римских древностях
    Введение в сравнительное языковедение
    Истории церкви
    Вспомогательных исторических науках, Логике, Психологии, Истории философии, Истории искусств, Французском языке …( 5).
    2.В русском языке( литературном), Всеобщей истории, Славянских древностях и истории славян, Истории русской литературы, Истории всеобщей литературы……..(4).
    В этнографии славян, немецком языке………(3).

    Поэтому он, Сперанский, признан исторически-филологическим факультетом достойным права на получение учёной степени, по представлении удовлетворительной диссертации, но от представления таковой отказался. А потому удовлетворён звания «Действительного студента», и на основании пункта 3, параграфа 48 Университетского устава утверждён в этом звании Советом Университета 6го января 1919 года.
    Вследствие сего господину Сперанскому предоставляются все права и преимущества, законами со званием « Действительного студента» соединяемые.
    В удостоверение сего дано сие свидетельство Советом Донского Университета с приложением университетской печати.

    Г. Ростов на- Дону, марта 2-го дня 1915 года.
    № 9814 Ректор - С. Вяхов.
    Декан ист-филол фак. А. Семёнов.

    Примечание: Деньги следуемые за свидетельство внести в Варшавское Казначейство под квитанцию за №18711.
    1915 год».

    А вот анкета преподавателя П. Н. Сперанского от 2-го апреля 1924 года, когда в бытность свою он работал учителем географии в 13-й советской трудовой школе.
    « Анкета.
    1. Сперанский Павел Николаевич.
    2. На уроках географии при прохождении курса западно-европейских государств и экономической географии СССР.
    Характеристика современных жизненных условий, важнейших государств после мировой войны, и изучение государственного
    управления( республики преобладают над монархиями).
    3. Узость преподаваемой науки не даёт возможности вести анти религиозную пропаганду.
    4. После признания СССР, Англией и Италией на уроке была беседа об экономических перспективах этих признаний.
    5. Богданов. « Краткий курс экономической науки»,Вульфсон «Обществоведение», Зиновьев « История РКП», и т д.
    На девятый вопрос как вы относитесь к религии он отвечает; совершенно отрицательно. Бытность в духовной семинарии и происхождение из среды духовенства, дали мне возможность изучить всю подноготную религиозного надувательства и отказаться сознательно от всяких религиозных иллюзий тормозящие только прогрессивные стремления человечества. Дети чтобы не быть калеками в будущем должны воспитываться без религии. Практически провожу, кроме школьной работы на своём сыне 5 летнем мальчике.
    Преподаватель П. Сперанский » [84].

    Это всё, что мне удалось узнать о преподавателях 8-й семилетней железнодорожной школы, которая с 1921 года до 1935 находилась? По школьным данным, находилась в своём здании бывшего14-го-17-го дореволюционного низшего городского училища.
    Возможно, были какие то ещё перемены в жизни этой школы с конца 1920-х годов и до середины 1930-х. Так как есть сведения что эта школа носила и № 2, но с какого года и по какой документов найти не удалось. Ещё один документ, карта Мефодиевского посёлка 1932 года, составленная землемером В. И. Тюменевым чётко показывает, что на улице Ново-базарной находится техникум НКПС – народного комиссариата путей сообщения [85]. Может быть, в одном здании, при техникуме и была железнодорожная школа. Скорее всего, наверное, так оно и было.
    [​IMG]


    С. Шило. " Училище на Ново- Базарной площади". Новороссийск. изд "Канцлер" 2006 г. стр.78-80.
  9. Федунов Дмитрий Николаевич

