1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

ПАМЯТИ ОРЕСТА АЛЕКСАНДРОВИЧА СЫЧЕНИКОВА

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем straniero, 12 окт 2017 в 05:53.

  1. Вчера, 11.10.2017, на отраслевом Интернет-портале «Российское судоходство» появилась нижеследующая информация:

    УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК НОВОРОССИЙСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА ОРЕСТ СЫЧЕНИКОВ

    Руководство и коллектив группы компаний Совкомфлот с глубоким прискорбием сообщают о тяжелой утрате, которую понесло российское судоходное сообщество. 9 октября 2017 года в Москве в возрасте 95 лет скончался Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства.

    249_Sychenikov_1.jpg

    В некрологе, имеющемся в распоряжении отраслевого портала, говорится: «Ушел из жизни человек высочайшей профессиональной квалификации, талантливый руководитель, внесший огромный вклад в укрепление и развитие отечественного морского судоходства.

    Орест Александрович Сычеников родился 28 июня 1922 года. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны был призван в ряды РККА. В 1943 году был тяжело ранен. После демобилизации в сентябре 1945 года поступил на судомеханический факультет Одесского института инженеров морского флота.
    После окончания института он работал инженером на Туапсинском судоремонтном заводе, директором технического училища №1 в городе Туапсе. Последовательно занимал должности заведующего промышленно-транспортным отделом, второго, затем первого секретаря Туапсинского горкома КПСС. В сентябре 1961 года был избран секретарем и членом бюро Краснодарского крайкома КПСС, а в декабре 1963-го ‒ первым секретарем Новороссийского горкома КПСС.
    В мае 1964 года приказом министра морского флота Орест Александрович Сычеников был назначен начальником Управления нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства, переведенного в Новороссийск из Одессы.

    В 1967 году на базе Управления было создано Новороссийское морское пароходство. Орест Александрович стал его первым начальником и течение 10 лет возглавлял предприятие. Его имя олицетворяет становление одного из крупнейших пароходств страны, флагмана советского и российского танкерного флота.


    Орест Александрович Сычеников внес неоценимый вклад в развитие города-героя Новороссийска и всего черноморского региона России, отечественного морского образования. Он объединил в одну систему все необходимые для успешной деятельности пароходства предприятия: Новороссийский, Туапсинский и Сочинский порты, судоремонтные заводы Новороссийска и Туапсе, портопункты в Анапе и Геленджике. Благодаря ему Новороссийск превратился в современный индустриальный город морского профиля, «кузницу кадров» для отрасли: были основаны Новороссийская мореходная школа, ставшая лучшей в СССР, Высшее инженерное морское училище (ныне – ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова), появились береговая инфраструктура флота, база технического обслуживания флота, нефтегавань Шесхарис.

    В 1977 году О.А.Сычеников был избран председателем Президиума ЦК профсоюза работников морского и речного флота в Москве и покинул Новороссийск.

    Орест Александрович Сычеников является без всякого преувеличения человеком-легендой для морского сообщества нашей страны. Его боевые заслуги и славный трудовой путь отмечены многочисленными государственными наградами, в числе которых ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа». Он имел звания «Ветеран труда», «Заслуженный работник транспорта РСФСР», «Почетный работник морского флота», «Почетный гражданин города Новороссийска». В 2017 году ему было присвоено звание «Трудовое имя Кубани».

    Все, кто знал Ореста Александровича и работал с ним, неизменно отмечали его бесконечную преданность делу и интересам страны, исключительную порядочность, решительность и целеустремлённость, внимательное и заботливое отношение к людям.

    Руководство и трудовой коллектив, капитаны и экипажи судов группы компаний Совкомфлот выражают искренние соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Ореста Александровича Сыченикова.

    Светлая память об этом замечательном человеке навсегда сохранится в наших сердцах.


    Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О.Франк

    Президент ПАО «Новошип» Ю.А.Цветков».


