1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Новороссийский отряд и Черноморская бригада пограничной стражи

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем straniero, 27 май 2017.

  1. Завтра – День пограничника. В Новороссийске этот профессиональный праздник всегда отмечается очень заметно. Так и в этот раз: вчера во Дворце творчества имени Н.И. Сипягина (кстати, моряка-пограничника) состоялось торжественное собрание, где от имени главы города были награждены десять отличившихся в службе сотрудников. После этого состоялся праздничный концерт с участием ансамбля песни и пляски пограничных войск.
    А в воскресенье в 10.00 от Кутузовского кольца по улице Советов пройдут парадом военнослужащие пограничных органов ФСБ России и ветераны пограничных войск. В 10-30 на площади Героев состоится торжественное возложение цветов у Вечного огня.
    День пограничника.jpg


    Словом, все, как обычно. Однако в текстах городских новостных лент зацепила глаз фраза: так масштабно пограничники отметят 99-ю годовщину основания Пограничной службы (вероятно, РСФСР-СССР?).
    В начале прошлого, 2016 г. свое 90-летие отмечал Новороссийский Краснознаменный пограничный отряд. Таким образом, в городе-герое историю Пограничной службы ассоциируют исключительно с событиями советского периода.

    Это, безусловно, несправедливо: ведь Новороссийский отряд пограничной стражи заработал еще в 1880-е гг., и за плечами у него по меньшей мере 130 лет службы! Входил отряд в Черноморскую бригаду пограничной стражи, контролировавшую все побережье соответствующего моря от Анапы до турецкой границы, и даже часть границы сухопутной.

    Странно, но эти факты до сих пор остаются вне поля зрения новороссийских историков и краеведов; не отражены они и на историческом форуме Новороссийска. И это при том, что некоторые из ныне живущих (и весьма плодовитых!) городских авторов в разное время сами с гордостью носили зеленую фуражку – достаточно назвать имена А.К.Еременко и С.С.Шило.

    Мне во всех отношениях весьма далеко до этих прославленных писателей, но если они молчат о прошлом своего рода войск, восстанавливать историческую справедливость придется самому.
    И начну с основополагающего документа, опубликованного в Полном собрании законов Российской империи: день 15 июня 1882 г. может считаться днем если не рождения, то зачатия Черноморской бригады пограничной стражи.
    ПСЗРИ 1882 ЧБ gif.gif ПСЗРИ 1882 ЧБ бис.gif
    До 135-летия этого судьбоносного акта - рукой подать. И начавшееся торжество пограничники-черноморцы могут на законных основаниях продлить еще на пару недель!:)
    С праздником вас, зеленые фуражки!
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Вообще-то говоря, дата должна быть не 15 июня, а 27 июня 1882 года, по новому стилю, с переводом на 12 суток времени. И это будет правильно считаться.
  3. Важное уточнение уважаемого Старого судоремонтника. Оно открывает возможность славным пограничникам-черноморцам продлить праздник до целого месяца!

    Впрочем, я не знаю, где сейчас базируются городские моряки-пограничники. Ведь внушительное здание на набережной Серебрякова, хозяевами которого я привык их видеть с раннего детства, стоит нынче в типичной буржуазной "мерзости запустения". И вид у него, если верить Интернету, очень не праздничный.

    история погранслужбы Новороссийска.png

    В сентябре прошлого года "Новороссийский рабочий" (в лице Юлии Лисичкиной) сухо ответил читателям, обеспокоенным, как и я, судьбой бывшей резиденции моряков-пограничников, не менее 60 лет украшавшей, можно сказать, морской фасад города:
    "Читатели «НР» интересовались судьбой здания по адресу: ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 11, в котором раньше базировались морские пограничники. Четырехэтажка уже долгое время стоит незаселенная и выглядит заброшенной. По словам специалистов управления архитектуры и градостроительства, за разрешением на реконструкцию этого здания к ним никто не обращался, информации о том, что в ближайшее время там начнутся какие-либо работы, у чиновников нет".

    Похоже, что и это тоже считается в городе правильным...
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Обычная практика среди чиновников. Просто ждут, кто даст больше за реконструкцию здания...
    А там можно и на несколько этажей увеличить здание, не сломав старого... Всё можно, главное, что бы денежки выложили...
  5. А что было до учреждения Черноморской бригады пограничной стражи, кто охранял морские рубежи нашей Родины от Тамани до Батума?
    Для ответа на эти вопросы обратимся к «Исторической справке по частям пограничной стражи», которую выложил на форуме сайта
    www.pogranec.ru автор под ником Владмал. Там есть главы об «Учреждении специального пограничного и таможенного надзора на Кавказе и в Закавказском крае» и конкретно о Черноморской бригаде пограничной стражи.

    Потребность в реорганизации охраны границ в этом регионе возникла в связи с тем, что по результатам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Российская империя приросла в Закавказье значительными территориями – Батумом на Черноморском побережье, областью Карса – на материке. Побережье на значительном протяжении от Геленджика до Гагр продолжало оставаться очень мало заселенным еще со времен окончания Кавказской войны; были неприкрытые участки и на сухопутной границе, несмотря на привлечение к охране значительного количества казачьих и даже местами воинских частей.

    Владмал сообщает по этому поводу:


    «Охрана Кавказской и Закавказской границы Российской Империи в карантинном и таможенном отношениях с начала второй половины XIX в. осуществлялась казачьими и армейскими частями, отдельными таможнями и таможенными командами из надзирателей и объездчиков. Однако их служба не отвечала тем требованиям, которые были приняты по обеспечению надежного пограничного и таможенного надзора на Европейской границе. Требовалось учреждение более правильного и бдительного надзора за границей, что явилось бы одним из существенных условий по обеспечению успешного поступления в казну таможенных доходов <…>.
    22 мая 1880 г. для исследования внешних границ в Закавказском крае и сбора сведений, необходимых для учреждения в нем пограничного и таможенного надзора, туда был командирован Министерством финансов помощник инспектора пограничной стражи полковник А.Т.Озеровский. В помощь ему <…> были назначены офицер для поручений штаба Волынской бригады майор Подгорный и отрядный офицер Калишской бригады капитан Титов. Они в течение пяти месяцев объехали границы Кавказа и Закавказского края, собрали на месте необходимые материалы, представили подробный отчет о современном состоянии этих границ, и на основе собранных данных выработали предложения «о необходимых мерах и потребностях» для организации там пограничного надзора, аналогичного Европейской границе.


