1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Проект развития порта 1935 года.

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем ADS, 21 ноя 2014.

  1. ADS

    ADS

    Обретаясь в харьковских архивах, ознакомился с проектом развития новороссийского порта 1935 года.
    Там есть и более ранние 1930 года и 1933-37 года, но я их не трогал.
    Материалы к проекту 1935 года-это просто энциклопедия. Представьте себе описание порта,которое захватывает описание обоих горных хребтов вплоть до Анапы, указаниями про животный мир,растительность,плодородие почв и прочее.
    Я сделал оттуда некоторые выписки, которые и постараюсь здесь выложить. Но учтите,что меня интересовало далеко не все, и , может, мимо интересного я и прошел.
  2. ADS

    ADS

    Портовые маяки.
    Городской электрический-на оконечности Восточного мола.Конструкция металлическая, свет-электрический,построен в 1897 году.
    Пенайский маяк- мыс Пенай. Конструкция каменная, построен в 1876 году, керосиновое освещение.
    Дообский- мыс Дооб, годы постройки указаны так- 1876, 1879, 1912, керосиновое освещение.
    Огонь на конце Западного мола- железная конструкция, 1897 год,керосиновое освещение.
    Довольно много написано про уровень моря в городе. За нулевой уровень принято показание на сентябрь 1886 года.
    В 1923 году установлен футшток Зейбса-Футта в голове цементного пирса.
    Приведены много измерений показаний в разное время, но я в оном никаких тенденций не увидел, оттого и не переписывал.
    А интересно, он еще сохранился до нашего времени?
    Maxim нравится это.
  3. ADS

    ADS

    Портовой транспорт- 18 гр.автомашин. А именно 4 полуторатонных "форд",
    10 АМО, 4 ЗИС-5.
    1 четырехместная легковая машина, один 16 местный автобус, 4 трактора( 3 Фордзона" и 1 "Коммунар"),Еще имелось 8 специальных лесовозов,которые входили в состав Экспортлеса.
    Имелось также 29 лошадей и 32 повозки) пять двуколок,остальные одноколки).
    Для размещения машин имелся один гараж и временный пункт стоянки.
  4. ADS

    ADS

    Вот еще географические новости.
    Абрауский хребет ранее назывался Семисамский.
    Маркотхский- Варада и Тоготукус( в переводе Восемнадцатигорье).
    Еще есть такой топоним как Масхак,но я не понял,это известный Мысхако или отдельный топоним.
    Еще названия гор- Нако 1 и 2 -это наивысшие горы на Маркотхе.
    Размеры бухты 3 на два мили, вход широкий-4.5 мили.
    Размеры самого порта 1.4 на 0.8 мили.
    Глубины в бухте относительно велики 22-27.5 метров.
    Внутри порта 9-15 метров.
    Про Суджукский лиман сказано,что его грязь не имеет целебного значения,ибо рапа не может образовываться из-за регулярного проникновения в лиман морской воды. Вот так,а жители долго это осознавали,но осознали только недавно.:)
    Суджукский риф расположен в западной части бухты в 350 - 450 м от уреза воды, и длится до 700 м от уреза.
    Имеются 4 Пенайских банки глубинами 5 м , 8м, 8.5 м, 6.5 м.
  5. ADS

    ADS

    Мощение мостовых в порту производилось обычно рваным или булыжным камнем.
    Рваный камень- используется мергель из карьеров, булыжник для вымостки- самые крупные фракции из камней в морском песке.
    Есть участок лещадной плитки и бетонная отмостка в районе склада 209.
    процент годности дорог в обзоре указан именно так- 18-87%
    Тротуаров -32-85 %
    Износ оценен в 65 процентов.
    О внутригородских линия водного транспорта сказано,что их имеются две и их обслуживают катера, непригодные по состоянию и внешнему виду со старыми автомобильными моторами.
    По оценке авторов проекта городу необходимы три линии катерного сообщения- "город-Стандарт", "город-Восточная часть порта", "Стандарт-восточная часть порта". На это требуется 10 катеров вместимостью 30-40 пассажиров каждый.
  6. Уважаемый ADS, целебность суджукской грязи "закрыл" В.М.Арнольди, изучавший лиман летом 1921 г. О Суджукской экспедиции Академии наук (!) рассказано в теме "Идея создания курорта в 1898 г." А в последнем посте за 20 ноября там выложен фрагмент статьи профессора Арнольди в "Курортном деле" №1 за 1923 г., где указанный Вами механизм был впервые опубликован.
    С тех пор эта теория и была взята на вооружение властями города. Благодарные новороссийцы присвоили имя Владимира Митрофановича, научно обосновавшего ненужность содержания на лимане грязелечебницы, одной из улиц города.
  7. ADS

