1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

С именем "Новороссийск" на борту

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Старый судоремонтник, 2 дек 2013.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    После ремонта продолжилась служба корабля. Из вахтенного журнала
    миноносца за 1901 г.:
    "...Буксировка мишеней на Тендре для стрельбы броненосцев, крейсера
    "Капитан Сакен"... Сам стрелял миной на ходу по подвижному щиту... Итого за 1901 год: в плавании 95 дней, на якоре 119 дней, пройдено 4264 мили".
    Зимой 1901 - 1902 гг. "по окончании кампании Практической эскадры Черного моря миноносец № 263 согласно приказа главного командира
    Черноморского флота от 27 сентября № 676 продолжает кампанию в отдельном плавании для сравнительных испытаний нефтяного отопления по сравнению с угольным комиссией под руководством контр-адмирала Безобразова".

    Испытания продолжались до 14 января 1902 г. В них так же принимали участие номерные миноносцы № 259, № 260, № 270, № 271, № 272 и № 273. Корабли ходили на разных скоростях, при разном давлении пара в котлах и разных оборотах винта.
    По результатам испытаний было официально признано превосходство
    нефтяных котлов перед угольными. Расход нефти был в 2,5 - 3 раза, а на отдельных режимах и в 4 раза ниже, чем угля. Резко повысилась скорость погрузки топлива. За один час погрузки принималось нефти столько, сколько равноценное количество угля необходимо грузить до 12 часов. При этом на погрузке нефти было несколько человек, а на погрузке угля - вся команда, да еще при этом несколько часов занимала приборка корабля от угольной пыли.
    В начале XX века миноносцем № 263 "Новороссiйскъ" командовал лейтенант Сергей Николаевич Акимов-3. Летом 1902 г. отряд миноносцев в составе № 262, № 266, № 271, № 272, № 273 и № 263 "Новороссийск" совершил практическое плавание от Севастополя до Сухуми. 28 июня отряд, на подходе к Новороссийску, производил стрельбу из пушек по неподвижному щиту.
    " В 5 1/4 часа прошли мыс "Хак", - записано в судовом журнале - в 6 час. ошвартовались в Новороссийске у одной из пристаней.
    29 июня. 9 час. Из присланной на пристань систерны пополнили за-
    пас пресной воды. В 12 час. снялись с якоря и совместно с № 262, № 266,
    № 271, № 272, № 273 вышли из гавани и проследовали в море..."

    Совершив без происшествий переход до Сухуми, 2 июля отряд вернулся в Новороссийск:
    "В 2 часа дня вошли в Новороссийск, подошли к нефтяному причалу,
    где приняли 370 пудов мазута, затем перешли к элеваторной пристани "
    -
    записал в вахтенный журнал командир корабля лейтенант Николай Генри-
    хович Гиллерант - "В 7 часов вечера пришла лодка "Донец".
    3 июля часть команды уволена в баню на броненосец "Георгий Победоносец"...
    4 июля в 7 часов утра снялись с якоря и проследовали в Феодосию".

    В 1904 г., согласно приказа Главного командира Черноморского фло-
    та и портов вице-адмирала Г.П. Чухнина № 284 от 29 марта:
    "...Сего числа в 8 часов утра поднять и начать кампанию в составе судов учебного отряда Черного моря при машинной школе, прикомандирован для медицинской помощи и снабжения к учебному судну «Днепр»".
    Остальных вахтенных журналов миноносца № 263 не сохранилось.
    В декабре 1905 г. Высочайшего одобрения удостоились беспрецендентные, со времен восстания декабристов, репрессии по отношению к офицерскому составу всего Черноморского флота. Была произведена замена всех командиров и старших офицеров кораблей I и II рангов (броненосцев и крейсеров). С.Н. Акимов был назначен старшим офицером на броненосец "Пантелеймон", бывший мятежный "Князь Потемкин-Таврический", а 5 сентября 1906 г. в звании капитана 2 ранга принял командование броненосцем и командовал им до 1909 г.
    У него миноносец № 263 принял лейтенант Николай Генрихович Гиллерант.