    По сведениям, полученным от Главного управления Наместника Кавказского края, и по собранным группой полковника Озеровского данным было установлено, что протяженность всех внешних сухопутных и морских границ Кавказского края превышает 3000 верст. На всем этом пространстве для исполнения обязанностей карантинно-таможенной службы в то время содержалось тридцать конных сотен кавказских (кубанских и терских.- Str.) казаков и всадников Кутаисского конно-иррегулярного полка, 490 таможенных объездчиков, 8 пеших сотен пластунов и Гурийских милиционеров, 180 человек нижних чинов караульных команд таможенного ведомства. Всего 6240 человек (в том числе 4765 конных и 1475 пеших), при 104 штаб и обер-офицерах и 22 разъездных таможенных надзирателях.
    Весь этот состав кордонной стражи, распределенный на 249 постах, был расположен в специально устроенных постовых зданиях, а частью во временных помещениях, палатках и местных саклях.
    Помимо перечисленных войск, назначенных для содержания кордонов, к охране наиболее важных в полицейском отношении участков границы в Батумской области, Нахичеванском, Джебраильском и Джеватском уездах привлекалась местная земская стража. Численность ее была не постоянной так как она менялась сообразно обстоятельствам обстановки <…>.

    Таким образом, охрана Кавказских и Закавказских границ была возложена исключительно на казачьи и иррегулярные войска, при самом незначительном участии таможенных объездчиков, большинство которых было занято конвоированием транзитных транспортов иностранных товаров от границы до таможенных учреждений. При этом некоторые участки границы с Персией и Турцией <…> оставались без надзора. <…>
    Названные войска находились на границе лишь в течение определенного времени, а затем сменялись другими командами, и не имели возможности достаточно основательно ознакомиться с характером местности, нравами и условиями жизни приграничных жителей, что было так необходимо для успешного пограничного надзора. Офицеры и нижние чины были лишь поверхностно знакомы с таможенными постановлениями и распоряжениями, поэтому не могли приносить таможенному делу ожидаемой от них пользы.
    Воинские части были постоянно заняты строевым и военным образованием, составлявшим их главную и существенную заботу, что неизбежно отвлекало значительное число людей от прямого их назначения по охране границы.
    Кроме того, существовала сложность в установлении четкого и хорошо налаженного взаимодействия между войсками и местным таможенным начальством (из-за отношений подчиненности разных ведомств) <…>.

    В 1881 г. полковник Озеровский вновь исследовал во всех подробностях участок границы по Черноморскому побережью (от устья р. Кубань до Батума). В конце года в Государственный Совет управляющим Министерством финансов были представлены предложения «Об устройстве пограничной стражи на Кавказе и в Закавказском крае».
    В них предлагалось на участке протяженностью в 2380 верст от устья р. Кубани до Кизил-Агача близ р. Куры организовать кордонное оцепление, а на остальной части морской границы по Каспийскому берегу считалось достаточным учредить лишь несколько отдельных постов.
    По расчету, для организации на этом пространстве правильного пограничного надзора требовалось значительно меньше людей, чем до этого охраняло Кавказскую границу - около 100 офицеров и до 4000 нижних чинов. Но это при условии, что пограничная стража будет полностью подчинена таможенному ведомству, а весь ее состав будет нести исключительно кордонную службу, охраняя границу в пограничном и в таможенном отношении.
    Для этого предполагалось учредить на Кавказских границах четыре таможенных округа: Черноморский, Карский, Эриванский и Бакинский. <…>
    В первую очередь предполагалось сформировать Черноморскую бригаду, т. к. участок границы, назначенный ей для охраны Черноморского побережья Кавказа, уже был во всех подробностях исследован и представлял наименьшие затруднения для его устройства к пограничному надзору. <…>

    15 июня 1882 г. для предварительных распоряжений по введению на Кавказе пограничного надзора в г. Поти командировался командир Таурогенской бригады пограничной стражи подполковник А.П.Куницкий. На основании собранных сведений по результатам обследования внешних границ Закавказского края было принято окончательное решение об учреждении там Черноморской бригады пограничной стражи, формирование которой было предложено начать в будущем 1883 г. Министерству финансов предлагалось распределить чинов этой бригады по наиболее важным в контрабандном отношении пунктам на внешних границах Кавказа и Закавказского края, при этом особое внимание уделялось охране восточного берега Черного моря.

    1 февраля 1883 г. на основании Высочайше утвержденных мнений Государственного совета (от 15.06.1882 г. и от 1.02.1883 г.) о введении на Кавказе пограничного надзора были утверждены штаты Черноморской и Бакинской бригад пограничной стражи. На формирование бригад, помимо новобранцев и старослужащих нижних чинов, переводимых на Кавказ с Европейской границы, назначались таможенные объездчики и нижние чины караульных команд, состоявшие при местных таможенных учреждениях Бакинского карантинно-таможенного округа, а также 178 объездчиков и 95 нижних чинов караульных команд Кутаисского таможенного округа.


    10 июня 1883 г. был временно учрежден Особый Карский отдел, а с 1 января 1884 г. - Карская бригада пограничной стражи, с подчинением начальнику Кутаисского карантинно-таможенного округа.
    В 1885 г. для организации единого пограничного надзора у подножья г. Арарат было запланировано учреждение Эриванской бригады пограничной стражи. Официально бригада была учреждена 3 апреля 1889 г.».

    Таким образом, вновь создаваемая Черноморская бригада погранстражи комплектовалась главным образом военнослужащими, переводимыми с западной границы, а пополнялась новобранцами на общих основаниях с армией.
  6. Как было сказано в предыдущем посте, 1 февраля 1883 г. последовало решение о «Довершении устройства Черноморской бригады пограничной стражи…», которое и приведено ниже (начало закона 1355 – в самом низу правого столбца на с.28).
    ПСЗРИ 1883 1355 раз gif.gif ПСЗРИ 1883 1355 два gif.gif ПСЗРИ 1883 1355 три gif.gif
    В этом документе обращает на себя внимание, что у Черноморской бригады за зиму отняли почти две сотни штатных единиц в пользу Бакинской бригады, вероятно, показавшейся более важной (кстати, и деньги чинам последней выдавались в усиленном размере, тогда как в Черноморской – в обычном. Обидно!).
    Второй важный момент – планировавшееся на 1884 г. снятие шести конных сотен казачьих войск с участков Черноморской границы, передаваемых пограничникам. О необходимости высвобождения войск с границы, чтобы они могли использоваться по прямому назначению, все время напоминало военное министерство.

    Дальше цитирую из «Исторической справки по частям пограничной стражи», которую выложил Владмал на форуме сайта www.pogranec.ru:
    «Черноморская бригада пограничной стражи была Высочайше учреждена 1.02.1883 г. и вошла в состав Кутаисского карантинно-таможенного округа.
    Штаб бригады находился в г. Кутаис, Кутаисской губернии.
    Помимо сухопутной границы с Турцией, этой бригаде было поручено охранять восточное побережье Черного моря протяженностью в 687 верст. Административно бригада входила в состав Кубанской области, Черноморской и Кутаисской губерний.