    Его профессиональная деятельность неразрывно связанна с Новороссийском. Свою жизнь он посвятил обучению детей, созданию рабочих и технических кадров в цементной, педагогической и коммунально–строительной отрасли городского хозяйства.
    Родился 21 октября 1885 года. С 1905 года начал работать народным учителем, а в 1913 году окончив четырехгодичный учительский институт в Тифлисе, назначается учителем 1-го четырехклассного училища в Новороссийске. В 1920-22 году преподавал в 8-й советской школе и одновременно являлся преподавателем железнодорожного техникума и курсов квалифицированных рабочих при станции Новороссийск. С 1923 по 1936 год жизнь Д.Н. Федунова тесно связана с цемзаводом «Пролетарий» и цементной промышленностью города. Сначала он назначается заведующим школой № 19 находящейся на заводской территории, затем с 1928 года школой фабрично заводской учебы при цемзаводе «Пролетарий» готовящей рабочие кадры для цементных заводов. Шли годы, развивалась промышленность. Набирала обороты индустриализация, в новых условиях стране все больше и больше требовались специалисты в разных областях промышленности. При цемзаводе «Пролетарий» создается сначала «Силикатный» а затем «Химический» техникум, выпускающий специалистов для цементного производства. С 1931 по 1936 годы Федунов преподает в этих учебных заведениях, и одновременно является заведующим 4-й средней образцовой школой цемзавода. Затем как опытнейший педагог отзывается в Гор ОНО на руководящую работу. Назначается инспектором школ, завучем педагогического техникума. После освобождения Новороссийска от немецко–фашистких захватчиков город лежал в руинах и первостепенная задача была в его востанавлении. Как воздух были нужны специалисты коммунально-строительного хозяйства. И опять самое горячее дело доверяют Д.Н.Федунову, назначая его с августа 1944 года зам директора по учебной части Новороссийского коммунально-строительного техникума. 5.08.1955 года Федунов Дмитрий Николаевич в связи с 50-летием педагогической деятельности был награжден знаком «Отличник коммунального хозяйства РСФСР».
    Д.Н. Федунов работал в коммунально–строительном техникуме до 3 июля1959 года. В этот день в его трудовой книжке появится последняя запись «В связи с уходом на пенсию по старости освобождается от занимаемой должности преподавателя и заведующего учебной частью Новороссийского коммунально-строительного техникума». После выхода на пенсию Д.Н. Федунов переезжает на жительство к своей дочери и внучке в Ленинград где и прожил свои последние годы. Умер в 1980 году в возрасте 95 лет.
    Maxim нравится это.
  10. С.Шило

    ЖЕНА СЛЕДОВАТЕЛЯ РЕВВОЕНТРЕБУНАЛА

    ТЕРЕНЕЦКАЯ -КЛИМОВИЧ ВЕРА МАКСИМОВНА

    Вера Максимовна как говорится, была педагогом от Бога. В дореволюционном Новороссийске эту семью знал каждый. Мужем Веры Максимовны был новороссийский судья Теренецкий –Климович Евгений Афанасьевич. Первые архивные сведения о семье относятся к 1910 году . В этом году Вера Максимовна открывает свою частную в Новороссийске школу для мальчиков и девочек –подготовительное училище 3-го разряда. О муже известно следуюшее «в 1907 г. он значится счетным чиновником Ставропольской контрольной палаты, а в 1908 г. старшим кандидатом на судебные должности в Екатеринодарском окружном суде».[1]

    Затем, уже о бывшем судье упоминает городская газета«Черноморское побережье» от 15.08.1913 г. что «бывший судья Теренецкий-Климович пожертвовал в библиотеку городской тюрьмы Новороссийска несколько десятков книг». [2]Таким образом , можно предположить ,что семья поселилась на жительство в Новороссийске именно в 1910 году.

    Открытая Верой Максимовной школа благополучно просуществовала десятилетие и была национализирована советской властью в 1920 году. В дореволюционные годы училище находилось в ведении Министерства народного просвещения а с 1920 года перешло в ведение Отнороба. К этим годам как раз и относятся архивные документы раскрывающие характерные черты Веры Максимовны- человека и педагога. Вот ,что она пишет в своем заявлении о принятии ее на работу в новую трудовую советскую школу «Всю жизнь до сих пор отдала школе и конечно,теперь могу заявить о своем желании продолжать работать в школе».

    ТЕРЕНЕЦКАЯ -КЛИМОВИЧ ВЕРА МАКСИМОВНА родилась 17 сентября 1880 года в семье чиновника- служащего банка в городе Черкассах Киевской губернии. После окончания частной гимназии держала экзамен на звание учительницы при Киевском учебном округе. Педагогическую деятельность начала учительницей русского языка и арифметики в Черкасской воскресной школе для взрослых а также была заведующей библиотекой данной школы. Затем ,несколько лет преподавала в Высшей школе для взрослых и учила арифметике арестованных в Черкасской тюремной школе. В тоже время она и сама не забывает повышать свои профессиональные навыки и знания, поэтому едет в Москву на Высшие женские курсы[3].

