1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Некоторые данные о Новороссийской почтовой (почтово-телеграфной) конторе в 1847-1917 гг.

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем straniero, 30 окт 2016.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Во второй половине года государь Александр II побывал в Кубанской области. Его приезд был вызван отказом офицеров и казаков переселяться в Закубанский край. Уладив казачий вопрос, Александр II совершил путешествие вдоль Адагумской кордонной линии. 21 сентября к четырем часам государь император изволил прибыть в укрепление Константиновское.
    "… Здесь имели счастие представиться Его Императорскому Величеству кутаисский генерал-губернатор Колюбакин и тифлиский предводитель дворянства флигель-адъютант князь Орбелиани. К вечеру Государь отплыл на пароходе " Тигр " вдоль восточного берега..."
    Год 1862 ознаменовался для казаков заселением казачьими поселениями большей части Натухаевского округа и предгорий Главного Кавказского хребта. Для заселения станиц было выделено из Кубанского казачьего войска 19 офицерских и 1500 казачьих семей, из упраздняемого Азовского казачьего войска - 2 офицерские и 200 казачьих семьи, из регулярной армии – 110 семей женатых нижних чинов.
    В станицу Новороссийскую было переселено 1 офицерская и 100 казачьих семей из Азовского казачьего войска, в Раевскую - 2 офицерских и 220 казачьих семей из охотников бывшего Черноморского войска, в Верхне-Баканскую - 2 офицерских из охотников и 150 казачьих семей из жребьевых Черноморского казачьего войска. Станицы располагались около укреплений Адагумской кордонной линии, для защиты их от нападения черкесов. Гарнизоны укреплений составляли: Константиновского - 2 роты пехоты и полсотни казаков при двух орудиях, Верхне-Баканского -2 роты пехоты и 150 конных казаков; Раевского - 2 роты пехоты и 2 сотни казаков при двух орудиях. Так была основана казачья станица Новороссийская, находящаяся в районе Станичка. Когда-то, где-то до 1970-х годов, это было известное в Новороссийске слово. Сейчас совершенно забытое. Этим словом обозначалось начало современного района пр. Ленина, где-то до улицы Черняховского. Жившие там женщины ходили стирать белье в речку, текшую по этой улице, ныне спрятанную в трубу под землей.
    Но почту так и не основали. Да и писать особо было не кому, кроме переписки между правлением станицы и управлением линии. Но и эти письма так же не обнаружены.
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    24 марта приказом № 125 по Кавказской армии из станиц, предполагаемых к заселению в Кубанской области в 1862 году, сформированы три казачьих конных полка.
    "… В состав Адагумского конного полка назначаются следующие станицы: Варениковская, Гостогаевская, Раевская, Натухайская, Анапская, Анапский поселок, НОВОРОССИЙСКАЯ, Благовещенская, Верхне-Баканская,
    Нижне-Баканская, Неберджайская и Крымская
    ..." – сообщала газета «Кавказ»
    Штаб полка находился в станице Крымской, ныне г. Крымск, центр Крымского района Краснодарского края.
    А 10 мая было ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕНО «Положение о заселении предгорий Западного части Северного Кавказа казаками». Кроме денежного пособия казакам разрешалось приобретать землю в собственность, а по окончании службы - свободу исключаться из казачьего сословия и право продавать землю иногородним.
    И уже получив ВЫСОЧАЙШЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, командование Кавказкой армии издало приказ № 332:
    «В нынешнем году на передовых линиях Кубанской области водворено 25 станиц, которым впредь до высочайшего утверждения присвоены следующие наименования:
    1. Станицы, водворенные в районе Натухайского округа:
    1. У бывшего укрепления Варениковского - Варениковская,
    2. У бывшего укрепления Гостогаевского - Гостогаевская,
    3. На месте бывшего форта Раевского - Раевская,
    4. Ha половине дороги между станицами Гостогаевской и
    Раевской на речке Кятлямидж - Натухаевская,
    5. На месте бывшей станицы Николаевской, в 5 верстах
    от укрепления Анапа - Анапская,
    6. В самом укреплении Анапа - Анапский поселок,
    7. Около укрепления КОНСТАНТИНОВСКОГО - НОВОРОССИЙСКАЯ,
    8. На месте бывшей станицы Благовещенской - Благовещенская,
    9. В Баканском ущелье при впадении реки Пчияко в реку Бакан - Верхне-Баканская,
    10. На реке Бакан у поляны Мезекашх - Нижне- Баканская,
    11. У укрепления Неберждайского - Неберджайская,
    12. При укрепления Крымском - Крымская.