    Штат Черноморской бригады на 1883 г.:
    Командир бригады – 1 (в 1883-1885 гг. - полковник Александр Петрович Куницкий, упоминавшийся в предыдущем посте; в 1885-1891 гг. - полковник Николай Антонович Затвардницкий, правильнее Затворницкий.- Str.);
    Отделов – 3
    Командиров отделов – 3
    Офицеров для поручений – 3
    Бригадных адъютантов – 1
    Отрядов – 14
    Отрядных офицеров – 15
    Учебная команда – 1
    Медицинский лазарет – 1
    Приемных покоев – 4
    Врач – 1
    Вольнонаемных фельдшеров – 4 (при каждом покое)
    Вахмистров – 18 (старших – 9 и младших – 9)
    Нижних чинов – 662 (объездчиков – 232, стражников – 420, писарей – 10).


    Большинство постов Черноморской пограничной бригады располагалось в турлучных зданиях, некогда построенных казаками. Они представляли собой избы с двумя отделениями, крыша, как правило, камышовая. В одном отделении находилась русская печь и прикрепленные к стене несъемные нары на 8-16 человек, другое отделение для старшего поста. Полы были земляными или глинобитными. Кузня и конюшня строились отдельно.
    23 приморских поста Черноморской бригады снабжались лодками соответствующих размеров и конструкций.
    Количество отрядов и постов могло меняться в зависимости от задач пограничного надзора и условий службы.


    В 1885 г. Черноморской бригаде был передан участок границы по Лазистанской кордонной линии от мыса Копмуш на расстоянии 9 верст, с постами Лиман и Султан-Селим, по которому пролегал удобный в торговом отношении путь из турецкого города Хопа в Батум. Рота местного Батумского батальона, охранявшая ранее этот участок границы, от несения таможенной службы освобождалась.
    Для создания непрерывной связи между Черноморской и Карской бригадами по сухопутной границе с Турцией, Черноморской бригаде предписывалось занять участок местности между постами Црию и Хызор (Хедзор), где ранее несла службу 1-я сотня пластунов, которая также освобождалась от пограничного надзора.

    В 1889 г. в связи с тем, что расстояние охраняемого участка Черноморской бригады увеличилось за счет присоединения к ней части сухопутной турецкой границы, штаб бригады был переведен из г. Кутаис в г. Батум, находившийся в 12 верстах от турецкой границы.
    Таким образом, к 1889 г. на границах Кавказа и Закавказского края был учрежден специальный пограничный таможенный надзор, который осуществлялся четырьмя бригадами (Черноморской, Карсской, Эриванской и Бакинской) в составе 83 офицеров и 2722 нижних чинов. В связи с этим стало возможным организовать службу по охране границы на следующих главнейших участках кавказских границ, а именно: на Черноморском побережье, за исключением участка между с. Геленджик и Гагринским мысом; на сухопутной границе с Турцией в пределах Карской области и части Эриванской губернии; на сухопутной границе с Персией, за исключением Ванкской и Ленкоранской кордонных линий; по Каспийскому побережью - до п. Бельги на Апшеронском полуострове.

    По мере формирования названных бригад пограничной стражи, казачьи команды, охранявшие прежде эти участки границы, освобождались от несения кордонной службы, возвращались в места своей постоянной дислокации и полностью переходили в подчинение военного ведомства.
    Для охраны пока еще не занятых чинами пограничной стражи участков кавказских границ военное ведомство выделило 12 конных и 4 пеших казачьих сотен, а именно: на Черноморском побережье, между Геленджиком и Гагринском мысом – 2 конные сотни Кубанского казачьего войска; на Лазистанской кордонной линии сухопутной турецкой границы – 2 сотни пластунов; на Ванкской и Ленкоранской кордонных линиях – 10 конных сотен от Ейского и Полтавского казачьих полков; и в Мигринском ущелье - 2 сотни пластунов».

    Как видно, к концу 1880-х гг. высвобождение казаков с границы было еще довольно далеко от завершения. В том числе - и на Восточном берегу Черного моря.
  7. Офицеры пограничной стражи числились по кавалерии; бригады примерно соответствовали количественно кавалерийскому полку, а отделы (которых в Черноморской бригаде первоначально было три) – эскадрону. При этом кавалеристов (объездчиков) в составе бригад было меньше, чем пеших стражников.
    Командовали бригадами обычно полковники (редко – генерал-майоры), отделами – подполковники (редко – полковники), отрядами – ротмистры, штаб-ротмистры, реже поручики. Постами, из которых состояли отряды, руководили старшие из нижних чинов, назначаемые командиром. Последний был, как правило, единственным обер-офицером в отряде, где имелся еще вахмистр (унтер-офицер, соответствующий фельдфебелю в пехоте).
    Пост насчитывал в среднем 10-12 пограничников, хотя фактически их количество варьировало от 5 до максимум 20 нижних чинов.

    В Новороссийске располагались командир 1-го отдела Черноморской бригады пограничной стражи и командир Новороссийского погранотряда.
    По-видимому, реализация Высочайших решений 1882-1883 гг. шла довольно неторопливо, потому что офицерский состав бригады впервые упомянут поименно только в «Кавказском календаре на 1889 г.», изданном в 1888 г.


    КК на 1889.jpg

    Как видно, в 1-м отделе Черноморской бригады, которым командовал подполковник Аполлон Григорьевич Масло, имелось на то время только два отряда – Анапский и Новороссийский. Отрядным офицером последнего (командиром) был ротмистр Михаил Павлович Севастьянов.

    Вторым характерным моментом создания структур Пограничной стражи на Кавказе была большая текучесть офицерских кадров и широкие возможности роста для них – как на войне. Через год только что упомянутые офицеры служили уже не в Новороссийске: А.Г.Масло, произведенный в полковники, состоял помощником командира Бакинской бригады пограничной стражи; М.П.Севастьянов, теперь подполковник, командовал отделом Эриванской бригады пограничной стражи (в урочище Аралых), где и провел почти все 1890-е гг.


    Уже не раз цитированный выше Владмал в своей «Исторической справке по частям пограничной стражи»
    (см. форум сайта www.pogranec.ru) приводит следующий состав 1-го отдела Черноморской бригады пограничной стражи и места дислокации его отрядов и постов:
    «1-й отдел (г. Новороссийск, Кубанской обл.).
    Лазаретное отделение (г. Новороссийск).
    - Анапский отряд (г. Анапа). Посты: Благовещенский, Анапский, Суко, Дюрсо.
    - Новороссийский отряд (г. Новороссийск). Посты: Озерейка, Мысхако, Новороссийский, Кабардинский.
    - Геленджикский отряд (Геленджик). Посты: Геленжикский, Прасковейская, Береговая.
    - Джубгский отряд (Джубга). Посты: Архиповский, Джубгинский, Тенгинский, Ново-Михайловский.
    - Вельяминовский отряд (Туапсе). Посты: Ольгинская, Небугский, Туапсе. Вельяминовский, Макопсинский».


