1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

п. Верхнебаканский (Тоннельная)

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Иван Д, 8 дек 2012.

  1. Предлагаю Вашему вниманию тему о моем родном поселке Верхнебаканском. Многие, особенно в городе Новороссийске, называют наш поселок Тоннельная, по наименованию располагающейся в поселке ж/д станции "Тоннельная".
    Наш поселок за XX век менялся кардинально, поэтому в теме буду располагать имеющиеся у меня фото и сведения о поселке...
    Предлагаю всем присоединиться, если у Вас есть фото или информация о поселке, о людях, проживавших в нашем поселке, пожалуйста, размещайте- будет интересно....
    Наталия Липовка и Maxim нравится это.
  2. Немного об истории поселка Верхнебаканский. (из воспоминаний людей, исследователей истории поселка)

    ст. Верхнебаканская основана в 1862г.
    первое упоминание об основании поселка встречается в приказе по Кавказкой армии №322 от 25 июля 1862г. Среди прочих станиц и укреплений водворенных в районе Натухаевского округа, говорится, что в Верхнебаканском ущелье- ст. Верхнебаканская.
    Житель поселка Нищера Даниил Кузьмич 1880г.р., рассказывал, что его дедушка Нищера Дмитрий в это селение переехал, когда его отцу бало 3 года. Дедушка был переведен сюда на постоянное жительство из ст. Роговской (с его слов, высылали суда казаков за непочтение, грабежи и т.д.)
    Был еще такой местный летописец священник по фамилии Успенский. Он пишет: " Дорог не было, нетолько хлеб сеять, не где было стог сена накосить".
    Переселенцы начинали разрабатывать земельные массивы, разводить скот, нанимались на службу к купцам, для сопровождения караванов за границу.
    атаман бал выбран в станице в 1864г, к этому времени в станице уже насчитывалось более 100 семей переселенцев.

    Естественно, что до основания ст. Верхнебаканской, в этих местах жили горские народы, называемые местными черкессы (адыги). Время от времени они совершали набеги на казачьи станицы. Об одном таком нападении вспоминает уже упомянутый Нищера Даниил: " Черкессы шли с соломой, факелами, хотели сжечь станицу. Произошла кровопролитная схватка. Были жертвы с двух сторон. После этого станица была огорожена высоким плетнем. Черкессы прин нападении похищали девушек, грабили." После размещения близ станицы Верхнебаканской Адагумского полка, набеги прекратились.
    Согласно ведомости, приложенной к рапорту началника Верхнебаканской станицы штабс-капитана Ципринского, направленного командующему Адагумским казачьим полком Крюкову от16 мая 1862 г. говорится о числе семейств, прибывших на вводворение в ст. Верхнебаканскую - семейств 140, от 1 до 4 лет половинное довольствие - 190 человек, от 4 и далее на полное довольствие - 408, из них офицерских семей -1, кубанских казаков 138 семей.

    Из материалов Краснодарского архива о состоянии Верхнебаканской станицы за 1864год: в станице проживало казачего сословия мужчин - 341, женщин 324, итого 665 человек, 137 дворов. О животноводстве: лошадей 94, рогатого скота - 1184, овец - 2252. В станице бало развито пчеловодство, имелся молитвенный дом.
    Наталия Липовка нравится это.
  3. Список первых переселенцев ст. Верхнебаканской:
    Диомид Борозда
    Андрей Анацкий
    Степан Клещ
    Евгений Дорошенко
    Василий Супрун
    Игнат Процай
    Ефим Заволока
    Григорий Фисенко
    Трофим Ивченко
    Дмитрий Нищера
    Иван Черный
    Михаил Терещенко
    Степан Прокопенко
    Савва Копыл
    Лазарь Редько
    Никита Лукаш
    Василий нищера
    Терентий Глушань
    Елисей Дворник
    Арсений Бойко
    Иван Реут
    Филипп Рябчук
    Наталия Липовка нравится это.
  4. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Газета.JPG