    ADS

    Наверное, это было позже.
    В 1924 году городские власти,отбиваясь от необходимости выделять землю для военного лагеря.вопили,что у города курортные перспективы. А тут кусок резерва земель забирают!
    Не будет курорта средь зарослей колючек и малярийных болот.:)
  8. ADS

    ADS

    В принципе про молы есть ветка,но продолжу уже тут единым блоком про молы и пристани.
    Восточный мол-строился в период с 1888 по 1894 год.
    В период штормов получил значительные разрушения в 1923 и 1925 годах.
    Проводился ремонт в 23-24 годах ( 140м протяженности)
    1925-1926 годах
    1928-1929 годах.
    В 1930 году построен причал для судов ,обеспечивающих "Новорэс".
    Западный мол 1892-1894годы.
    Ремонт проводился в 1915 году
    В 1922 г. ремонт с заменой 176 кубометра кладки.
  9. ADS

    ADS

    Еще немного о пристанях порта.
    Пристань у НОВОРЭС- построена в 1894 году.
    №1-1896 год
    №2- тот же.
    №3 тоже 1896 год.
    Цем пирс- 1914 год.
    №5-1914 год.
    Импортная пристань- строилась с 14 по 1925 год(причалы № 6-9)
    Старопассажирская пристань (причалы 10 и 11)- 1896 год.
    Новая пас.пристань - 1898 год.
    Лесная пристань- 31-33 годы.
    Каботажная 1897-1002 годы.
    Новые пирсы
    №2- 17-18 годы.
    №3- 1927-1936 год.
    №4-1927-36 год(на тот момент еще строится)
    №5- 1925-27 годы
  10. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Уважаемый ADS!
    Похоже у Вас ошибка. Вы пишете:
    "Пристань у НОВОРЭС" - построена в 1894 году"
    Но ведь НОВОРЭС - построен в 30-е годы ХХ века, позднее пристани лет на 35.
    Наверное, надо указать, что НОВОРЭС построен у пристани, а не наоборот.
  11. ADS

    ADS

    Так в тексте.
    Видимо,товарищи не вдавались в причинно-следственные связи,и я их даже понимаю,что не до этого им было.
    Глядят они на пристань, спрашивают,отколе она.Глядят на ориентиры-вот НОВОРЭС.
    Ну и ...
    Если кто-то будет писать историю порта или историю проекта,то это следует учесть.
    А если просто информация,то ...
  12. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Да, конечно, если писать историю, то нужно учесть...
    А дядей 30-х годов ХХ века понять можно...
  13. .
    Последнее редактирование: 20 фев 2016
  14. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Господин ASD!
    Есть ли ещё интереснейший материал по Новороссийску 30-х годов, как Вы дали?
  15. АDS- не путай Сергей Александрович!
  16. ADS

    ADS

    Я поищу в тетради.но вроде как в основном все.
  17. Зачем,спрашивается открывал тему! Если всё.......................
  18. ADS

    ADS

    За тем же,что и некий Шило открыл ветку "Переезды" и много иных тем, где остановился на одном посте невеликого размера.
    Выложил всю информацию,что имелась для общего пользования. Другая информация, что была у меня, передана адресату.
    Если он захочет, то она тут будет.
    Segen нравится это.
  19. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Уважаемый ADS!
    А как с другой информацией на счет истории порта? Согласился ли адресат её опубликовать?
  20. ADS

    ADS

    Я еще с ним по этому поводу не смог связаться. Информация касается больше состояния судоремонтных мастерских: станочный парк, постройки , энергопотребление, ну и планы их модернизации.
    Не знаю,она интересна общественности или не очень.

Поделиться этой страницей