    Коллектив отраслевого портала «Российское судоходство» выражает соболезнования родным, близким и коллегам Ореста Александровича.
  2. Уже давно, в декабре 2013 г., уважаемый Старый судоремонтник предложил в теме ("Исторические ошибки журналистов") назвать одну из улиц Новороссийска в честь Ореста Александровича Сыченикова. Но столь же уважаемый Segen возражал против этого - мол, теперь именами живых улицы и города называть не принято и даже не позволено.
    И вот через 4 года эта полемика получила естественное разрешение: законодательное препятствие для топонимической комиссии отпало, и делу может быть дан ход.

    Сказать правду, открывать эту тему на нашем форуме следовало не мне, а настоящему новороссийцу - как открыл уважаемый Старый судоремонтник тему "Памяти Леонида Константиновича Крыштына" в январе 2015 г. и поместил в ней разнообразные и интересные материалы о соратнике и ученике О.А.Сыченикова, ушедшем раньше учителя. А уважаемый Segen, эксперт по почетным гражданам Новороссийска, тогда дополнил эти материалы авторитетной биографической справкой. Наверное, они могли бы прекрасно сделать это и сейчас, рассказав об Оресте Александровиче с близким знанием предмета.

    Но увы - оба уважаемых и компетентных новороссийца не появлялись на форуме с начала лета; замолкли, как сказал бы М.Ю.Лермонтов, звуки их чудных песен, и непонятно, раздадутся ли опять.
    На таком бесптичье, хочешь не хочешь, придется мне, многогрешному, отдуваться за соловья.
    Так что прошу заранее извинить за инициативу...
  3. Раз никто не спешит включиться, я продолжу. Об О.А.Сыченикове было немало опубликовано при его жизни. Не стали исключением и 2010-е гг. Целый ряд статей вышел в связи с 90-летием со дня рождения Ореста Александровича. Правда, некоторые детали его биографии, случается, излагают по-разному. Кто-то называет место Новороссийска, где О.А.Сычеников в 1943 г. получил тяжелое ранение, районом цемзавода "Октябрь", другие авторы именуют будущего директора пароходства воином-малоземельцем. Есть расхождения даже относительно года его рождения. Например, в следующей публикации говорится о 1923 г., тогда как обычно указывают 1922 г.

    см. вложение в конце поста

    Зато в ней (если кто сумеет открыть этот pdf-файл) есть фотография Ореста Александровича сравнительно недавнего времени.

    А вот фрагмент статьи с Интернета-портала журнала "Морской профсоюзный вестник", написанной в связи с юбилеем О.А.Сыченикова:

    27.06.2012 Человек-легенда

    Сегодня исполнилось 90 лет человеку, чье имя олицетворяет собой становление одного из крупнейших пароходств нашей страны – Оресту Александровичу Сыченикову. Сегодня сложно себе представить развитие морской отрасли, морского образования и всего южного региона России без участия этой масштабной фигуры – первого начальника Новороссийского морского пароходства.
    Его девиз, или, как сейчас бы сказали, слоган, весьма прост: заботиться о людях. Поэтому переход на профсоюзную работу стал закономерен – многие годы он стоял у руля Центрального комитета профсоюзов морского и речного флота.

    Кто лучше и честнее расскажет об основателе, как не продолжатели дела его жизни? Беседа президента ОАО «Новошип» Игоря Тонковидова с Орестом Сычениковым легла в основу уникального материала, опубликованного в корпоративном издании СКФ/Новошип. В день славного юбилея Ореста Александровича мы не можем оставить его без внимания:

    «Помнить о прошлом, думать о будущем, жить настоящим»

    …Воистину счастлив тот, кто четко знает свою цель и умеет радоваться достигнутому результату. Сычеников именно такой человек. «Я очень доволен своим жизненным путем. Никогда не испытывал сомнений по поводу того, что мне делать и правильно ли я иду, и всегда был удовлетворен тем, чего удавалось достичь. Мне интересно работалось. Я, наверное, оптимист и считаю, что не зря прожил жизнь»,– признается он в беседе с нынешним главой «Новошипа» Игорем Васильевичем Тонковидовым.