    Наиболее привлекательными для женщин, желавших стать учеными аграриями, были организованные в 1904 году (Стебутовские - по имени выдающегося ученого профессора И.А. Стебута) Женские сельскохозяйственные курсы в Петербурге и (Голицынские - по имени кн. С.К. Голицыной) Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве. Первые действовали по четырехлетней программе Московского сельскохозяйственного института, вторые фактически были филиалом последнего. Также, посещает курсы профессора Лесгафта но по неизвестной причине не оканчивает их.

    В 1908 году оканчивает Высшие курсы (Стебутовские) и через два года выбирает местом своего жительства и педагогической деятельности губернский Новороссийск. Общественная деятельность Теренецкой –Климович это не только стены своего частного подготовительного училища как видно из документов « педагогическое дело было в ее жизни главным». Поэтому Вера Максимовна несколько лет состояла членом родительского совета при новороссийской мужской и 1-й женской гимназии, состояла членом учительского союза со дня его возникновения. Кроме того, три года была секретарем родительского Совета мужской гимназии.

    При всем этом она мать большой семьи в которой восемь душ –«Галина Евгеньевна 16 лет,Всеволод Евгеньевич,15 лет,Алла Евгеньевна 16 лет,Ольга Евгеньевна11 лет,Георгий Евгеньевич 7 лет».К тому же пишет она « Все дети живут со мной,кроме того со мной живет мать 72 –х лет неспособная к труду и муж, который служит секретарем профессионального союза рыбаков»

    Далее эта замужняя женщина сообщает « имею 5 душ детей из коих три девочки учатся в 1-й женской гимназии Галина в 7 классе,Алла в 4-м классе,и Ольга во 2-м классе. Сын Всеволод в 6-м классе мужской гимназии а Георгий в этом году поступит в начальную школу»

    Проживала большая семья Теренец-Климович на углу Раевской (Нов республики)и Александровской (Победы)улиц в доме Кевлиева под номером 29/43. [4]

    С 8 октября 1920 года Вера Максимовна Теренец-Климович была назначена в 19 советскую школу 1-й ступени а с 1-го сентября 1921 года в 1-ю новороссийскую девятилетку (бывшая мужская гимназия). В своем «Послужном списке о службе учительницы1-й совшколы»который составлен на 1сентября 1923 года она пишет «имущественное положение пролетарий. Также раскрывает судьбу своего бывшего мужа новороссийского судьи Евгения Афанасьевича Теренецкий –Климович - «Вдова следователя Реввоентребунала»[5 ].

    Теперь становится ясно, что демонстративная акция в поддержку заключенных («жертв режима») в 1913году могла быть и проявлением антиправительственной позиции юриста; такая позиция позднее и привела его и в состав Ревтрибунала.

    Между тем, хотелось бы добавить , что Мужская гимназия Новороссийска переименованная в 1-ю советскую трудовую девятилетку оставалась самым престижным учебным заведением города которое по большей части сохранило свой педагогический состав . В списке учителей 1-й советской школы числятся такие личности как



    1.Архипов Евгений Яковлевич
    2. Вартминский Павел Александрович - русск язык.
    3. Дулин Виктор Константинович
    4. Егорова Лидия Тимофеевна
    5. Иовина Клавдия Лукинишна
    6. Леви Лариса Обрамовна
    7. Малинин Александр Григорьевич
    8. Марина Зоя Владимировна - русский язык
    9. Овчинников Сергей Иванович
    10. Рено Алексей Людвигович
    11. Селиванова Варвара Аристарховна
    12. Теренецкая Вера Максимовна
    13. Зиновьева Серафима Павловна
    14. Болдырева Мария Петровна
    15. Галензовский Константин Федорович- география
    16. Гольдернесс Ольга Константиновна
    17. Космодемьянская Александра Ивановна
    18.Мацютин Еремей Семенович
    19. Никифоров Иван Гаврилович
    20. Сорочинский Сергей Сергеевич
    21. Терлецкий Виктор Михайлович
    22. Топиро Борис Александрович
    23. Франгопуло Елена Александровна[6]