    К сожалению, при этом автор не указал внятно, к какому году относится данная информация. Между тем «Кубанская справочная книжка на 1894 г.» сообщает о наличии в Черноморском округе Кубанской области еще и шестого – Даховского погранотряда (Даховским посадом в то время именовался нынешний город Сочи) этой бригады.

    575.jpg
  8. В «Кавказских календарях» на 1890-1892 гг. командиром 1-го отдела (Новороссийского) Черноморской бригады пограничной стражи значится подполковник Эдуард Александрович Маллер (1841-1918 гг., офицер с 1862 г.). До Новороссийска он командовал 2-м отделом той же бригады в Сухуме; после Новороссийска Маллер вернулся на прежнее место, которое занимал до 1895 г. включительно. Затем он, получив чин полковника, служил помощником командира Бакинской бригады пограничной стражи, а позже – помощником командира Эриванской бригады пограничной стражи. Э.А.Маллер вышел в отставку в 1905 г. с чином генерал-майора.

    После него на пост командира 1-го отдела Черноморской бригады заступил подполковник Иван Васильевич Лауданский (в «Кубанской справочной книжке на 1894 г. – см. предыдущий пост - его звание указано ошибочно). Имя И.В.Лауданского как командира Новороссийского отдела повторяется в «Кавказских календарях», начиная со справочника на 1893 г. и кончая таковым на 1899 г. До Новороссийска Лауданский командовал 2-м отделом Черноморской бригады (пока Маллер служил в Новороссийске). Куда Иван Васильевич перешел служить после Новороссийска, установить не удалось.

    Кстати, в середине 1890-х гг. первый известный нам командир Новороссийского отдела полковник А.Г.Масло уже командовал вновь учрежденной в Закавказье Елизаветпольской бригадой пограничной стражи (Елизаветполь=Гянджа в Азербайджане).

    К сожалению, в «Кавказских календарях» на 1890-1895 гг. отрядные офицеры Черноморской бригады не расписаны по местам квартирования отрядов. Лишь начиная со справочника на 1896 г. командиром Новороссийского отряда пограничной стражи однозначно указан ротмистр Александр Эдуардович Плавский.
    Но, как видно из приведенной ниже биографии данного офицера (и по портрету - типичного поляка), он стал занимать эту должность значительно раньше:

    Плавский_Александр_Эдуардович.jpg

    ПЛАВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ (18.09.1856-8.07.1921). Римско-католического вероисповедания. Дворянин. Был женат, имел одного сына. Образование общее домашнее, затем Одесское пехотное юнкерское училище (окончил по 2-му разряду).
    Служба в армии с 21.05.1877. Причислен к 46-му пехотному Днепровскому полку (Киевский военный округ, г. Проскуров). Прапорщик (16.08.1880). Подпоручик (5.05.1881). В запасе по армейской пехоте с 7.07.1883 по 5.09.1884 гг.
    В пограничной страже с 5.09.1884 г. Отрядный офицер Вержболовской бригады пограничной стражи (20.09.1884–11.10.1884 гг.).
    Исполняющий должность отрядного офицера Черноморской бригады пограничной стражи (пост Супса) (11.10.1884–1891 гг.). Поручик (13.04.1886). Штабс-ротмистр (1.04.1890).
    Отрядный офицер той же бригады (в г. Новороссийск) (1891–1900 гг.). Ротмистр (17.04.1894). Отрядный офицер Особого Керченского отдела пограничной стражи (24.05.1900–190
    1 гг.).
    Был переведен в Особый Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи (13.08.1901 г.). Исполняющий должность командира 3-го линейного отряда 2-й бригады округа (п. Лашагау) (18.03.1902–20.04.1902 гг.). Утвержден в должности командира того же отряда (20.04.1902–19.01.1904 гг.). Подполковник (14.04.1902). Командир 2-го резервного отряда того же округа (19.01.1904–1906 гг.). Участие в военных действиях: Русско-японская война (1904–1905). Полковник (2.04.1906).
    Командир 6-го отряда Заамурского пограничного округа (г. Харбин) (18.06.1909–1910 гг.). Командир 3-го пограничного Заамурского пехотного полка того же округа (2.04.1910–1911 гг.).
    Был уволен от службы по домашним обстоятельствам с мундиром, пенсией и чином генерал-майора (6.12.1911).
    В ходе Первой мировой войны возвращен на службу с чином генерал-майора. Командующий 98-м обозным батальоном военного времени (с 25.08.1915–10.08.1916…).
    Умер 8 июля 1921 г. в Торуни (Польша, бывш. Германская Померания).
    Награды – ордена: Св. Станислава 3-й ст. (21.04.1891), Св. Анны 3-й ст. (2.04.1895), Св. Станислава 2-й ст. (28.03.1904), Св. Анны 2-й ст. с мечами – за отличие в делах с японцами и шайками хунхузов (4.02.1905).

    Но был ли командиром Новороссийского погранотряда ротмистр Максим Тихонович Цымлянцев (Цимлянцев), названный таковым в «Кубанской справочной книжке на 1894 год» (см. пост №7)? Или это неточность составителей последней? Однозначно ответить на этот вопрос трудно.
    Имя М.Т.Цымлянцева стоит (вместе с именем А.Э.Плавского) в общем списке отрядных офицеров Черноморской бригады пограничной стражи в «Кавказских календарях» на 1891-1895 гг. Во второй половине 1890-х гг. Максим Тихонович значится в екатеринодарских ежегодниках уже как есаул, архивариус Кубанского областного правления. Почти что наш коллега по прикосновенности к истории!
    Кстати, Максим Цымлянцев еще в 1860 г. участвовал землемерным учеником в размежевании станичных земель Кавказского Линейного казачьего войска, а Карп Тихонович Цымлянцев (вероятно, брат Максима) в 1884-1890 гг. служил архивариусом Управления межевой частью Кубанской области.
  9. В 1893 г. в статусе Черноморской бригады пограничной стражи произошло важное изменение – вместе со своими соседками по Кавказу и Закавказью она вошла в Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). Эта новая структура была создан указом Императора Александра III Правительствующему Сенату от 15 октября 1893 г. о выделении в особое военное формирование Отделения пограничного надзора Департамента таможенных сборов Министерства финансов России.