    Миноносец № 263 продолжал нести свою службу посыльным кораблём до 19 апреля 1913 года, когда он, самым последним из своих собратий, был переведен на длительное хранений в Севастопольский порта, а 15 мая 1913 года исключен из списков флота. [16]
    Миноносцу "Новороссiйскъ" не довелось участвовать в боях. Построенный после Русско-турецкой войны 1877-78 гг., он к Первой мировой войне устарел морально и технически. Но и исключенный корабль находился в Севастополе хранении на стенке, что бы при необходимости снова стать в строй на помощь своим младшим товарищам. Так, 12 октября 1916 г. были вновь введены в строй миноносцы "Геленджикъ" и "Поти" в качестве посыльных судов № 9 и № 10, а миноносец № 261 "Кодоръ" служил дезинфекционной баржой под названием "Санитаръ".
    Стоял миноносец на стенке и в 1917 – 1919 годах, когда страна мучилась в муках революции. Но в апреле 1919 года по приказу английского командования на миноносце взорвали главные машины.
    После освобождения Севастополя в ноябре 1920 года миноносец № 263 занесли в списки Рабоче-Крестьянского Красного флота. Но в 1924 году остатки миноносца «Новороссийск» сдали "Комгосфонду" для разборки и 21 ноября 1925 года исключили из списков судов РККФ.
    Так закончил свою важную, но незаметную службу миноносец «Новороссiйскъ».

    Тактико-технический характеристики
    Год вступления в строй 1886
    Место постройки завод Шихау г. Эльбинг Германия
    Водоизмещение 87,5 т
    Длина по ватерлинии 39,0 м
    Ширина по корпусу 4,8 м
    Осадка 2,05 м
    Мощность паровой машины 900 л.с.
    Площадь парусов латинских 630 кв. фут
    Скорость 22 узла
    Дальность плавания 900 миль
    Экипаж 20 человек
    Вооружение:
    Орудия Две 37-мм пяти ствольные пушки Гочкиса
    Торпедные аппараты Два 119”(482,6-мм) встроенных
    Запасные торпеды нет
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Спасательный пароход
    «НОВОРОССIЙСКЪ».

    25 июня 1888 года была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Тихорецкая – Новороссийск, построенная Обществом Владикавказской железной дороги. Кроме прокладки пути и строительства станции, Общество ВКЖД вело в Новороссийске строительство порта. И через год, 8 августа 1889 года, от эстакадной пристани отошёл иностранный пароход «Мингрелии», загруженный русской пшеницей. С этого дня Новороссийск открыл свою деятельность как русский торговый порт.
    Для швартовки судов общество ВКЖД заказало на верфи «Newall & Co, St. Phillp's Ironworks» г. Бристоль, Великобритания, буксирный спасательный пароход. В 1890 году этот буксир, которому присвоили имя «Новороссiскъ», прибыл в порт Новороссийск. Он предназначался для швартовки судов, оказания помощи судам, терпящим бедствие, тушения пожаров в порту, но больше использовался для выполнения различных буксирных работ в порту. Буксир, имел водоизмещение 98 тонн, длину 80 фут (24,4 м), ширину 17 фут (5,2 м), осадку 9 фут (2,7 м), скорость 10 узлов ( 17,5 верст в час), мощность паровой компаунд-машины в 200 л.с. Судно было оборудовано противопожарными и водоотливными средствами, водолазным оборудованием. Кроме того, пароход имел электрическое освещение и паровое отопление, что было большим достижением для того времени.
    Уже в апреле 1891 года спасательный пароход «Новороссiскъ» оказал помощь терпящему бедствие около Керчи английскому пароходу "BETA", чем практически окупил затраты связанные с его постройкой.
    "... По заявлению местного консула, судно было спасено лишь благодаря помощи, поданной пароходом Общества Владикавказской ж.д., именно благодаря его сильным водоотливным средствам" – отмечала пресса того времени.
    Основной работой буксира, кроме швартовки судов, была буксировка баржи с грузом по различным портам Черноморского побережье, чаще всего в Геленджик и Анапу. Общество ВКЖД приобрело железную баржу грузоподъемностью 10 000 пудов для снятия грузов с поврежденных судов. Однако в архиве нет данных о снятии с мели судов буксиром «Новороссiскъ»
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    С началом Первой мировой войны, 16 августа 1914 г. буксир «Новороссiскъ» был мобилизован и вошёл в состав Черноморского флота в качестве спасательного судна. Но, по просьбе правления общества ВКЖД, он продолжал оставаться в Новороссийске в распоряжении дороги и выполнять свои обычные работы.