    Список фамилий и имен учителей не даст той полной информации которую заслуживают эти люди. Поэтому, кратко расскажу о некоторых из них, с кем посчастливилось работать Теренецкая -Климович Вере Максимовне.
    Прежде всего заведующий 1- советской трудовой школы Архипов Евгений Яковлевич -исследователь русской поэзии начала xxвека,поэт, библиограф,критик и прекрасный педагог.[7]
    Франгопуло Елена Александровна - основатель и первая председательница первого в России Женского клуба (1907 г).Главной целью клуба было объединение женщин , выяснение их нужд и умственное и нравственное совершенствование.
    Вартминский Павел Александрович- замечательный,увлеченный педагог, друг и соратник В.Э. Мейерхольда.[8]
    Новая система советского трудового воспитания была крайне политизированна ,и основывалась на подборе лояльных советскому строю педагогов. Поэтому ,зачисление в штат учебного заведения был возможен только после проверки специальной комиссией "Проверкомом" которая решала судьбу каждого педагога.
    В частности в анкете заполненной Теренецкая-Климович Верой Максимовной последняя сообщала о том, что" в Бога не верю,беспартийная,русская, русско-подданная,недвижимого имущества не имею, просвещение народа главный путь к благосостоянию".

    Анкетные ответы Веры Максимовны звучат искренне и беря во внимание ее прошлую педагогическую деятельность связанную с обучением грамоте простых рабочих и заключенных тюрьмы..можно предположить что она и ее муж ставший в годы большевицкого переворота следователем Реввоенсовета горячо поддерживала идеи большевицкого переустройства общества.

    Заканчивается анкета Теренецкая -Климович Веры Максимовны постановлением Проверкома от31 июля 1924 года « Признана условно- пригодной в качестве преподавательницы энциклопедистки в школе1-й ступени»[9].


    Библиография и литература


    [1] «Кавказский календарь»

    [2] Герасименко- Санеев “Новороссийск- отукрепленияк губернскомугороду»стр 432.

    [3] НГА.Ф.Р-17.оп.2.св.3.ед.х.29.л.205.

    [4] НГА.Ф.Р-17.оп.2.св.3.ед.х.29.л.205.и оборот

    [5] НГА.Ф.Р-17.оп.2.св.3.ед.х.29.л.204.

    [6]НГА. Ф.Р-17.оп 2.св.2.ед.х.27. л.4-11.

    [7]» Исторические записки исследования и материалы»вып.2.стр.254
    [8] Там же.
    [9] НГА.Ф.Р-17.оп.2.св.3.ед.х.29.л.205.и оборот.
  11. Уважаемый господин Шило! Извините, Бога ради, что слегка перебью своими досужими вопросами Ваш увлекательный рассказ!

    Большое спасибо за Ваш интересный, абсолютно эксклюзивный документальный материал из Новороссийского архива о В.М.Теренецкой-Климович.
    По его прочтении мне стало интересно узнать: Теренецкая-Климович - это девичья фамилия Веры Максимовны, или по мужу? Кто был ее муж и кем служил в Новороссийске?

    Дело в том, что Теренецкие-Климовичи - известный и многочисленный шляхетский род Могилевский губернии (иногда пишут - "Рогачевская шляхта"), о генеалогии которого можно найти немало информации в Сети. Вот, например, еще три года назад, 8 мая 2011 г., долгожитель форума forum.vgd.ru под ником ivanich сообщил почти такую же версию биографии Веры Максимовны Теренецкой-Климович, что и Вы сейчас (см. forum.vgd.rupost/1307/25653/p1012021.htm).

    "Теренецкая - Климович Вера Максимовна родилась в 1880 году в г. Черкассы Киевской губернии в семье чиновника, служащего в банке. Окончив частную гимназию, держала экзамен на звание учительницы при Киевском учебном округе. Затем - слушательница первых в России женских сельскохозяйственных курсов, учрежденных профессором Стебутом в Москве в Петровско-Разумовской академии. Посещала курсы профессора Лесгафта, но не окончила их.

    Вернувшись в родной город, заведовала библиотекой в Черкасской воскресной школе для взрослых, также преподавала русский язык и арифметику несколько лет в высшей школе для взрослых обоего пола. Учительствовала даже в Черкасской тюремной школе.