    Экскурс в историю

    Обзор подготовил Сергей Новиков

    Казачьи корни
    В марте 1862 года на землях Натухайского военного округа были отстроены 11 станиц Адагумского казачьего полка. Одна из них получила название Верхнебаканской. И уже через месяц в станицу стали прибывать поселенцы – 2 офицерских семьи и 150 семей «жеребьевых» (т.е. выбранных по жребию) казаков бывшего Черноморского казачьего войска. 15 апреля 1862 года был назначен и начальник станицы – штабс-капитан Цикаво-Цыпринский.
    Жизнь в казачьей станице изначально не была легкой. Как писал современник, «влага выпадает здесь неравномерно: то бывает слишком много дождей, то случаются продолжительные засухи». Неслучайно местная речка Баканка летом пересыхала. Зимой же дули свирепые норд-осты. Все это, при «бессилии» здешней почвы, пагубно отражалось на посевах. Садоводство тоже было делом рисковым: весенние морозы часто уничтожали цвет и завязь на деревьях. Благо, что климат здесь всегда был сухой, здоровый. Выручали станичников и окрестные леса, позволявшие развиваться собственной лесопромышленности.
    Во всем остальном было не хуже, чем у соседей. Еще в 1882 году возвели в Верхнебаканской из камня и кирпича Покровскую церковь. Было в станице и два одноклассных училища – мужское и женское. Вот только ближайший врач находился за 18 верст в губернском Новороссийске. Туда же, в почтово-телеграфную контору, приходилось ездить за корреспонденцией. Но эти неудобства мало огорчали станичников. В 1910 году число жителей станицы перевалило за 2 тысячи, притом что дворов насчитывалось не так много – 273. Большие были у казаков семьи! Два десятка свадеб за год. 105 новорожденных, а умерших всего 28.
    Но вольную казачью жизнь в станице подстерегали многие соблазны. Первый среди них - капиталистическая индустриализация. В конце XIX века главным «хлебом» жителей Верхнебаканской становятся железная дорога и цементное производство.

    Индустриальный пейзаж
    15 декабря 1887 года жители станицы Верхнебаканской встречали первый поезд, который прошел через только что построенные железнодорожные тоннели. Это были грандиозные для своего времени сооружения длиной 1390 и 385 метров.
    Помимо наемных рабочих на стройке тоннелей работало около 3000 заключенных. Многие из них умерли от тифа. Но главное было сделано – в Новороссийск пришла железная дорога, и «захолустье империи» на глазах превращалось в крупный индустриальный центр.
    В 1912 году в районе станции Тоннельной был пущен в эксплуатацию цементный завод «Бетон». Разработка карьеров велась здесь ручным способом, сырье доставлялась на завод по узкоколейной дороге конной тягой. А сам цемент насыпался в деревянные бочки.
    7 ноября 1925 года завод «Бетон» был переименован в «Первомайский». В его состав вошли цементные заводы «Орел», «Атлас» и «Титан». Первым красным директором завода стал Федор Петрович Кузнецов. В конце 20-х годов завод «Первомайский» выпускал ежегодно более 360 тыс. бочек цемента.
    В годы Великой Отечественной войны верхнебаканские цементники трудились над выполнением оборонного заказа, формовали дзоты и плиты для военных аэродромов.
    В 1942 году, во время боев за Новороссийск, завод был разрушен до основания. Героических усилий стоило жителям освобожденного поселка восстановить его в самый короткий срок. А к 1957 году производительность завода «Первомайский» превысила довоенную почти вдвое.