    2. Станицы, водворенные в районе Лабинского округа:..."

    В итоге, в декабре 1862 года в станице Новороссийской проживало 275 человек мужского пола, 236 – женского. Домов построенных 62, недостроенных – 27.
    На следующий 1863 год, 23 февраля, укрепление Константиновское посетил Великий князь Михаил Николаевич, четвертый сын императора Николая 1, назначенный Наместником Кавказа. В письме брату, императору Александру II, от 6 марта 1863 года, он писал:
    "...Прибыв 22 февраля в станицу Варениковскую и 23 февраля проехал с кавказским конвоем чрез станицы Гостогаевскою, Анапу и станицу Раевскую в укрепление Константиновское. Дороги я нашел разработанными вполне удовлетворительно; станицы обстроены весьма хорошо. 24 числа я переехал из Константиновского укрепления по превосходно разработанной дороге чрез станицы Неберджайскую, Крымскую и укрепление Абинский лагерь на реке Хабль ..."
    В составе свиты великого князя находился художник Л.Ф. Лагорио, ученик И.К. Айвазовского. К 3 апреля он закончил акварель под названием «Константиновское укрепление под Новороссийском». Это единственное изображение укрепления, сделанное художником. Она вошла в «Альбом кавказских акварелей» художника, который находился в коллекции Великого князя, наместника Кавказского. В настоящее время эта акварель находится в фонтах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург.
    На акварели изображено укрепление, вид сверху, с вершины гор. Название горы отсутствует. Судя по всему, укрепление построено на развалинах укрепления Новороссийск, в районе форта № 2.
    12 сентября приказом № 322 военного министра утверждено название станиц, водворенных в Кубанской области.
    И так, первый круг замкнулся. Русское начало утвердилось на Кубани.
    Правда, мы не пишем о переименовании Черноморских казаков в Кубанские, о выселении горцев из среды их обитания.
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Впрочем, в декабре 1863 года у Константиновского укрепления собралось до 20 тысяч семейств горцев для выезда в Турцию «по приглашению турецкого правительства». Однако, сильные бури, разыгравшиеся в конце года, прервали судоходство. Собравшиеся на берегу Цемесской бухты рядом с укреплением Константиновским семейства горцев терпели от ненастной погоды всевозможные бедствия. По приказу генерала Бабыча горцев разместили на квартирах у жителей по станицам Адагумского полка. Всем переселенцам было выдано из казны помощь из расчета по 7 копеек в день каждому горцу старше 7 лет и по 4 копейки - до 7 летнего возраста.
    Много горцев погибло, много вернулось назад, в земли предков. А часть выселилась в Турцию. Прошло не так много времени и в 1872 году горцы из Турции обратились к русскому послу с прошением:
    "...Вот уже 8 лет, как наши беи нас держат в состоянии невооборазимого рабства, совершая тысячу жестокостей, чиня тысячу препятствий. Днем и ночью мы и наши семьи подвергаемся варварскому обращению беев... При настоящем положении вещей, признавая всю тяжесть совершенной ошибки, мы, ниже подписавшиеся, от имени 8500 семейств просим Вас, Ваше превосходительство, припадая к Вашим стопам, испросить прощения нашей вины и разрешить возвратиться на Родину..."
    Но и станица Новороссийская просуществовала не долго. 22 мая 1866 года приказом военного министра № 1501 укрепление Константиновское было упразднено. 7 сентября 1869 года упразднена и станица Новороссийская, образовав пригород Станичку, а казаки, кто возжелал это, были перечислены в сословие мещан г. Новороссийска.