    16 октября 1914 года Новороссийск был обстрелян турецким крейсером "Мидилли", бывший германский «Бреслау», и турецкой канонерской лодкой «Берк». Была разрушена станция радиотелеграфа, потоплены несколько судов, стоявших в порту, подожжены баки с нефтью, нанесены повреждения элеватору, зданию станции и цемзаводу. Капитан Винченцо Колланджелло, капитан буксира «Новороссiийcкъ», и команда,несмотря на попадания осколков, буксир сам получивший довольно значительные повреждения,
    участвовал в тушении пожаров на пристанях ВКЖД, а потом тушила пожар на английском пароходе "Фридрих".
    Очевидец обстрела, журналист И.В. Граминовский в своем очерке писал о героизме моряков-железнодорожников:
    "... Начался пожар эстокады, зажженной выстрелами крейсера, но немедленно был потушен мастером пристаней И.М. Борисовым, собравшим несколько человек не сбежавших рабочих. Капитан Колланджелло и команда парохода "Новороссiйскъ", в верхней части прострелянного, не потеряв присутствия духа потушила начавший гореть английский пароход "Фридрих"...."
    Повреждения судна были:
    1/. В носовой части левого борта начиная от верхнего планширя до Ватер-Линий разрешетено осколками на расстоянии 11 фут длины по корпусу, так же по всему левому борту имеется местами небольшия пробоины от осколков. Потревожены местами привальные брусья, перебит планширь в нескольких местах, вогнут борт.
    2/. В носовой части правого борта между привальными брусьями и Ватер-Линией имеются вбоины, растревожены местами швы обшивки, разбит планширь верхний правого борта снарядом, так же по борту до кормы имеются пробоины, поврежден привальный брус.
    3/. Разбита вдребезги паровая лебедка якорная, сломана мачта и гафель, перебит весь бегучий и стоячий такелаж и два медных топовых фонаря, перебиты все провода и арматура электрического освещения, перебиты блоки от ката и фальшблок с кокрами, перебиты все швартовные концы на палубе, перебит 6-ти дюймовый буксирный трос на несколько частей, порван носовой и площадочный тент.
    4/. Пробиты осколками носовая и кормовая палубы в нескольких местах, так же Ватер-вейс, пробиты потолки кают-кампании и каюта капитана, перебита часть обстановки кают-кампании, (оборот) так же поврежден кубрик команды и вещи команды порваны осколками, разбит тамбур кают, перебиты все лимонаторные стекла машинного люка и тамбур от кубрика.
    5/. Повреждена железная рубка под мостиком, имеет пробоину и вдавлена, повреждена железная перегородка каютового отделения, также имеется пробоины в некоторых местах, поврежден камбус и находящаяся в нем кухонная посуда разбита.
    6/. Поврежден верхний мостик и все щиты кругом мостика, перебит на несколько частей штуртрос, железные блоки, проводившие штуртрос, отбита деревянная палуба на мостике, левая стороны поломаны шиты от кожуха огней, пробиты насквозь вентилятор левый, порваны на мелкие части четыре спасательных круга.
    7/. Разрешетена висящая на шлюпбалках шлюпка вся, перебиты тали шлюпбалки, порвана на мелкие части: чехол от шлюпки, так же от машинного люка и брезенты.
    8/. Пробиты осколками ящик и 10 штук пожарных шлангов.
    После ремонта буксир «Новороссiйскъ», по приказу командующего Черноморского флота подлежал мобилизации. Но после обращений руководства ВКЖД и начальника Новороссийского торгового порта, был оставлен в Новороссийске как единственный в порту «располагающий специальным огнетушительными средствами».
    В 1915 году, силами Владикавказкой железной дороги и при участии парохода "Новороссiйскъ" 14 июля был поднят пароход "Святой Николай" Российского транспортного и страхового общества, потопленный при бомбардировке города, который лежал между 4-й и 5-й пристанями. Во время работ по подъему судна в трюме задохнулся рабочий Павел Дрыгайловский.
    Сложности у руководства дороги начались после образования Временного Военного порта в Новороссийске. Приказ № 331 об этом был отдан командиром Черноморского флота 18 апреля 1916 г. 29 августа 1916 года начальник отряда судов и портов восточной части Черного моря контр-адмирал князь Путятин подписал приказ № 26, по которому:
    "... Для наблюдения за морем вдоль побережья Кавказа и Лазистана
    водное пространство подразделяется на участки, которыми заведуют
    ближайшие командиры портов..."