    В 1910 году Вера Максимовна связывает свою дальнейшую жизнь и судьбу с нашим приморским городом. Здесь в вышеназванном году она открывает частное начальное подготовительное учебное заведение 3-го разряда. Становится его заведующей и одновременно преподавателем. Неиссякаемая энергия позволяла ей нести в народ просвещение, не замыкаясь только на стенах своего частного училища. В 1910-х годах она становится заметной личностью в городе, для которой просвещение народа становится смыслом жизни. Открытое ею училище действовало до 1920 года и все время находилось в ведении Министерства народного образования.

    Многодетная мать (5 детей) - три девочки и два мальчика, учились в новороссийских гимназиях, и ей приходилось не только воспитывать своих и чужих детей, но и принимать активную общественную позицию , состоять в членах родительского совета и секретаря обеих средних учебных заведений города.

    С приходом в Новороссийск советской власти, все частные учебные заведения были национализированы, и учителю Теренецкой- Климович теперь приходится писать заявления о приеме на работу. Вот здесь то и раскрываются некоторые особенности биографии:

    Так в анкете значится, что Теренецкая-Климович – вдова члена Реввоентребунала (1922 г). Учительница с 8-го октября 1920 года назначается в №19 советскую школу 1-й ступени. А с 1 сентября 1921 года переведена в 1-ю новороссийскую девятилетку, где и проработала до 1924 года. Каждый раз при переводе на другое место работы "дела" учителей разбирались и проверялись (на благонадежность) специальными комиссиями – Проверкомами.

    В своем заявлении при очередной проверке она пишет «Педагогическое дело люблю, доказательством чего может служить, что и раньше не нуждалась в средствах, я все время занималась педагогическим трудом бесплатно. Всю жизнь до сих пор отдавала школе, и конечно, теперь могу заявить о своем желании продолжить работать в школе».

    Однако резолюция и постановление Проверкома от 31 июля 1924 года гласило "Признана условно пригодной в качестве преподавательницы энциклопедистки в школу 1-й ступени. Основание. Протокол №6
    ."

    Не кажется ли Вам, уважаемый Сергей Степанович, что автор этого текста поработал в Новороссийском архиве раньше Вас и извлек больше важной информации (например, о незаконченных высших курсах и о муже-ревтрибунальщике)? Или, может быть, ivanich - это таки Ваш другой никнейм?
    Ведь надо все же определиться, кто абсолютно эксклюзивен, а кто - относительно...
  12. Уважаемый Страниеро благодарю вас за ссылки. Действительно этот человек ivanich пишет,что Вера Максимовна с1910 года связывает свою судьбу с нашим приморским городом, что дает основание полагать о том ,что он новороссиец и естественно эти сведения он мог взять только в городском архиве. Так же точно и то что в анкете собственноручно указано ,что она вдова члена Реввоентребунала. Итут же в этой же анкете она вновь пишет ,что проживает с мужем-служащим секретарем профсоюза рыбаков. Исходя из этого возможно предположить ,что это фамилия мужа(реввоентребунальшика),что в 1920 годы было ей как раз на руку. Таким образом остается загадкой ее девичья фамилия и фамилия ее нового мужа. Смею вас уверить ,что ИВАНИЧ дал скупые сведения - даже более скупые чем у меня. Много кое чего есть в этой анкете и биографию Теренецкая-Климович можно дополнить....я сознательно умолчал некоторые факты и упирал только на педагогическую деятельность потому ,что многие факты абсолютно не исследованы и требуют вопросов на которые пока ответов нет...так ,что я не думаю ,что ИВАНИЧ выложил информации более чем я . Однако когда я вчера писал статью я понятия не имел ни о каком ИВАНИЧЕ .......тем не менее еще раз вас благодарю за ссылки........а в эксклюзивности определяйтесь сами - у меня будет большая статья а у него краткая архивная справка............................................................................................................
    Последнее редактирование: 1 май 2014
  13. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Полагаю, Вы найдете ответ на свой опрос, заглянув по ссылке:
    http://novorosforum.ru/threads/ПРИЗНАНА-УСЛОВНО-ПРИГОДНОЙ.1462/
  14. Спасибо огромное Сергей Геннадьевич! Я вчера перерыл весь форум -мне казалось что я повторяюсь, что я уже писал о ней. А так как я написал огромное количество статей об учителях и школах то ничего не нашел и решил написать . И я всегда попадаю в просак со своей доброй наивностью и верой людям...............................вот и сейчас поверил страниеро .....на приведенную им ссылку ........
    Последнее редактирование: 1 май 2014
  15. Уважаемый господин Шило, мои вопросы по мужу (мужьям?) В.М.Теренецкой-Климович остаются. В "Кавказских календарях" есть один Теренецкий-Климович, Леонид Афанасьевич, но он служил судебным следователем в Ставропольской губернии, а не в Новороссийске.
    Был ли муж источником средств, на которые Вера Максимовна открыла и содержала в Новороссийске частное начальное училище, да и своих детей? Кстати, по какому адресу оно находилось, сколько наемного персонала в нем служило, сколько мест имело?
    В "Кавказских календарях" этого училища я не нашел - только два четырехклассных; к сожалению, начальные училища там не расписаны, хотя, например, в "Кубанских календарях" есть все школы, вплоть до самых мелких хуторских.
    Получила ли все-таки Вера Максимовна высшее образование, или так и осталась с дипломом домашнего/народного учителя ("энциклопедиста"), полученным еще на Украине? Видно, что на практике она только его и применяла...
  16. Уважаемый господин С.С.Шило!