    Одновременно с возрождением Новороссийска шла реорганизация почтового ведомства. 23 июня 1865 года из Главного управления путей сообщения и публичных зданий было выделено Министерство путей сообщения, а строительную часть и телеграфное ведомство передали Министерству внутренних дел. Здесь организовали Главное управление почт и телеграфов, но почти тут же выделили в самостоятельное Министерство почт и телеграфов. В марте 1868 года почту и телеграф вновь передали МВД. В 1866 году на службу в телеграфное ведомство разрешено было принимать женщин. Для них ввели особую форму одежды: длинный двубортный жакет с поясом и широкую юбку до пят. На воротнике жакета помещались петлицы, а на левом плече - бархатный бант черного цвета с желтой выпушкой и телеграфной эмблемой.
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В год 1866 марта 10 числа ВЫСОЧАЙШЕМ УКАЗОМ императора России Александра II Новороссийск был возрожден как портовый город и как центр Черноморского округа.
    "…Начальник Черноморского округа и суд, а так же Окружной Прокурор имеют местопребывание в портовом городе Новороссийске..." – говорись в этом указе.
    Штаты управления Черноморским округом: начальник округа с правами и обязанностями губернатора Закавказского края, чиновник для особых поручений, агроном, медик, провизор, ветеринарный врач, инженерный офицер, архитектор. Для делопроизводства учреждена канцелярия из четырех лиц.
    А 23 мая ВЫСОЧАЙШЕ упразднено укрепление Константиновское.
    27 сентября прошло торжественное открытие города Новороссийска, но власти в городе ещё не было. Только в следующем, 1867 году, 25 января исправляющим должность начальника округа назначен полковник, впоследствии получивший звание генерал-майора, Д.В. Пиленко, его заместителем – штабс-капитан Н.Е. Никифораки. 15 февраля утверждены в должностях полицмейстера капитан (в последствие майор) В.Я. Шереховский, а секретарем полиции – И.М. Осадчий. До момента учреждения Городской Думы в 1896 году на полицмейстера возлагались обязанности городского головы. Поэтому ему в помощь ежегодно избирались от жителей города два депутата, два кандидата в депутаты, два присяжных оценщика для участия в делах городского хозяйства в составе городской полиции.
    12 марта Д.В. Пиленко прибыл в Новороссийск, огляделся и
    "…Конец марта и апрель употреблены мною на поездку в Тифлис, а первая половина мая - на осмотр округа и поездку в Екатеринодар... Затем, 25 мая управление округом открыто вполне..." - сообщал он в рапорте на имя Наместника Кавказского.
    27 июня был ВЫСОЧАЙШЕ учреждён Черноморский округ и в нем введено Гражданское управление, отличавшееся от военного, бывшего в Новороссийске до Крымской войны.
    И только 1 сентября 1867 года был ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕН перевод почтовой конторы из станицы Крымской в Новороссийск, в составе почтмейстера с окладом 400 рублей в год и 100 рублей столовых VII класса должности, помощника его с окладом 250 рублей в год и столовых 100 рублей по VIIIклассу, сортировщика писем с окладом 200 рублей в год XIIкласса, и 6 почтальонов по 75 рублей в год каждому. Новороссийской почтовой конторе присвоен 2-й класс и выделялось 400 рублей в год на канцелярские расходы, почтовые материалы, отопление и освещение.
    Первым почтмейстером стал надворный советник Григорий Афанасьевич Сернадольский, его помощником – коллежский асессор Иван Илларионович Переклеев. Почта отправлялась по понедельникам и четвергам до 7 часов пополудни, а получали ее - по четвергам и воскресеньям до 11 часов утра. Контора располагалась главной улице города на Серебряковской, ныне ул. Советов, главной улице города, недалеко от здания современного почтамта.
    Тут надо уточнить, что в 1867 году Г.А. Сернадольский и И.И. Переклеев упоминаются в «Кавказском календаре» как почтовые служащие Крымской почтовой конторы. Г.А. Сернадольский начинал служить в 1849 году в Екатеринодарской почтовой конторе, потом перешёл в Анапскую, а И.И. Перепелов - в 1860 году был помощником Новороссийского почтмейстера.
    Таким образом, можно считать, что перевод Сернадольского и Перепелова был утвержден после издания «Кавказского календаря на 1867 год», где-то конце 1867 года, если не в начале 1868 года, что согласуется с тем, что в 1868 году было установлено почтовое сообщение между Новороссийской и Копыльской почтовыми станциями, установлена прогонная плата.