    Командиру Временного военного Новороссийского порта был отведен участок от Керченского пролива до Джубги.
    В декабре 1916 года пароход "Новороссiйскъ" все же был забран для военных нужд. Начальник береговой обороны побережья потребовал послать его для удаления мин между Анапой и Керчью. На возражения заведующего Коммерческим агентством, что
    "... пароход не приспособлен для удаления и, кроме того, необходим для работ у пристаней..."
    командир военного порта пригрозил реквизицией парохода.
    Пришлось отправить пароход для проведения траления мин в Керченском проливе. Материалов о проведении траления мин обнаружить не удалось.
    Вскоре произошли революции, сначала Февральская, а потом Октябрьская...
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1917 году буксир вернули в порт, где он провёл всю Гражданскую войну, как портовый буксир. Участие п/х «Новороссiскъ» в событиях 1917 – 1918 гг. не освещен в архиве. А работы ему хватало, особенно в 1919 г., когда в Новороссийск привели плавучий док. Тогда шли постановки в док где-то раз в неделю. А сколько пароходов приходилось приводить к причалам!
    Но при уходе белых из города судно осталось в Новороссийске.
    После установления Советской власти в Новороссийске все суда, в том числе и пароход "Новороссiйскъ", были мобилизованы Морскими Силами Черного моря и вошли в состав Новороссийской военно-морской базы. Числясь посыльным судном НВМБ, пароход оставался буксиром. Постепенно восстанавливалась внешняя торговля и в Новороссийск опять стали заходить иностранные суда.
    Но лежащие на дне бухты боевые корабли Черноморского флота не давали покоя морякам. Уже в июне 1920 года фабрично-заводской комитет завода "Судосталь"
    "... Возбудил ходатайство перед соответствующими властями о поднятии затопленных военных судов...При наличии плавсредств и подъемных кранов, имеющихся в Новороссийске, завод надеется успешно справиться с работой поднятия судов..."
    Заводу "Судосталь" не доверили подъем кораблей, а организовали Управление судоподъемных работ Новороссийского района. Ему 26 августа 1921 года был передан флот ВКЖД - буксирный пароход "Новороссийск", понтоны с водолазным оборудованием, плавкраны.
    Но, данного оборудования оказалось недостаточно для подъема кораблей, и в 1922 году весь флот ВКЖД предали в собственность Новороссийского морского торгового флота, при этом буксирный пароход "Новороссийск" был переименован в "Чуговкапас", по имени одного из мысов на Черном море. Предположительно, в 1932 году пароход был переименован в «Госстрах» и передан пароходству «Нефтетанкер».
    Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта1934 года Управлением порта сдан в Центральное управление морского флота. Потом было ещё не одно переименование управления, но буксир "Госстрах" так и продолжал работать в "Нефтетанкере".
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    На буксире «Госстрах» перед войной работал матросом Харитончик Андрей Петрович. Он вспоминал, что через четыре месяца после начала войны, когда немец повел наступление на южном направлении, всю молодежь 1922-23 годов рождения (18-летних пока не трогали) собрали в городском военкомате и приказали отправляться на передовую. Эшелон дошел только до Краснодара. Оттуда, до Сталинграда, пришлось топать пешком... Воевал. 24 сентября 1942 года командование принимает решение сформировать из четырех соединений, воевавших под Сталинградом, 42-й бригады морской пехоты, 92-й стрелковой бригады, 10-й дивизии НКВД и 244-й дивизии, в которой воевал А.П. Харитончик, всего на всего стрелковый полк! Вот сколько народа осталось в частях. Переправлялся полк в Тракторозаводском районе. А.П. Харитончик был ранен очень тяжело в руку на переправе. Выздоровел, когда Красная армия перешла в наступление под Сталинградом. Вернулся в часть, получил второе ранение на реке Миусс. Отлежался в госпитале, снова вернулся в часть. А в 1944 году был снова ранен на Дунае. Но все же вернулся в армию и воевал до Победы. Закончил службу в армии в 1946 году в звании старшина. Вернулся в Новороссийск и снова стал плавать до 1983 года. Поднялся до второго помощника капитана.
    Видимо там его и задержали, ибо хорошо грузил теплоходы....
  6. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В начале Великой Отечественной войны «Госстрах» был мобилизован и как буксир СП-19 перешел в Севастополь. В ноябре 1941 года ушел в Новороссийск, к июлю 1942 года - в Туапсе. Там и работал между Геленджиком и Туапсе.