    Я начинаю склоняться к тому, что Вера Максимовна была Теренецкой-Климович по мужу, а не по рождению. С одной стороны, среди Теренецких-Климовичей пока не находится Максимов – кандидатов в отцы Веры.
    С другой стороны, на с.432 известной книги Герасименко-Санеева со ссылкой на газету «Черноморское побережье» от 15.08.1913 г. сообщается, что бывший судья Теренецкий-Климович пожертвовал в библиотеку Новороссийской городской тюрьмы несколько десятков книг. К сожалению, инициалы судьи авторы не указали, как и место его проживания – вероятно, тогдашним читателям это было и так известно.

    Предположим, что экс-судья Теренецкий-Климович жил в Новороссийске и являлся мужем Веры Максимовны, а также отцом ее пятерых детей. Его демонстративная акция в поддержку заключенных («жертв режима») могла быть и проявлением антиправительственной позиции юриста; такая позиция позднее вполне могла привести его и в состав Ревтрибунала. Но какие имя-отчество носил этот Теренецкий-Климович?

    В 1900-1910-е гг. ряд юристов с такой фамилией носили отчество Афанасьевич: Иосиф (род. в 1876 г.), Евгений, Леонид (род. в 1881 г.); некоторые из них служили на Кавказе. Кстати говоря, была и еще одна интересная представительница этой семьи:

    КОПЫЛОВА (урожд. Теренецкая-Климович) Нонна Афанасьевна (1888 – 21 марта 1977, Париж, пох. на клад. Сент-Женевьев-де-Буа). Сестра милосердия. Участник мировой войны. Работала в военном госпитале для раненых воинов Русского экспедиционного корпуса в Лё-Пек (под Парижем) (до 1922). Позже преподавала русский язык в лицее Фенелон в Париже.

    Леонид Афанасьевич Теренецкий-Климович служил на Кавказе с 1910 г. по крайней мере до 1917 г., но все время в Ставропольской губернии. Интересно, что данные о нем имеются даже в РГИА:
    Персоны / Теренецкий-Климович Леонид Афанасьевич, младший кандидат на судебные должности при Ставропольском окружном суде на 1910 г.
    Ф. 1349 Оп. 2 Д. 591 Л. 32-35

    В «Кавказском календаре» на 1910 г. рядом с Леонидом Афанасьевичем стоит учительница 2-го женского одноклассного училища заштатного города Святой Крест (ныне Буденновск) Валентина Аполлинариевна Тер(е)нецкая-Климович – по-видимому, его жена.
    В 1911-1912 гг. Л.А.Теренецкий-Климович - старший кандидат на судебную должность в Ставропольском окружном суде, губернский секретарь. В 1913-1917 гг. - судебный следователь 4-го участка Медвежненского уезда Ставропольской губернии, коллежский секретарь.
    Таким образом, Леонид Афанасьевич никак не подходит на роль новороссийского экс-судьи.