    Приведу этот указ без временных штатов, относившихся к корпусному управлению.
    ПСЗРИ 1893 gif.gif


    «Википедия» сообщает, что ОКПС подчинялся министерству финансов, руководитель которого был шефом корпуса, непосредственное руководство осуществлял командир корпуса, который по статусу приравнивался к начальнику военного округа или начальнику главного управления Военного министерства.
    Первым шефом ОКПС стал
    министр финансов Сергей Витте, а первым командиром — генерал от артиллерии Александр Свиньин. Чины корпуса числились по кавалерии.
    Корпус делился по территориальному признаку на
    округа (было создано 7 округов), затем на бригады и отделы (в каждой бригаде — 3-4). Отделы делились на отряды (в каждом по 4—5 отрядов), отряды на кордоны по 15—20 человек и посты.
    Штаб корпуса состоял из четырех отделений (строевого, пограничного надзора, вооружения и хозяйственного).
    Войска корпуса включали в себя 31 бригаду и Беломорский и Керченский особые отделы. В 1893 г. в состав ОКПС вошла также
    Балтийская крейсерская таможенная флотилия. Общая численность личного состава корпуса — 36709 человек, из них генералов, штаб- и обер-офицеров — 1033 человек.
    Корпус охранял не все границы Российской империи. На
    Памире пограничную службу нес армейский Памирский пограничный отряд, от Памира до Амура границу охраняли семиреченские, сибирские и забайкальские казаки.

    Сергей Юльевич Витте (1849-1915), назначенный министром финансов 30 августа 1892 г., довольно подробно изложил мотивы и историю создания ОКПС в своих воспоминаниях. Как часто бывает, Витте приписал все заслуги себе, хотя известно, что усилия в этом направлении предпринимались уже по меньшей мере 7 лет, но встречали ожесточенное сопротивление таможенников и финансистов:

    «Начальником пограничной стражи, которая находилась в ведении Департамента таможенных сборов, являлся директор Департамента таможенных сборов. Вице-директором этого департамента был генерал-лейтенант барон Ган – человек очень хороший, но вполне ничтожный (имеется в виду Дмитрий Карлович Ган, 1830-1907.- Str.).
    Меня очень коробило то, что пограничная стража, состоящая из солдат, служащих на тех же самых основаниях, на которых служат солдаты всей армии, находится в непосредственном ведении гражданских лиц – чиновников. Таким образом, эти чиновники имели на солдат больше влияния, нежели их офицеры, <…> потому что начальники таможенных округов, подчиненные директору департамента таможенных сборов, были начальниками и пограничной стражи, находящейся в каждом округе.
    Вследствие того, что военная часть находилась в ведении гражданских чинов, как бы ронялся престиж военного мундира. Меня это коробило, по-видимому, это не нравилось и Императору, потому что, когда я в первый раз имел случай заговорить с ним об этом, то Император такой моей речи был очень рад.
    Император говорил мне, что он был бы, конечно, очень мне благодарен, если бы я пограничную стражу взял из ведения чиновников, что он уже несколько раз раньше говорил об этом и с Бунге, и с Вышнеградским, но они всегда ему доказывали, что это совершенно невозможно, так как главная обязанность пограничной стражи – смотреть за контрабандой; все же контрабандное дело непосредственно касается таможенного дела; все таможенное дело находится в руках директора Департамента таможенных сборов, а на местах - в ведении начальников таможенных округов.

    Я позволил себе не согласиться с этим мнением моих предместников и очень усиленно занялся делом устройства пограничной стражи.
    Конечно, я встретил сильное препятствие как в директоре Департамента таможенных сборов, так и в инспекторе пограничной стражи генерал-лейтенанте Гане, и вообще во всех гражданских чинах моего министерства. Но тем не менее, эту реорганизацию я совершил и совершил очень просто: взял и сам начал разрабатывать положение об организации ОКПС, причем этот корпус пограничной стражи был совсем отделен от таможенного департамента.
    Таким образом, собственно надзор за контрабандою и вообще всюду, где необходимо было проявлять силу и даже пускать в ход оружие – являлось делом пограничной стражи; таможенное же дело должно было ограничиться только всеми теми операциями, которые производятся в таможнях пограничной стражи.

    Итак, мною была проектирована такая организация:
    Во главе стоит корпусный командир; у корпусного командира – начальник штаба. Затем штаб и канцелярия пограничной стражи, а также медицинская часть – подобно тому, как это существует во всех военных корпусах, но в несколько увеличенном виде, так как самый корпус пограничной стражи несомненно больше, нежели обыкновенный корпус войска.
    Затем вся пограничная стража разделяется на округа; имеется начальник округа пограничной стражи. Потом округа разделяются на бригады, в которых имеются командиры бригад, а затем бригады делятся на отделы.
    Таким образом, мною было составлено положение об организации пограничной стражи вполне на военном основании. В составлении этого положения мне несколько помогли военные, к которым я тогда обращался, между прочим, и военное министерство.

    Но так как все-таки пограничная стража имеет некоторое соприкосновение с департаментом таможни, то, конечно, министр финансов, в конце концов, должен был быть начальником как пограничной стражи, так и всего таможенного ведомства. Таким образом, соединение этих двух частей сосредоточивалось только в одном лице, а именно в министре финансов».

    То есть – в авторе проекта, С.Ю.Витте, замкнувшем, как сказали бы сегодня, оба потока на себя.
  10. Смотрим дальше, что вспомнил бывший министр финансов о рождении в Российской империи Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) при Государе Александре III. Кстати, С.Ю.Витте писал свои мемуары за границей, там же их и хранил: не забывал Сергей Юльевич, в какой стране он руководил, какую ненависть вызывал у многих и какими кличками его обзывали в России – от «Сруля Витте» до «графа Полусахалинского».

    Витте img_95_mid.jpg


    «Когда я все это положение (о ОКПС.- Str.) доложил Государю, то Император очень меня благодарил за это и почти никаких изменений в этом положении не сделал. Только относительно названия «Отдельного корпуса пограничной стражи» Государь заметил мне: – Для чего называть «отдельным»,– прямо назвать «Корпус пограничной стражи»!
    Я сказал Государю, что название это мною заимствовано потому, что когда были корпуса, которые составляли совершенно отдельную военную единицу, то они всегда назывались «отдельным» корпусом. Так, например, в последнюю Турецкую войну на Кавказе был «отдельный» корпус и начальником отдельного корпуса был Лорис-Меликов, который впоследствии за эту войну получил графство.
    На это Государь Император сказал: тем не менее, Лорис-Меликов был подчинен Кавказскому Наместнику – Великому Князю Михаилу Николаевичу.
    Во всем же остальном Государь вполне одобрил это положение и пожелал, чтобы министр финансов был шефом пограничной стражи. Сделал он это, очевидно, для того, чтобы оказать мне внимание за сделанное мною преобразование.
    Тогда явился вопрос: кого назначить корпусным командиром?
    По указанию генерала Ванновского я выбрал трех лиц (лично я этих трех лиц не знал), причем по предыдущей деятельности из них мне более всех был симпатичен генерал Свиньин, потому что он был боевой генерал, который отличился при взятии Плевны. Государь Император знал всех, в том числе и Свиньина, и со своей стороны одобрил назначение Свиньина корпусным командиром, сказав мне, что это очень хороший выбор».