    К полудню 02 февраля 1943 года буксир СП-19 был в Геленджике, принимал участие в формировании десантных отрядов. Около 20 часов 03 февраля вышел во 2-й группе отряда с барказом на буксире в охранении МО-041 и МО-081 для высадки десанта в Южной Озерейке близ Новороссийска. Около 03 часов взял на буксир болиндер № 6 и повел его к берегу. Около 05 часов 30 минут болиндер был поврежден германской береговой артиллерией – буксирный конец перебит и загоревшийся болиндер стало разворачивать. Вскоре болиндер уперся в грунт и начал высадку танков, успев сгрузить 6 штук. К 06 часам утра болиндер сгорел у берега. Буксир СП-19 в 06 часов 20 минут по приказу с отрядом пошел в Геленджик и стал в ремонт.
    К концу 1943 г. снова в строю.17.06.1944 г. ушел в море и пропал с экипажем – точная причина и подробности гибели неизвестны. 16.09.1944 г. исключен из состава ЧФ.
    Поднят АСС ЧФ 17.01.1946 г. в районе Соленого озера, а затем сдан на разборку.


    Технические данные при постройке:
    • Длина наибольшая: 80 фут (22,4 м)
    • Ширина: 17 фут (5,2 м)
    • Осадка: 9 фут (2,7 м)
    • Валовая регистровая вместимость: 98 б.р.т.
    • Двигатель: одна вертикальная паровая машина двойного расширения мощностью 200 л.с.
    • Максимальная скорость: 17,5 вёрст в час (10 узлов)
    • Район плавания неограниченный.
    На 1926 год:
    • Длина наибольшая: 24,75 м
    • Ширина: 5,27 м
    • Осадка: 2,58/2,67 м
    • Валовая регистровая вместимость: 98,2 б.р.т.
    • Двигатель: одна вертикальная паровая машина двойного расширения мощностью 210 л.с.
    • Максимальная скорость: 9 узлов
    • Прием топлива на борт 33 т угля
    • Район плавания неограниченный.
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Грузопассажирский пароход «Новороссiйскъ».

    Построен в 1896 году под названием «Россия», (однотипный с
    пароходом «Мария», позже переименованного в «Одессу») по заказу пароходства «Российское Транспортное и Страховое общество» в Великобритании. Работал на Крымско-Кавказской и Анатолийской линиях. В годы Гражданской войны не был мобилизован, но участвовал в эвакуации войск Врангеля из Крыма в ноябре 1920 года, взяв от мыса Чауда 1738 человек.
    В начале 1922 года был продан англичанам. Под названием п/х «Hedwige», работал на линии Константинополь – Батум − Новороссийск. Летом 1922 года был конфискован с грузом советским правительством в порту Батум. После приписки к порту Одесса переименован в «Новороссийск». Работал на Крымско-Кавказской линии.
    Из воспоминаний Шер-Барона, капитана дальнего плавания:
    ... Лето 1922 года. Батумское лето. Погода, как зимой — бесконечно дождливая, летом — бесконечно жаркая. Дождей нет. Изредка грянет на полчаса тропический ливень с молнией и громом, прокатит по всем улицам и переулкам свои воды, забрызгает открытые кофейни и говорливых «фелюжников», смоет всю грязь и пыль и торопливо укатит куда-то в свои родные горы. Снова появилось солнышко. На небе остатки зазевавшихся растрепанных туч, теперь вприпрыжку догоняющих своих более серьезных собратьев.
    Город засиял. От высыхающих тротуаров и мостовых поднимается пар. Дома, улицы, дворы, зелень умылись, почистились. Помылся даже сам воздух и сделался не просто чистым, а каким-то пахучим.
    Занятия прекращены, но на плавательскую практику не посылают. Учебных кораблей нет, а тем более каких-либо мест для прохождения ее в индивидуальном порядке. Плавание ограничивается только пляжем. Пловцы - в засученных выше колен кальсонах, заменяющих трусы или плавки.
    Но набережная по-прежнему не переставала манить нас своей прелестью, качающимися на рейде шхунами, маневрированием немногих судов, изредка заходящих в порт, запахами прибитых к берегу водорослей, гниющего от сырости зерна, в изобилии рассыпанного на причале.