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Впрочем, Новороссийск не был в то время большим городом. На начало 1868 года в нём числилось:
    "... всего 90 домов, из которых ровно 65 выстроены были до учреждения города не по плану и подлежали слому. Население состояло из 434 душ: мужчин - 244 и женщин - 190. В том числе генерал, штаб и обер-офицеров и чиновников военного ведомства было 18 мужчин и 19 женщин; купцов приписанных к Новороссийску не было; иногородних купцов мужского пола - 5, женского - 3; новороссийских мещан - 4 человека; иногородних мужского пола - 34, женского - 31; священников - 1; дьячков и причта нет…"
    В Новороссийске так же находились казенные учреждения: Черноморский окружной суд, канцелярия начальника Черноморского округа, военная канцелярия начальника округа, карантинно-таможенная контора и полиция.
    В этом же, 1868 году приступлено было к разборке стен бывшего укрепления Новороссийск. И к концу 1869 года работа была выполнена. И Новороссийск стал таким, каким мы его видим сейчас, без стен укрепления.
    Пока шли установки с почтой в Новороссийске, ИМПЕРАТОРСКИМ распоряжением от 28 июня 1869 года в форме одежды для чиновников гражданских ведомств отменялись погоны, а знаки различия чинов крепились на воротнике. В то же время для телеграфного ведомства дополнительно вводились небольшие поперечные погончики из черного бархата с желтой окантовкой, на которых звездочками или "молниями" - эмблемами телеграфной службы, обозначались специальность и ранг должности: младший механик, телеграфист, обер-телеграфист и т.д.
    20 марта 1868 года руководство Кавказского телеграфного отделения поставило вопрос:
    «…относительно устройства телеграфной линии между Темрюком или Таманью и Новороссийском…»
    В Главном телеграфном управлении в Санкт-Петербурге сочли
    целесообразным первый вариант - строить телеграфную линию по направлению от Новороссийска к Темрюку. В 1869 году строительство телеграфной линии, шедшей из Новороссийска через Анапу к Темрюку, было закончено. К сожалению, ни каких сведений постройке этой линии в архивах не найдено. Известно, что правительством было выделено 235.000 рублей. А первым начальником Новороссийской телеграфной станции в 1870 году назначен коллежский асессор Евграф Иванович Алдаданов.
    Пока не найдены данные, когда заработала станция в Новороссийске, поэтому мы не можем точно сказать, когда Е.А. Алданов прибыл в Новороссийск 1869 или 1870 году. Но пробыл он в Новороссийске недолго. И в 1871 году сюда прибыл молодой человек Павел Осипович Куликовский, имевший чин губернского секретаря. Но уже на следующий год он стал коллежским секретарем, в 1875 году – титулярным советником, а в 1878 году – коллежский асессор, покинувший станцию в 1885 году в этом же титуле.
    При работающем одном аппарате на телеграфной станции за 1875 год было принято 2243 входящих и 6195 исходящих телеграмм. Приём корреспонденции от населения производился в течении 8 часов в сутки. Это на население 18620 человек в округе, то есть на землях от Новороссийска до Даховского посада (ныне г. Сочи)!!!
  6. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    А с 1872 года на станции стала царить постоянная смена руководителей. Если в 1872 году покинул станцию И.И. Перепелов, то его место занял и надолго коллежский секретарь Брамини Фердинант Андреевич, то в 1873 года стал начальником почтовой станции коллежский асессор Кондратович Андрей Степанович, уволившийся в 1874 году надворным советником. На его место в 1875 году пришел губернский секретарь Петр Григорьевич Петров, прослуживший так же всего два года. В 1877 году место почтмейстера занял надворный советник Заславский Андрей Тимофеевич, занимавший этот пост до 1879 года.
    В 1873 году вдоль Кавказского побережья ходили пароходы РОПиТ «Цесаревич» и «Великий князь Михаил» с заходом в главные пункты, то есть в Новороссийск, Туапсе, Даховский посад (ныне г. Сочи). А с 7 июня 1873 года «Великий князь Михаил» стал заходить во все населенные пункты на побережье, в том числе и развозя почту.