    А.Д.Свиньин 15 лет командовал ОКПС, а значит и новороссийскими пограничниками. Поэтому он, безусловно, заслужил, чтобы мы о нем помнили. О генерале имеется подробная биографическая справка в «Википедии»; эту информацию я и приведу здесь с некоторыми сокращениями:

    «АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ СВИНЬИН(1831-1913) — русский военный и государственный деятель, генерал от артиллерии, командир Отдельного корпуса пограничной стражи (1893—1908), член Государственного совета (1908—1913).
    Родился 16.05.1831 г. в семье артиллерийского офицера Дмитрия Елисеевича Свиньина, происходившего из старинного дворянского рода. Образование получил в
    Дворянском полку, из которого выпущен 7.08.1851 г. прапорщиком в батарейную № 4 батарею 3-й полевой артиллерийской бригады. В 1853 г. произведен в подпоручики, в 1855 г. — в поручики. 28.08.1860 г. за отличия по службе произведен в штабс-капитаны.
    В 1863 г. назначен на должность старшего адъютанта при управлении артиллерии
    Виленского военного округа, в 1864 г. - исправляющим должность правителя дел этого управления. За отличия по службе 24.02.1864 г. произведен в капитаны, 16.04.1867 г. — в подполковники, и 1.02.1869 г. — в полковники.

    9.04.1875 г. назначен командиром 1-й батареи 29-й артиллерийской бригады. 1.03.1877 г. - на должность командующего 30-й артиллерийской бригадой, во главе которой принял участие в войне с Турцией. Участвовал в осаде Плевны. Во время второго штурма Плевны 18 июля был ранен осколком гранаты и за отличие награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». За отличие при отражении атаки армии Османа-паши 19 августа награжден орденом Святой Анны 2-й степени с мечами. При третьем штурме Плевны 30 августа вновь отличился, за что награжден орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. В день падения Плевны, 28.11.1877 г., награжден чином генерал-майора, с утверждением в должности командира бригады. После перехода через Балканы, с мая по сентябрь 1878 г. занимал со своей бригадой передовые позиции перед Константинополем.

    2.09.1878 г. назначен помощником начальника артиллерии княжества Болгарского. Находился на этой должности до 25.08.1879 г. За отлично-усердную службу в составе оккупационной армии награжден орденом Святого Станислава 1-й степени.
    11.09.1879 г. вновь назначен командиром 30-й артиллерийской бригады. 24.08.1886 г. назначен начальником артиллерии
    7-го армейского корпуса, и 30 августа произведен в генерал-лейтенанты. 14.05.1889 г. назначен начальником артиллерии Гвардейского корпуса с зачислением по гвардейской пешей артиллерии.

    14.02.1893 г. назначен на должность инспектора Пограничной стражи, с оставлением в списках гвардейской артиллерии. При образовании 15.10.1893 г. ОКПС назначен первым его командиром».

    A.D.Sviniyn.jpg



    Таким образом, назначение первого командира ОКПС происходило сложнее, чем сказано у С.Ю.Витте. Но продолжим:

    «На посту командира корпуса А.Д.Свиньин непосредственно руководил реорганизацией пограничной стражи в военизированную структуру. Охранная стража КВЖД была влита в ОКПС с преобразованием в Заамурский округ. Для контроля за морскими границами была создана флотилия ОКПС. Способствовал проведению преобразований, нацеленных на улучшение условий службы офицеров и нижних чинов, развитие медицинской и ветеринарной службы, на усиление и улучшение пограничного надзора, прежде всего в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Неоднократно совершал инспекционные поездки на отдаленные окраины Империи. За отличную службу в 1898 г. произведен в генералы от артиллерии.

    16.04.1908 г. назначен в Государственный совет, с отчислением от должности командира ОКПС. Входил в число неприсутствующих членов Государственного совета.
    Скончался 11.07.1913 г. в Санкт-Петербурге. Высочайшим приказом от 23 июля исключен из списков умершим. Похоронен на
    Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

    Жена — Евгения (1859—1942), дочь минского вице-губернатора Александра Васильевича Лучинского. Погибла в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, похоронена на Серафимовском кладбище в братской могиле[.
    Сын — Владимир (1881—1915), капитан 1-го ранга, флагманский артиллерийский офицер штаба Морских сил Балтийского флота. Во время
    Русско-японской войны служил на броненосце «Ретвизан» и участвовал в обороне Порт-Артура, за что удостоен четырех боевых орденов. В Первую мировую войну, 12(25).09.1915 г., смертельно ранен во время боя линкора «Слава» с германскими полевыми батареями в Рижском заливе. Умер 13.09.1915 г., похоронен рядом с отцом. Был женат на Лидии Викторовне Буниной, имел дочь Ирину (род. 1913).
    Дочь — Людмила (род. 1883), замужем за полковником Борисом Андреевичем Дуровым (1879—1977), имела дочерей Анастасию (1908—1999) и Надежду. После революции 1917 г. эмигрировала с семьей во Францию».


    За свою многолетнюю службу А.Д.Свиньин был удостоен ряда высоких наград. Имел ордена св. Станислава, св. Анны и св. Владимира до 1-й степени включительно, орден св. Александра Невского с бриллиантовыми знаками, орден Белого орла, иностранные награды.
    В постсоветское время первого командира ОКПС начали вспоминать; о нем вышел ряд статей. Интересующимся его личностью посетителям форума можно рекомендовать недавно (в 2014 г.) опубликованную в «Военно-историческом журнале» работу Р.И.Никулиной «Реформатор пограничной стражи генерал от артиллерии А.Д.Свиньин» - она доступна в Сети.

    Закончим теперь с цитированием воспоминаний шефа ОКПС. Фрагмент о Заамурском округе пограничной стражи приведен в связи с тем, что рискованную, но хорошо оплачиваемую службу там ротмистр А.Э.Плавский (см. пост №8) предпочел будням Новороссийского погранотряда. Так что С.Ю.Витте, хваля заамурцев, косвенно хвалил и бравого Александра Эдуардовича:

    «Сделав это преобразование пограничной стражи, я в течение всего времени, пока был министром финансов, особенно сердечно относился именно к этой части, находящейся в моем ведении. Может быть, именно потому, что я не был военный, мне было приятно иметь в своем ведении целый корпус войск. А может быть, чувство это было у меня потому, что я сам уроженец Кавказа, жил на Кавказе до 16 лет, когда происходили непрерывные войны: постоянно был среди военных у дяди моего генерала Фадеева и постоянно встречал выдающихся в России военных людей.
    Во всяком случае, факт тот, что я очень занимался пограничной стражей и, со своей стороны, чувствовал, что я очень любим всем офицерством и вообще всеми чинами пограничной стражи. Мне приходилось довольно часто бывать на смотрах пограничной стражи и играть роль военачальника, хотя должен сказать, что роль эта всегда меня очень стесняла.
    Впоследствии Император Николай II дал мне особый полувоенный мундир шефа пограничной стражи, который имеют право теперь надевать все шефы пограничной стражи.
    Когда я ушел из министерства финансов (в 1903 г. – Str.), то Государю Императору угодно было оказать мне милость, сохранить за мною мундир шефа пограничной стражи ввиду того, что весь этот корпус был мною, по указанию Его Августейшего Отца, основан». <…>