    Вот уже вторая неделя, как в порту необычное оживление. Вызвано оно стоящими на рейде двумя совершенно одинаковыми грузопассажирскими пароходами. Прибыли они из Константинополя и, очевидно, после значительного ремонта. Выглядят красиво и элегантно. Свежая, идеально ровная, мастерски отбитая ватерлиния придает изящество и стройность линии корпуса и очень красиво разграничивает будто полированную черную гладь надводной части от ярко-красной — подводной. На фоне черного корпуса рельефно вырисовываются белые надстройки, спасательные вельботы и шлюпбалки. Палевый рангоут с бушпритом нежно гармонируют с белыми надстройками и резко выделяющимися ярко-голубыми раструбами вентиляторов. На корме того и другого судна развеваются новенькие, еще не успевшие вылинять, английские флаги. На корпусах названия: на одном — «Эдвич», на другом — «Джордж».
    На берегу, на набережной, среди старых моряков оживленные споры, а невдалеке, в турецких и греческих кофейнях, иронические, а подчас и наглые взгляды и реплики «фелюжников».
    Наконец-то до нас, молодых моряков, дошли оживления горячих споров и иронических реплик. Стоящие на рейде суда оказались русскими пароходами «Россия» и «Мария» бывшего Российского общества. Во время бегства белогвардейцев из Крыма в числе многих других судов были угнаны и эти пароходы.
    Получив капитальный ремонт в Константинополе, под английским флагом прибыли в Батум, как говорили, в надежде получить груз для Европы. Однако бывалые моряки сразу опознали в них «Россию» и «Марию».
    В Батумском народном суде начался процесс о незаконном угоне названных судов и незаконном поднятии на них английских флагов. До слез было обидно, когда «фелюжники» уверенно говорили о безнадежном для большевиков судебном процессе. Мы еще слишком мало разбирались в вопросах международного и морского права, чтобы твердо верить или не верить в несостоятельность«фелюжного морского права», но независимо от этого мы страстно хотели, чтобы на судах подняли наши советские флаги, а на палубах раздалась родная русская речь. В таком тревожном состоянии мы находились вплоть до начала августа.
    К этому времени безнадежность предоставления нам плавательской практики определилась вполне, и с 1 июля по 1 декабря всем желающим был предоставлен отпуск. Вскоре в училище осталось 7— 8 оптимистов, надеявшихся все же получить индивидуальную практику в должностях практикантов или сверхштатных матросов (были тогда такие должности). В числе оставшихся был и автор этих строк. Так вот мы и переживали всеми фибрами своих, не совсем еще созревших душ и гадали, будут ли «Россия» и «Мария» нашими, или они преспокойно уйдут обратно на запад. Мы никак не могли поверить и допустить, чтобы эти суда ушли от нас. Нас устраивало только положительное решение суда и по другим причинам. Мы знали твердо, что если суда останутся у нас, то для комплектации их потребуются сразу два экипажа, а учитывая возможность наличия на них мест практикантов и сверхштатных матросов, в нас невольно зарождалась надежда оказаться в их числе.
    Наступило начало августа, и в один прекрасный день все сомнения, гадания, споры разрешились чудесной картиной на рейде. На судах «Эдвич» и «Джордж» гордо развевались новенькие флаги нашей Родины. Английских флагов не было. Остались только названия, которые теперь уже не имели никакого значения. Советский суд убедительно доказал, что пришедшие в Батум суда «Эдвич» и «Джордж» в действительности являются бывшими русскими пароходами «Россия» и «Мария», незаконно уведенными белогвардейцами за границу. Пароходу «Эдвич» было присвоено название — «Новороссийск»,а пароходу «Джордж» — «Камо». Государственное Черноморско-Азовское пароходство в один день пополнилось сразу двумя судами. Сначала комплектовали «Новороссийск». Капитаном был назначен опытный черноморец Северин. Все наши попытки устроиться на «Новороссийск» в качестве практикантов или сверхштатных матросов не увенчались успехом. Причиной было большое количество безработных моряков, имевших стаж и опыт, и то, что формально мы являлись военными моряками, хотя и в четырехмесячном отпуске…
    ….1 сентября мы прибыли в Одессу.
    Для продолжения практики, по ходатайству капитана Рубцова перед руководством Госчапа, в середине сентября нас назначили на пароход «Новороссийск» на тех же условиях. В скором времени судно вышло в очередной свой рейс. В части работы все происходило так же, как и на «Камо». Нас опять передали в распоряжение боцмана, но более ретивого, чем на «Камо», и поэтому на «Новороссийске» нам приходилось чистить и мыть все более ретиво.