    Однако «Кавказский календарь» говорит о том, что еще до Леонида дорогу на Кавказ проторил Евгений Афанасьевич Теренецкий-Климович: в 1907 г. он значится счетным чиновником Ставропольской контрольной палаты, а в 1908 г. старшим кандидатом на судебные должности в Екатеринодарском окружном суде. В обоих случаях – не имеющим чина.
    В последующие годы Е.А.Теренецкий-Климович в «Кавказских календарях» не упомянут – по-видимому, он оставил службу и нашел иные источники средств к существованию. Какие – надо искать.

    Может быть, Евгений Афанасьевич и являлся тем жертвователем книг для «политиков» и уголовников (по Сергею Геннадиевичу Нечаеву, автору «Катехизиса революционера», разбойник – естественный союзник борцов за свободу и тот элемент в народе, к которому в первую голову надо обращаться) Новороссийской тюрьмы?
  17. Уважаемый, Страниеро! Благодарю вас прежде всего за интерес к моей теме (хотя в предыдущих постах вы высказывались диаметрально противоположно). Тем не менее вы потрудились и добыли информацию почти о всех Теренецких -Климовичах. Однако не хватает одного звена ОТЧЕСТВА - и знаю его только я. Спасибо вам огромное за информацию ....................теперь когда ( с вашей помощью) все стало на свои места можно переработать статью и добавить недостающие факты.........
    Последнее редактирование: 7 май 2014
    ivanich нравится это.
  18. ИВАН ИВАНОВИЧ ЛОПУШНЯК

    Сведений о татарской школе Новороссийска в дореволюционный период сохранилось очень мало, связаны они в основном с послужными списками учителей. Послужной список Ивана Ивановича Лопушняка, старейшего из педагогов Кавказского учебного округа, поможет нам узнать о некогда существовавшей школе. И.И. Лопушняк начал свою педагогическую деятельность в должности помощника учителя в 1885году. За плечами этого опытного педагога, когда он начал работать в Русско-татарском училище, был уже двадцатипятилетний педагогический стаж. В его послужном списке есть и такая строка: «1 сентября 1911 года предписанием инспектора народных училищ Кубанской области перемещен на новое место службы в Русско-татарское училище города Новороссийска на Стандарте».
    После переезда к месту новой службы И.И. Лопушняк поселился в деревне Мефодиевке. Здесь невдалеке от Стандарта он жил по улице Общественной в доме № 5.
    Сохранившиеся документы городского архива позволят нам хоть немного узнать судьбу давно забытого человека – учителя русского языка, всю свою жизнь посвятившего делу народного образования. А также пролить свет на историю одной из национальных школ, существовавших у нас в городе.
    Послужной список учителя начинается так:
    « Не имеющий чина Иван Иванович Лопушняк родился в 1864 году 21 июля, вероисповедания православного, знаков отличия нет, сын коллежского регистратора».
    « По окончании курса наук в темрюкском городском 3-х классном училище, держал экзамен на звание учителя при керченской Александринской гимназии в 1884 году, и по прошению дирекции народных училищ Кубанской области зачислен на службу - на должность помощника учителя. С 1-го августа 1885 года в должанское станичное училище».
    С этого дня молодой помощник учителя, которому исполнился 21 год , начинает свою непрерывную и долголетнюю службу.
    В следующем 1886 году он « предписанием инспектора народных училищ за № 783 перемещен помощником учителя в гостогаевское станичное училище. Следующим предписанием за №1272 в 1887 году перемещён тем же званием в крымское станичное училище.
    1888 год и снова перемещение на новое место службы «предписанием № 102 от февраля 8-го дня перемещён на должность учителя в гурийское станичное училище».
    Проработав четыре года в станице Гурийской, И.И. Лопушняк вновь переводится на следующее место службы « предписанием инспектора народных училищ Кубанской области за № 2852 от 1-го декабря 1892 года назначен учителем в кирилловское сельское училище. Здесь учитель Лопушняк проработал пять лет, и снова служба звала в дорогу, на очередное место назначения. Двенадцать лет педагогической деятельности были позади, с годами пришел опыт, и начальство вновь перемещает учителя с повышением в должности. 15 октября 1897 года предписанием №3031, Лопушняк назначается заведующим 2-х классным училищем в станице Ахтырка.
    Работать заведующим пришлось всего один учебный год, так как в следующем 1898 году с 1-го сентября очередным приказом № 2213 был переведён снова на должность учителя в верхне - баканское станичное училище.
    В 1900 году предписание №169 возвращало И.И. Лопушняка на старое место службы в кирилловское сельское училище. Восемь лет упорного педагогического труда в сельской школе, и опять переезд.
    1908 год 5-е февраля, предписание №2469 гласило занять место учителя в текосском начальном училище.
    Последнее своё назначение в дореволюционный период учитель Лопушняк получил 1-го сентября 1911 года, каковым и был перемещён в русско-татарское училище на Стандарте города Новороссийска, где и работал до 1920 года.
    Иван Иванович Лопушняк был женат первым браком на девице Мавре Савельевне Поповой, по вероисповеданию православной. Детей у них не было. Мавре Савельевне и Ивану Ивановичу не удалось обзавестись собственными чадами, и очень хорошо видно, что та кочевая жизнь, которую вели учителя не располагала к созданию семейного уголка.
    Вся жизнь учителя подчинялась многочисленным предписаниям, распоряжениям и приказам вышестоящего начальства. За усердную службу следовали поощрения. Но все-таки приказов о перемещении на новое место службы было значительно больше, чем наград.