    14 января 1876 года император Александр II вновь ввел погоды для чинов гражданского ведомства. Они был более узкие, чем погоны для военных чинов, около 4 см, с подложкой цвета ведомственного прибора и покрыты золотым или серебряным галуном. Для чинов YI - YII классов погоны имели два просвета, для остальных - один просвет. Сверхштатные и откомандированные в частные общества и земства чиновники имели короткие - "поперечные" погоны. Этим же указом для гражданских чинов кокарда на фуражке переносилась с околыша на середину тульи.
    В начале 1876 года начальником округа стал Б.М. Шелковников. 26 июля генерал-майор В.Д. Пиленко ВЫСОЧАЙШИМ приказом отчислен от должности начальника округа с причислением к Кавказской армии.
    21 февраля 1877 года штормом на берег Цемесской бухты выбросило торпеду:
    "… Истребительное орудие это состоит из цилиндра красной меди аршина 1 1/2 вышиною и четверти 3 в диаметре, наполненного взрывчатым веществом; к цилиндру привинчена, из того же металла, крышка, через которую во внутрь проходит проволока, соединяющая, надо полагать, торпеду с электрической батареей... Вероятно, об этой находке будет опубликовано и тогда может статься известным откуда она пожаловала в Новороссийскую бухту; но так как все время ветер и волнение моря были от юга, то очень может быть, что из какого-либо турецкого порта… " – писала газета «Кавказ»
    Следующее сообщение так же получили из газеты «Кавказ» за март 1877 года:
    «Мы из Новороссийска получили следующее заявление:
    По случаю затруднительного в зимнее время почтового сообщения с Тифлисом по тракту на Екатеринодар и Владикавказ, вследствие чего приход почт замедляется на неопределённое время, не будет ли иной возможности выходящие №№ газеты «Кавказ» направлять по тракту Поти – Тифлисской железной дорогой для доставления в Новороссийск рейсовым пароходом РОПИТ».

    Не известно, доставлялись ли газеты пароходами РОПИТ в Новороссийск. Но вскоре стало не до этого.
    Через месяц, в газете «Кавказ» № 65 от 13 апреля 1877 года было опубликовано:
    «Официальная часть
    Приказы по Кавказскому военному округу

    Апреля 12-го дня 1877 года в г. Тифлисе
    Войска Кавказской армии!
    Державная воля ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА призывает вас ноне к защите оружием чести и достоинства нашего Отечества.
    За вами – славное прошлое Кавказский войск, пред вами – поля и твердыни, обогрённыя кровью ваших отцов и братий!
    Вперёд! С Богом, за Родину и Великого государя!

    Главнокомандующий Кавказской армиею
    Генерал-фельдцейхмейстер Михаил»

    На следующий день 14 апреля 1877 года в газете № 66 было напечатано:
    «12 апреля. Я признал необходимым объявить ныне же на военном положении губернии: Кутаисскую, Тифлисскую и Эриванскую, Сухумский военный отдел, Черноморский военный округ и Темрюкский уезд Кубанской области.
    Михаил
    ».
    При этом газета сообщала, что турецкий морской флот состоит из:
    - 6 броненосных фрегатов: «Асизие», «Османие», «Оркхание»,
    «Махмудие», «Ассари-Тефик» и «Мессудие», на которых 87 орудий, 2329 человек;
    - 9 броненосных корветов: бортовые «Фехти Буленд», «Мукадем Хаир», «Иджлалие», «Ассар Шевкет», «Неджеми Шевкет», «Авни Иллах» и «Мунни Зафир» и башенные «Хифзи Рахман», «Лютфиджелиль», на которых 44 орудия и 1240 человек;
    - 2 монитора «Хизер» или «Хибер» и «Сейфи» с 14 орудиями, 90 человек,
    - 5 броненосных канонерских лодок «Фетуль-Ислам», «Беквирдилен», «Семендрия», «Искодра» и «Подгорицы», на каждой из которых по 2 орудия и 45 человек команды.
    Таким образом, турецкий флот имеет 15 морских броненосцев и 7 речных броненосных судов.