    Так создаются пароходства

    – Эти воспоминания не покидают меня по сей день, – признается Сычеников. – Впереди были самые интересные и творчески годы работы. Во-первых, надо было из ничего создавать пароходство. Кроме порта и маленького судоремонтного завода других организаций в то время в Новороссийске не было. Я возглавил Управление нефтеналивного флота, созданное на бумаге. Помещения не было – мы ютились в здании порта. Сразу же встал вопрос подбора сотрудников аппарата управления. Тут начались проблемы, потому что кадров в городе не было. Нужен был главный инженер, а где его брать? Заместителю министра морского флота Долинскому, который присутствовал при формировании руководящего ядра пароходства, я предложил кандидатуру Леонида Константиновича Крыштына. Возникло много сомнений в связи с его молодостью и недостаточностью опыта. Но я настоял и сказал: «Все учатся, и он научится. Не боги горшки обжигают». Так мы и начали работать с Крыштыным. А из Одессы приехал Виталий Дмитриевич Павленко. Он возглавил эксплуатационную службу. Но самым первым моим помощником стала Саша Коломиец, с которой мы работали еще в горкоме партии. Об этом человеке я часто вспоминаю.

    К моменту создания Новороссийского морского пароходства в январе 1967 года управление окрепло, встало на ноги. Но кадровый вопрос не спешил уходить на второй план.

    «Мы старались обойтись теми, кто хочет работать. А желающих оказалось немало. И из других городов приезжали, – рассказывает Сычеников. – Много было молодых специалистов с горячим желанием трудиться. В общем, сложился очень хороший коллектив. Он и стал базой для пароходства. Но возникли новые сложности. В состав предприятия вошли порты и судоремонтные заводы всего побережья от Абхазии до Керченского пролива. Вот тут, конечно, и началось самое главное. Я считаю, что в тот момент мы правильно расставили приоритеты: в первую очередь мы создали социальную базу для людей. Может быть, если бы мы не решили эту главную задачу, пароходства бы не было вообще».

    Начальник группы компаний (как теперь принято говорить) смело поставил в один ряд с развитием портов и заводов строительство жилья и детских садов. В этом он нашел поддержку министерства – там тоже понимали, что береговая инфраструктура станет отправной точкой в становлении пароходства и его дочерних структур, и, как следствие, обеспечит развитие морской отрасли страны, а также всего южного региона. И результаты не заставили себя ждать. «Когда министр Бакаев приехал к нам на итоговое совещание, он назвал Новороссийск столицей танкерного флота страны, – с гордостью говорит Сычеников. – Пароходство вышло в лидеры не только по размерам флота, но и по объему перевозок. Мы тогда соперничали буквально со всеми иностранными перевозчиками. Ни разу себя не опорочили. Нас ценили как надежных партнеров, всегда выполнявших свои обязательства. Новороссийское пароходство активно работало на фрахтовом рынке и зарабатывало огромные деньги, которые сдавало в государственный бюджет. Все видели целесообразность развития нашего предприятия, ведь мы не просто не проедали казенные деньги, а приносили хорошую прибыль».

    Не секрет, что во многом благодаря усилиям Сыченикова власти уделяли должное внимание потребностям компании. Страна была заинтересована в развитии пароходства, поэтому в 70-е годы флот активно пополнялся. Суда поставляли как Ленинградский и Николаевский заводы, так и зарубежные верфи. Были танкеры итальянской, японской, югославской, польской постройки. Но все же, количество новостроев ограничивалось теми средствами, которые выделяло государство...

    Российский профсоюз моряков поздравляет Ореста Александровича со славным юбилеем и желает ему крепкого здоровья, долголетия и бодрости духа!

    А вот текст, опубликованный в Сети в связи с присвоением в 2013 г. первому начальнику Новороссийского морского пароходства звания «Почетный гражданин города-героя Новороссийска
    :

    Орест Александрович Сычеников родился 28 июня 1922 года в Смоленской области. В 1932 году его семья переехала в приморский Туапсе. Здесь Орест окончил среднюю школу, после чего был призван в армию. В 1943-м красноармеец Сычеников оказался на переднем крае обороны Новороссийска. В одном из боев на территории цемзавода «Октябрь» он был тяжело ранен. Как водится в таких случаях, госпиталь, долгое лечение, нестроевая служба, демобилизация…

    В сентябре победного 45-го Орест Александрович отправляется в Одессу, где поступает на судомеханический факультет Одесского института инженеров морского флота.