    «При постройке Великого Сибирского пути, когда мы получили концессию на постройку дороги через Маньчжурию (от Читы к Владивостоку), я ввел там охранную стражу, которая состояла из отставных военных или военных действительной службы, - преимущественно из пограничников, которые временно как бы вышли в отставку для того, чтобы поступить в охранную стражу, так как непосредственно военных на Восточно-Китайской дороге держать было невозможно.
    Через несколько лет мы начали, так сказать, действовать более открыто, и эту охранную стражу я преобразовал в «Заамурский округ пограничной стражи»,– один из самых больших округов.
    Этот Заамурский округ пограничной стражи сыграл выдающуюся роль во время последней японской войны. Все военачальники, без исключения, не могли нахвалиться офицерами и солдатами этой пограничной стражи Заамурского округа, что, впрочем, вполне понятно, так как с одной стороны это были точно такие же солдаты, точно такие же офицеры, как и остальные, но только они были более правильно сформированы, не так, как это было сделано в нашей действующей армии, где были собраны служащие различных сроков и друг друга не знающие. С другой стороны, это были люди, которые жили в Маньчжурии еще раньше войны, следовательно, привыкли к этой местности, знали хорошо эту местность.
    К сожалению, тогда я уже не был министром финансов и не имел удовольствия, так сказать, ощущать заслуг той части войска, которую мне привелось организовать».

    Действительно, «Википедия» подтверждает: Заамурский пограничный округ, созданный в 1901 г. на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) имел задачей охрану дороги, станций, перегонов, разъездов, лесорубов от бандитских нападений китайцев. Во время войны с Японией заамурцы сражались в Порт-Артуре, под Ляояном и Мукденом. В общем, усиленное жалованье им платили не даром.
    Последнее редактирование: 18 июн 2017
  11. Нам, однако, уже пора возвращаться с Дальнего Востока на берега Черного моря. Но сначала – несколько слов о том, какие решения власти относительно пограничной стражи (помимо приведенных выше) запечатлелись в Полном собрании законов Российской империи. Их не так много, и за редким исключением в них не выделена особо Черноморская бригада и тем более ее подразделения. Перечислим некоторые из этих решений:

    Том 4 (1884). 2259. Об усилении пограничной стражи.

    Том 5 (1885). 2818. О применении к пограничной страже правил военного ведомства касательно росписания должностей по чинам, порядка чинопроизводства и увольнения от службы неспособных к ней офицеров.
    2895. Об увеличении штата пограничной стражи.
    2933. Об учреждении в пограничной страже субалтерн-офицеров.
    2991. Об упразднении Азовской бригады пограничной стражи.

    Том 8 (1888). 5683. О представлении 18-рублевого оклада жалованья всем без изъятия нижним чинам, занимающим должности старших на постах пограничной стражи.

    Том 9 (1889). 5772. Об увеличении числа бригад пограничной стражи на западной сухопутной границе и о добавлении в оную числа штаб и обер-офицеров.
    5897. Об учреждении Эриванской бригады пограничной стражи.
    5974. О порядке снабжения пограничной стражи оружием.


    Том 10 (1890). 6737. О введении в Кавказских бригадах пограничной стражи кавалерийских седел, установленных во всех прочих бригадах.

    Том 11 (1891). 7891. О разрешении постройки кордонов для пограничной стражи в четвертьмильном расстоянии от черты границы.

    Том 12 (1892). 8626. О некоторых изменениях в штатах Кавказских бригад пограничной стражи.

    Том 14 (1894). 10233. Об учреждении Карской бригады пограничной стражи и о некоторых изменениях в штатном составе других бригад сей стражи.

    Конкретика, касающаяся Черноморской бригады пограничной стражи, встречается только в Томе 15 (1895):


    ПСЗРИ 1895 gif.gif

    Неоднократно цитированный выше Владмал дополняет приведенные в законе 11385 данные сообщением, что новый отдел был добавлен в Черноморскую бригаду для охраны ее левого фланга от Черного моря до реки Чорох на русско-турецкой границе после замены войсковых частей, привлекавшихся ранее к охране этого участка границы.
    От себя скажу, что штаб нового 4-го отдела Черноморской бригады был расположен в Аджарии (не удержавшей своей независимости от Грузии), в селении Марандиди, и сегодня известном большими винными погребами.

    И еще несколько решений, появившихся в ПСЗРИ до конца XIXв.:

    Том 16 (1896). 12552. Об устройстве врачебной части в Отдельном корпусе пограничной стражи и об утверждении росписания числа старших и младших врачей, а также нижних чинов медицинского и хозяйственного разрядов в означенном корпусе.
    13105. Об установлении для судов Отдельного корпуса пограничной стражи, состоящих под командою морских офицеров, особого флага и вымпела.
    13472. Об усилении состава расположенных на Кавказской и Западной границах бригад Отдельного корпуса пограничной стражи.

    Том 17 (1897). 14808. Об основных началах отправления чинами Отдельного корпуса пограничной стражи служебных обязанностей и об употреблении ими оружия по пограничному надзору в пределах пограничной полосы вдоль Европейской границы.

    Том 20 (1900). 18240. О некоторых изменениях в устройстве врачебной части Отдельного корпуса пограничной стражи.
    18395. О квартирном довольствии офицеров Отдельного корпуса пограничной стражи на Кавказе.

    По данным Владмала, в 1890-е и в начале 1900-х гг. Черноморской бригадой пограничной стражи командовали полковники:
    Бенико Аркадий Иванович 2-й (11.09.1891 – 1.10.1891);
    Воежакин Петр Афанасьевич (1.10.1891 – 8.08.1896);
    Корнеенко Николай Осипович (8.08.1896 – 16.06.1900);
    Мокасей-Шибинский Григорий Григорьевич (30.06.1900 – 1902);
    Эльснер Константин Оттович (2.08.1902 – 1906).


    Первым (Новороссийским) отделом Черноморской бригады пограничной стражи командовал с 16.05.1898 г. подполковник Максим Тимофеевич Ромащук (иногда – Романщук).

    Согласно имеющим биографическим справкам, М.Т.Ромащук родился 21.12.1846 г. в семье казака Кубанского казачьего войска (этого войска в то время не было; скорее всего, Тимофей Ромащук состоял в Черноморском казачьем войске). Максим Ромащук вступил в службу 25.05.1860 г. в Полтавский конный полк уже Кубанского казачьего войска. Затем окончил Ставропольское казачье юнкерское училище по 2-му разряду.
    Участвовал в «азиатских походах» 1873-1876 гг., получил чин хорунжего (30.11.1876). участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Продолжал служить в том же полку, квартировавшем в сел. Кенакиры в 7 верстах от Эривани. Сотник (23.08.1879); есаул (6.05.1884).