    Мелкая турецкая броненосная флотилия состоит из 2 судов. По слухам, на Дунае сосредоточено 14 броненосцев с командою английских офицеров.
    Неброненосный флот Турции состоит из:
    - 2 султанские яхты с 2 орудиями и 207 человек команды,
    - 4 винтовых линкора «Коссово», Фетхиэ», «Шадиз» и «Теики Зафр» со 154 орудиями и 2604 человеками;
    - 4 фрегата «Селемиэ», «Мухбири Сурур», «Эртогрул» и «Наср-эл-Азис» со 165 орудиями и 1634 человека команды;
    - 7 корветов «Мансурах», «Музафер», «Эдирне» или «Адрианополь», «Измир» или «Смирна», «Либнан», «Брусса» и «Синоп» со 108 орудиями, 1071 человек команды;
    - 15 судов береговой охраны с 47 орудиями, 845 человек;
    - 5 шхун с 12 орудиями и 155 человек,
    - 4 канонерские шлюпки с 8 орудиями, 188 человек,
    - 10 авизо с 42 орудиями и 1350 человек,
    - 43 транспортных судна с 66 орудиями и 4100 человек.
    Всего на турецких судах 729 орудий и 16.038 человек команды.
    Сразу же, в апреле конный завод из удельного имения Абрау-Дюрсо был переведен в удельное имение на Ставрополье. Да так там и остался, не вернулся назад.
    В июне 1877 годе газета «Кавказ» сообщала из Новороссийска:
    «…Теперь наш город обезопасен от нападения неприятеля, бухта заграждена; сегодня или завтра ждём войск и артиллерии.
    Наша гребная флотилия отличается удальством. С объявлением войны она не прекращала своего плавания вдоль всего берега Черноморского округа. Это приносит громадную пользу. В виду неприятельского флота она развозит для войск провиант, больных, раненых, и пассажиров из поселенцев; иначе мы были бы в безвыходном положении. Матросы гребной флотилии, все из прибрежных жителей, все молодой и удалый народ. Мне приходилось с некоторыми беседовать. На замечания моё , что их может атаковать неприятельский пароход, я получил ответ: «Что же, живыми не дадимся». Один из молодцов, молодой парень, выразился так: «Жаль, что у нас нет парового катера. Мы бы то же пустили турецкому пароходу фокус, как на Дунае»
    …»
    Гребная флотилия принесла пользу во время войны с Турцией,
    «… когда ввиду неприятельского флота, смело и удачно перевозили войскам и кордонным казакам провиант, овёс, больных и всё необходимое, что было невозможно сделать сухим путём…»
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В Новороссийске и округе началось формирование военного отряда. 4 августа отряд, под командованием начальника округа полковника Б.М. Шелковникова, был окончательно сформирован и вышел из Сочи в район боевых действий. В районе Гагринского прохода его поджидал броненосец типа «Османие», один из сильнейших кораблей турецкого флота. 7 августа подошел вооруженный пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С.О. Макарова и вступил в бой с броненосцем. Надо отметить, что пароход не имел брони и нес четыре катера с минами, стоящими по борту. Любой осколок, попавший в корабль, мог вызвать взрыв катеров и гибель парохода.
    Погоня броненосца за пароходом продолжалась два часа. Налетевший шквал с дождём и туман позволили С.О. Макарову оторваться от турецкого корабля. За этот подвиг С.О. Макаров был награжден 22 августа 1877 г. золотой саблей с надписью "За храбрость".
    А в это время отряд Б.М. Шелковникова без потерь прошел Гагринский проход. 8 августа Б.М. Шелковников направил телеграмму командующему Черноморским флотом:
    "..."Константин" поспел Гагры самую критическую минуту и увлек за собой броненосец... Услуга, оказанная им, не имеет цены. Приношу сердечную признательность бравому командиру "Константина", помощь которого содействовала одержанию блистательной победы при форсировании неприступных высот проходов Гагринских вверенным мне отрядом."
    8 августа пароход «Великий князь Константин» прибыл на рейд Новороссийска. Здесь были проведены последние приготовления к минной атаке.