    ИНТЕРЕСНО
    Как строили тоннель
    (быль)

    Саму скалу под тоннель рубили каторжники-кандальники. По слухам, внутри тоннеля находились самые отпетые головорезы в кандалах с прикованным к ним кайлом. Они никогда не выходили из тоннеля, там же и жили при свете факелов, не видя света дневного, долбили они шурфы, закладывали в них взрывчатку, а после взрыва разбирали завалы, грузили породу на тачки, которые были прикованы к левой руке менее опасных преступников. Они вывозили породу из тоннеля, катили тачки по деревянным желобам на деревянную же эстакаду. К эстакаде подъезжали станичники со своими подводами. Учетчик фиксировал каждую подводу, отмечал, сколько тачек в нее погрузили. Отмечал учетчик и каждого каторжника, выполнил ли он свой «урок», то есть сменное задание. После этого станичники отвозили камень на отсыпку будущей трассы. Кто выгружал камень – каторжники или вольнонаемные рабочие: точно ни кто не помнил. Ясно, что не станичники. По окончании рабочего дня, а он длился у каторжников по 16 часов, сразу же производился расчет с подводчиками. Получали они с каждой перевезенной подводы, довольно много по понятиям того времени – по несколько десятков копеек в день. Поэтому все старались попасть на эту работу. Но ее было так много, что принимали любого, на любое число рейсов.
    Большой интерес и любопытство вызывали каторжники у детей, а еще больше – черный хлеб, который им давали. На Кубани рожь не сеяли, и хлеб был пшеничный. Поэтому ребятишки старались выменять пайку каторжника на белый хлеб и даже на сахар. Обмен был взаимовыгодным. Хотя полученная пайка для ребят была более желанным лакомством, чем белый хлеб для каторжника.
    Побегов со стройки не было. Не тот был паек у каторжан, чтобы убегать. Да и в кандалах в казачьем крае далеко не убежишь. Казаки сами ловили и приводили беглецов «до начальства». Говорят, что умирали каторжники без счета и хоронили их в полосе отчуждения железной дороги.
    Сохранила молва и легенду о том, что один из тоннелей строился одновременно с двух сторон. И когда в указанное инженером время тоннели не соединились, то инженер застрелился. А на следующий день… тоннели сошлись.
    Хоронили этого инженера всей станицей, и на станичном кладбище ему был сооружен склеп. К сожалению, фамилия этого человека не сохранилась в памяти народной, а время не сохранило склеп.

    Сергей Санеев
    Наталия Липовка и Иван Д нравится это.
  5. Дома в станице были в основном покрыты камышем и соломой, только позже стали покрывать черепицей. Границей селения бала так называемая Припечиловка (сейчас называют у нас "пятый квартал"), с двумя-тремя домиками посередине, в долине протекала речка Бакан (Баканка), вся в густых камышевых зараслях.

    Усиленное заселение ст. Верхнебаканской началось при стоительстве жлезной дороги, а именно ж/д. тоннелей. Рабочие , которые строили тоннели часто умирали, в поселке не далеко от тоненеля сушществовали могилы этих строителей. (по рассказам жителей)
    Среди жителей нашего поселка бытует легенда об инженере (фамилия естественно неизвестна), который принимал участие в строительстве тоннелей. Он произвел расчет, по которому при определенной скорости прохода двух работающих бригад встреча должна была произойти в определенное время. Это время настало, инжинер нервничал, бегал то к северному, то к южному порталу тоннеля. Но все же решил, что ошибся в расчетах и застрелился на поверхности тоннеля. Бригады рабочих естественно встретились. Хранить инженера вышла вся станица. На общем кладбище был сооружен склеп. Инженер, вроде как был итальянец, и позже прах его был перевезен на родину.
    Я лично не берусь судить о правдивости этой легенды, но по существу могу сказать следующее, что сам неоднократно слышал эту легенду от разных людей, в том числе от моей прабабушки Погореловой М.П. 1913г.р.. Сейчас на местном кладбище склепов нет, но есть одна могила некого господина по фамилии Сенда (позже постараюсь выложить фото), многие люди думают, что это и есть этот инжинер, но это заблуждение.....
    Наталия Липовка нравится это.
  6. Тоннель- южный портал. Сооружался с 1885г. по 1888г. На сним.jpg