    « М Н П.
    Кавказский Учебный Округ
    Инспектор Народных Училищ Кубанской Области 1-го района.
    Января 29 дня 1900 года.
    № 271.
    Екатеринодар.
    Учителю Верхне-Баканского
    станичного училища
    Ивану Лопушняку.

    Вследствие отношения господина Инспектора Народных Училищ Черноморской Губернии от 20 января за № 94 о перемещении Вас учителем в Кирилловское сельское училище.
    Его Превосходительство господин Директор Народных Училищ Кубанской Области предложением от 28 января за № 400 за переходом на службу в другую дирекцию уволил Вас от занимаемой должности с 10 февраля сего года.
    Сообщая об этом, прошу сдать училище назначенному на Ваше место учителю Желтоногову по установленным училищным описям, которые должны быть в полной исправности. И расписку в исправной сдаче училища препроводить мне.
    Затем безотлагательно отправиться к месту назначения, принять там училище установленным способом и о принятии донести господину Инспектору училищ Черноморской Губернии.

    Инспектор 1-го района Л. Апостолов ».

    Вот такие предписания, которые в то время назывались «отношениями», получал учитель перед каждым перемещением на другое место службы.
    Иван Иванович Лопушняк был добросовестным и преданным работником народного образования, и за добросовестную службу неоднократно поощрялся.
    Так в 1892 году 24 апреля « За таковую усердную службу от Дирекции народных училищ Кубанской области получил поощрительное единовременное пособие в размере 70 рублей».
    Учебные годы шли быстро, и в 1915 году учитель Лопушняк отметил свой юбилейный 30-й год служения народному образованию. Долголетняя служба учителя не осталась незамеченной высоким начальством.
    « За 30 летнюю непрерывную службу в должности учителя начальных училищ Кубанской Области, Попечителем Кавказского Учебного Округа 25 июня за № 14075 выдано вознаграждение – 300 рублей ».
    Но не только деньгами поощрило начальство труд учителя. Из Тифлиса от попечителя пришло благодарственное письмо.
    « Гор. Тифлис.
    4 августа 1915 года.
    Попечитель Кавказского Учебного Округа.

    Милостивый государь Иван Иванович.

    1-го августа сего года исполняется 30 лет Вашей непрерывной добросовестно-старательной службы в должности учителя начальных училищ ВЫСОЧАЙШЕ вверенного мне округа.
    В виду сего прошу Вас, многоуважаемый Иван Иванович, принять от меня поздравления и сердечные пожелания ещё много лет быть полезным деятелем на ниве просвещения.
    Примите уверения в моем искреннем уважении и преданности.

    Подписал Н. Рудольф».
    Иван Иванович Лопушняк - один из немногих учителей русско –татарского училища, чьё имя сохранилось в истории города. К сожалению не удалось установить фамилии и имена других преподавателей этой национальной школы, относящихся к дореволюционному периоду её существования. Но с большой долей достоверности можно предположить что, так же, как и И.И. Лопушняк, так и другие преподаватели этой национальной школы работали в ней как до революции, так и в последующие советские годы.
    На этом дореволюционный послужной список учителя И.И. Лопушняка заканчивается.
    Последнее редактирование: 13 мар 2017

Поделиться этой страницей