    10 августа пароход, под командованием С.О. Макарова, вышел из Новороссийска. В ночь с 11 на 12 августа он атаковал четырьмя минными катерами с крылатыми минами, стоящий на рейде Сухуми турецкий броненосец "Ассари-Шевкет", который получил тяжелые повреждения и на долго вышел из строя. За отличие при атаке минными катерами лейтенант С.О.
    Макаров был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом Св. Георгия 4 степени. Так же были награждены лейтенанты И. Зацаренный и С. Писаревский орденами Св. Георгия 4 степени, лейтенанты С. Давыдов, Н. Королев, Ф. Вишневецкий - орденами Св. Владимира 4 степени с мечами и бантом, мичмана П. Нельсон-Гирст, Я. Подъяпольский и подпоручик корпуса инженеров-механиков А. Майоров - орденами Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом. Знаками военного ордена (Георгиевскими крестами) пожалованы также 25 нижних чинов и волонтеров.
    Эта атака запечатлена художником И.К. Айвазовский на полотне
    "Минная атака катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого броненосца "Ассари-Шевкет " на Сухумском рейде 12 (24) августа 1877 г." Картина хранится в запасниках Центрального военно-морского музея в г. Санкт-Петербурге.
    В октябре, ноябре, декабре в Новороссийск неоднократно заходили вооруженные пароходы «Великий князь Константин», «Веста» и «Владимир». Они перевозили продовольствие и топливо по населенным пунктам
    Черноморского побережья Кавказа.
    Из приказа Главного командира Черноморского флота и портов от
    12 декабря 1877 г.:
    "Несмотря на позднее время года, очень бурные погоды и другие важные затруднения пароходы "Великий князь Константин" и "Веста"
    доставили из Керчи в Гудаут 1150 четвертей провианта и во второй раз пароходы "Великий князь Константин" и "Владимир" так же с величайшими затруднениями и даже опасностью, приняв в Керчи и Новороссийске до 5200 четвертей провианта и фуража, благополучно доставили и выгрузили все в Сочи и Туапсе, по нескольку раз подходя к берегу и удаляясь от него по причине громадного волнения и не возможности провести выгрузку... Я, отдавая полную справедливость отличной распорядительности командиров пароходов "Владимир " капитана 2 ранга Светова, "Веста" капитана-лейтенанта Григораша и "Великий князь Константин" капитан-лейтенанта Макарова, выражаю им мою искреннейшую признательность и прошу передать так же мою благодарность и подчиненным им гг. офицерам и командам
    ".
    Этот же приказ напечатала газета «Кавказ»:
    «В напечатанном в «Николаевском вестнике» приказе главного командира Черноморского флота и портов от 12 декабря 1877 года:
    О снабжении провиантом и фуражом мест Гудаута, Сочи, Туапсе назначены пароходы «Великий князь Константин», «Веста» в один раз и во второй – «Владимир» и «Великий князь Константин».
    Несмотря на позднее время года, очень бурные погоды и другие важные затруднения, пароход «Великий князь Константин» и «Веста» доставили из Керчи в Гудаут 1.150 четвертей провианта и, во второй раз, пароходы «Великий князь Константин» и «Владимир», так же с величайшими затруднениями и даже опасностью, приняв в Керчи и Новороссийске до 5.200 четвертей провианта и фуража, благополучно доставили и выгрузили всё в Сочи и Туапсе, по несколько раз подходя к берегу и удаляясь от него по причине громадного волнения и невозможности повести выгрузку. Таким образом, 14 декабря трудная операция доставления к Кавказскому побережью столь необходимых там провианта и фуража исполнена вполне успешно, и я, отдавая полную справедливость отличной распорядительности командиров пароходов «Владимир», капитана 2 ранга Светова, «Веста» капитан-лейтенанта Григораша и «Великого князя Константина» капитан-лейтенанта Макарова, выражаю мою искреннюю признательность и прошу передать так же мою благодарность и подчинённым им гг. офицерам и командам
    »
    Степану Осиповичу Макарову посвящены марки СССР № 1373 и другие, конверты № 1819 и другие. 8 января 1974 г. на почтамте г. Москвы проводилось специальное почтовое гашение СГ-2806, посвященное 125-летию С.О. Макарова и другие.

Поделиться этой страницей