    Тоннель- южный портал. Сооружался с 1885г. по 1888г.
    Сергей Шило, Марианна и Segen нравится это.
  7. Сергей, спасибо Вам огромное! Очень интересно и познавательно! Я точно и серьезно, я то пишу из воспоминаний и к сожалению материалов написанных еще в советское время.....
  8. Насчет врачя могу сказать, что из воспоминаний жителей в 1892-1893г был в станице врач, молодой казак, но фамилию его никто не помнит....
  9. Сергей, вы говорите: "Еще в 1882 году возвели в Верхнебаканской из камня и кирпича Покровскую церковь."
    У меня есть фото только одной церки которая находилась в центре поселка (сейчас на её месте клуб "40 лет октября"), она ли это или нет, не знаю..... церковь.jpg
    Сергей Шило и Segen нравится это.
  10. В 1930-е в церкви был спортзал.....
    . здание церкви на месте нынешнего клуба 40 лет октября, в 30-.jpg Футбольная команда, сзади церковь и недостроенная школа
    Футбольная команда, сзади церковь и недостроенная школа.jpg
  11. Иван Д, на стр.12 форума в теме "Оккупация (продолжение)" есть короткие воспоминания моей матери о пребывании во время войны в пос.В.-Баканском. Там всё изложено кратко, но можно расспросить более подробно. Об упомянутом в тексте Климентьеве Валентине должны быть материалы в школе. В этой же школе после войны работал учителем его старший брат Владимир Васильевич. Фотографии, к сожалению остались в Новороссийске и у меня нет возможности их разместить, но в школе его фото должно быть.
    Иван Д нравится это.
  12. Немного об образовании в поселке.
    В 1890-1895гг была организована первая казацкая школа. Есть даже имя учителя- Божан Иван Иванович. В 1903г в школе занималось 60 учеников. В 1907-1908г. по настоянию атамана станицы Клещ Алексея Степановича, из кирпичной трубы завода (тогда уже недействующего), служившего базой для строительства тоннелей, была построена вторая казацкая школа, так называемая "Красная школа" (до настоящего времени не сохранилось, располагалась школа в районе нынешнего парка "40 лет октября")
    здание красной школы: 1907-1~1.JPG красная школа.jpg
    iehbr нравится это.
  13. Белая школа.jpg здание Белой школы построенно на средства иногородцев. В авг.jpg Белая школа.jpg В казацких школах не обучались иногородние...
    Поэтому в 1912 году в поселке было построена школа для иногородних "Белая школа" (раполагалась приблизительно на месте нынешней школы, уничтожена во время войны взрывом заложеной бомбы)
  14. Так же на окраине поселка по рассказам старожилов существовала армянская школа ( в районе карьера ц/з "Первомайский") Директором школы был Бедросян Назарет Данилович.

    В 1912-1913гг был заложен фундамент для строительства казацкой гимназии. (в настоящее время это здание маленькой школы) На сколько я знаю эту школу достроили только после ВОВ, и первые занятия в ней начались в 1953г. Здание школы 1953 год(первй год в новом здании).jpg 1957г..jpg
    Сергей Шило и Марианна нравится это.
  15. живая скульптура из учеников :) живая скульптурная группа.jpg
    Марианна, Сергей Шило и Segen нравится это.
  16. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Выход на первомайскую демонстрацию?
  17. после войны начальная школа размещалась в здании в районе ц\з "Орел", в здании "Красной школа", а старшая школа на Титане в д. №5, №16
    здание школы на Титане.jpg
  18. Да, именно... есть дальнейшие фото демонстрации....
  19. Демонстрация 1960 г. колонна движется по ул. Ленина, ул. Мурзиди, а так же на площади по ул. Мурзиди, на некоторых фото видны развалина завода Тинтан
    7 ноября 1960 г..2.jpg 7 ноября 1960 г..3.jpg 7 ноября 1960 г..4.jpg 7 ноября 1960 г..6.jpg 7 ноября 1960 г..7.jpg 7 ноября 1960 г..8.jpg 7 ноября 1960 г..jpg 7 ноября 1960 г..2.jpg 7 ноября 1960 г..4.jpg 7 ноября 1960 г..6.jpg 7 ноября 1960 г..7.jpg 7 ноября 1960 г..8.jpg 7 ноября 1960 г..jpg
    Segen и Сергей Шило нравится это.

Поделиться этой страницей