    В 1951 году дипломированный специалист Сычеников возвращается в Туапсе. Работает инженером на местном судоремонтном заводе, затем ‒ директором технического училища. А далее следует стремительная карьера по партийной линии. Заведующий отделом, секретарь, второй и, наконец, первый секретарь Туапсинского горкома КПСС. В сентябре 1961 года Орест Александрович был избран секретарем и членом бюро Краснодарского краевого комитета КПСС, а в декабре 1963-го ‒ первым секретарем Новороссийского ГК КПСС.

    Не успел Сычеников как следует освоиться в кресле руководителя Новороссийска, как следует новое назначение – теперь уже на хозяйственный фронт. В мае 1964 года приказом министра морского флота Сычеников был назначен начальником Управления нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства, переведенного в Новороссийск из Одессы, Сыченикову приходилось спать урывками, но уже в октябре 1964 года первый танкер «Лихославль» загрузился нефтью у нового причала на Шесхарисе.

    Управление нефтефлота росло, набирая мощь, а кадров командного и рядового состава для него не хватало. По всем кубанским станицам послали гонцов с призывом: «Землепашцы! Становитесь пахарями морей!» Казаки нехотя покидали свои хаты, но, став моряками и увидев диковинные страны, стали уже сами вербовать земляков. Но специалистов комсостава по-прежнему не хватало – капитаны-одесситы не спешили бросать родной город. И тогда Сычеников стал нас заманивать их квартирами – выбирай по вкусу, на любом этаже новостройки... Конечно, это были полумеры, поскольку на горизонте уже появилась новая цель…

    20 января 1967 года на базе Управления было создано Новороссийское морское пароходство. Через десять лет НМП вошло в число отраслевых лидеров и стало орденоносным орден (в 1971 году пароходство было награждено орденом Октябрьской революции).Для достижения подобных высот Сычеников объединил в единую инфраструктуру Новороссийский, Туапсинский и Сочинский порты, судоремонтные заводы Новороссийска и Туапсе, портопункты в Анапе и Геленджике. Но этого было явно недостаточно – пароходству нужен был новый танкерный флот, ведь старые суда-«одесситы» морально и физически устарели. Сычеников настойчиво выбивал во властных коридорах средства на строительство новых нефтевозов в Японии, Италии, Югославии, Финляндии. В итоге у НМП оказалось 130 танкеров и нефтевозов вместимостью более 5 миллионов тонн. Они ходили в 240 портов – в 71 страну мира.

    И, конечно же, нельзя забывать о том, что благодаря усилиям Сыченикова тихий и провинциальный Новороссийск получил огромный импульс к всестороннему развитию. Всё лучшее, что появлялось в те годы в приморском городе, так или иначе было связано с деятельностью Ореста Александровича: три жилых микрорайона на израненных войной пустырях, гостиница «Бригантина», поликлиника и больница моряков, Дворец культуры моряков…

    В 1968 году набрала первых курсантов Новороссийская мореходная школа, начавшая подготовку кадров для пароходства. Она стала одной из лучших в СССР. А в 1975 году распахнуло двери для романтиков Новороссийское высшее инженерное морское училище на Малой земле. Сегодня это Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова – признанный лидер транспортного образования России.

    В 1977 году Ореста Александровича перевели на профсоюзную работу в столицу. До 1986 года он являлся председателем Президиума ЦК профсоюза работников морского и речного флота.

    В свое время О.А. Сычеников покидал Новороссийск с сознанием выполненного долга. Не осталось у него в долгу и государство: доблестный труд Ореста Александровича на посту начальника НМП был отмечен орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями. Он был удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта РСФСР». Новороссийцы же в 2013 году присвоили Оресту Александровичу высокое звание «Почетный гражданин города-героя Новороссийска».

    Орест Александрович живет в наши дни в Москве, но по-прежнему считает, что главный итог его жизни – это создание мощного непотопляемого флагмана нефтефлота СССР, который едва ли не единственный в стране устоял во время перестроечных бурь и штормов.

    Вложения:

Поделиться этой страницей