    В ноябре 1885 г. перешел на службу в Пограничную стражу, в связи с чем был переименован в ротмистры (13.11.1885). М.Т.Ромащук служил отрядным офицером Бакинской бригады пограничной стражи (21.11.1886 – 1889), затем обер-офицером для поручений той же бригады в Баку (29.09.1889 – 1894). После этого Максим Тимофеевич на несколько лет был переведен на Запад, в Русскую Польшу - командиром 1-го отдела Новобржеской бригады пограничной стражи (уроч. Михаловице, Келецкой губ.) (12.11.1894 - 1898). В этот период он стал подполковником (2.04.1895).

    Ну, а последним местом службы кубанского казака Максима Ромащука стал Новороссийск, где и он окончил свой жизненный путь в 1904 г., на посту командира 1-го отдела Черноморской бригады пограничной стражи.
    Не исключено, что Максим Тимофеевич был здесь же и похоронен. Хотя скорее родня забрала тело покойного на Кубань. Кстати, подполковник М.Т.Ромащук был женат, имел сына и двух дочерей.
    Был у главного новороссийского пограничника и брат – тогда же, в середине 1900-х гг., в г. Темрюке служил полицмейстером подъесаул Ефим Тимофеевич Ромащук.


    За 44 года его службы Родина не была щедрой к М.Т.Ромащуку на награды: всего-то ордена 3-й степени св. Станислава (1892) и св. Анны (1896) да медаль «В память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.».
    Ромащук_Максим_Тимофеевич_-_Подполковник_25-й_Черноморской_бригады1895-96.jpg
    А местная история, и того хуже, вычеркнула Максима Тимофеевича из своих "поминальных списков", словно его и никогда и небыло. Хотя, на мой взгляд, имя подполковника Ромащука следовало бы помнить его сегодняшним преемникам по погранслужбе. Все же и он, и они делали и делают общее дело.
  12. Но в еще большей степени, чем М.Т.Ромащук, достоин занесения на скрижали истории Новороссийска Александр Николаевич Сукин, командовавший Новороссийским погранотрядом более 10 лет, а окончивший жизненный путь в годы Гражданской войны на боевом посту командира особого Черноморского отдела пограничной стражи.

    Поручик А.Н.Сукин стал известен как отрядный офицер Черноморской бригады пограничной стражи, начиная со списков на 1898 г., где местом его службы был указан Батум – бригадная штаб-квартира. За два последующих года Александр Николаевич «мигрировал» к северу: сначала он служил отрядным офицером на посту Лазаревском, затем – уже в чине штабс-ротмистра – на посту Сочи.
    Начиная со справочника на 1901 г. (то есть в календарном 1900 г.), А.Н.Сукин – командир Новороссийского пограничного отряда. В 1903 г. он был произведен в чин ротмистра. Этот статус Александр Николаевич имел вплоть до 1913 г., когда, наконец, уехал из Новороссийска на повышение во всех отношениях – стал подполковником, командиром отдела Карской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) на сухопутной границе с Турцией, высоко в горах.

    Интересно, что в 1900-е гг. командир Новороссийского погранотряда официально именовался Александром Николаевичем Сукиным 1-м. Дело в том, что в Черноморской бригаде служил его брат Федор Николаевич Сукин 2-й. Он состоял отрядным офицером в Гудаутах, а затем в Сочи, тоже став ротмистром. Дальнейшая судьба Ф.Н.Сукина не известна, да она не столь интересна нам, как жизненный путь старшего брата-«новороссийца».


    Биографическая справка сообщает, что Сукин Александр Николаевич родился в 1862 г., в 1878 г. окончил Псковский кадетский корпус, а в 1881 г. – С.-Петербургское пехотное юнкерское училище. По-видимому, А.Н.Сукин довольно долго не служил, если он через 17 лет после того, как стал офицером, был все еще поручиком.
    В годы Первой мировой войны Александр Николаевич оставался подполковником Карской пограничной бригады, участвовавшей в боях. В этом статусе А.Н.Сукин был награжден 7.01.1916 г. Георгиевским оружием (судя по дате, он, вероятно, отличился в Эрзурумской операции).
    В списках погибших участников Белого движения (без указания даты смерти) Александр Николаевич Сукин значится уже как полковник ОКПС, служивший в Добровольческой армии и Вооруженных силам Юга России, и с 27 ноября 1918 г. состоявший командиром особого Черноморского отдела пограничной стражи.

    Интересно, что в списке офицеров Черноморского флота – Георгиевских кавалеров Первой Мировой войны, упомянут мичман Сукин Георгий (Юрий) Александрович (1894-1919), награжденный Георгиевским оружием в том же 1916 г., но 31 октября. Окончив в 1915 г. Морской корпус, Г.А.Сукин служил на черноморской подводной лодке «Кит». Эта субмарина только за вторую половину 1916 г. шесть раз выходила в дозор к Босфору. Вот, например, несколько слов о предрождественском походе русского «Кита» к турецким берегам
    «В районе Агва (к востоку от Босфора) 13 декабря в 1,5 каб. от берега подводная лодка обнаружила турецкий колесный пароход с двумя фелюгами, груженными углем, на буксире. Атаковать пароход торпедами она не могла из-за мелководья и потопила его таранным ударом. Во время этого боя ружейно-пулеметным огнем с берега был ранен старший офицер подводной лодки.
    14 и 15 декабря «Кит» дважды подвергался атакам немецких гидросамолетов, не нанесших ему повреждений, а 16 декабря он уничтожил артиллерийским огнем турецкое парусное судно водоизмещением 680 т и несколько фелюг, груженных углем».

    Во время Гражданской войны Г.А.Сукин оказался на Каспии, примкнул к английским войскам, затем к Вооруженным силам Юга России, командовал пароходом Каспийской флотилии.
    Если Георгий Александрович Сукин был сыном командира Новороссийского погранотряда 1900-1912 гг., то он, вполне вероятно, родился на Черном море, а вырос - в Новороссийске.

    В связи со сказанным в этом посте очень хотелось бы, чтобы городские историки и краеведы поискали в информационном «культурном слое» Новороссийска начала прошлого века следы этих храбрых офицеров, не изменивших присяге и заслуживших, на мой взгляд, память о себе.
    Кстати, в городе с 2014 г. существует (при НИМЗ) «Школа юного краеведа». Разве поиск информации о А.Н. и Г.А.Сукиных, убитых большевиками, а затем утопленных в Лете советской историографии (как мнилось топившим – навсегда) – не достойная задача для юного поколения исследователей прошлого, приходящих нам на смену?
  13. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Как мне помнится, в архиве за 1918 - 1919 годы встречал фамилию Сукин, но без инциалов и уже не помню в какой должности...
    Так что, подтверждается. Нажо искать.
    Но ворочить эти фонды у меня нет возможности... пока...

Поделиться этой страницей