    В ближайшие же дни мы почувствовали, что всякое мытье было коньком нашего боцмана, и он заставлял нас мыть все и вся, утром и вечером, днем и ночью, в порядке наказания и в порядке поощрения. Бывало, только закончим мытье палубы, надстроек, шлюпок, выстроит нас четырех курсантов и ходит взад и вперед перед нашим, с позволения сказать, строем минут 5—7. Остановится, закрутит усы так, что их кончики кажутся проволочными и произнесет краткую, но прочувственную речь:
    — Вы! Ученыкы! (по происхождению он был откуда-то из-под Полтавщины) Палубу вы-драилы! Люмунаторы тож! И штоб вы мини...
    На этом его речь заканчивалась, мы расходились, и нам было все ясно.
    По прибытии в Батум мы были весьма обрадованы неожиданной и приятной для нас новостью. Во-первых, хвалебной статьей в одной из одесских газет о проявленной курсантами образцовой дисциплине при аварии парохода «Камо» и, во-вторых, объявленным по училищу приказом начальника училища, отметившем «доблестное поведение курсантов».
    Кроме того, было приятно сознавать и то, что за прошедшее время в Батуме были подняты советские флаги на большом транспорте «Гурджистан», пришедшем в порт под персидским флагом. Старые моряки говорили, что это бывший русский пароход «Владимир». Подняли наши флаги на иностранном судне под названием «Полония» и еще одном, который был переименован в «Аджаристан».
    Наша практика на пароходе «Новороссийск» длилась до декабря 1922 года, а в апреле 1923 года Батумское военно-морское училище было расформировано, лица допризывного возраста были демобилизованы, и автор настоящей статьи с этого момента перешел в торговый флот, в котором бессменно оставался вплоть до декабря 1971 года.
    Журнал «Морской флот» № 10 за 1975 год, стр. 73 - 76

    В конце августа 1922 года сдан в Черноморо - Азовское пароходство Государственного торгового флота (Гос.Чап) как «НОВОРОССИЙСК» с подчинением НКПС. Ходил на Крымско - Кавказской срочной линии Одесса - Батум (730 миль) с заходом в Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь, Анапу, НОВОРОССИЙСК, Туапсе, Сочи, Сухум, Поти. В 1923 году на ней за 4 рейса перевез 8224 пассажира и 504200 пуд. груза. Оценка 102650 руб. С 18 июля 1924 года в АО «Советский торговый флот» - ЧАГК, приписка Одесса. С 13 января 1927 года находился в управлении АО «Советский торговый флот» - ЧГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 года - Черноморского управления Всесоюзного объединения «Советского торгового флота». С 30 января 1931 года - в подчинении Наркомвода, затем войдя в состав Черноморского управления Всесоюзного объединения «Морфлот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 годасдан в Цу.мор.флот. Приказом НКВТ № 93 от 26 марта вошел в Черноморское управление сухогрузного и пассажирского флота НКВТ. С 09 декабря 1934 года постановлением СНК СССР передан в ЧГМП НКВТ. 09 апреля 1939 года подчинен НКМФ в составе Черноморского пароходства. В начале Великой Отечественной войны 07 июля 1941 г. сдан в Черноморско - Азовское бассейновое управление, капитан А.Ф. Ботто. 27 июля призван в Черноморский флот как транспорт – возил людей и грузы в восточные порты Черного моря. В 12.20. 12 августа 1941 года идя из Херсона в Одессу в Одесском заливе, у Сычавки, атакован и поврежден бомбой румынского истребителя-бомбардировщика «POTEZ 63-11» из 72-й эскадрильи в точке 46°35' с.ш. / 31°00' в.д. Получив пробоину, экипаж выбросил пароход на берег. 13 августа на мели подожжен полевой артиллерией румын и вскоре затонул. Судно с мели не снимали, и оно было разбито немецкой авиацией и штормами. В конце 1942 немцы сняли корпус «Новороссийска» с мели и в 1943 году разобрали на металл.
    В конце 80-х годов это место обследовали аквалангисты из Одессы. По их рассказам в 300 м от берега в районе Сычавки на глубине 4 – 5 м имеется какой-то затопленный объект. Всё разбито штормами и замыто в песок. Угадываются участки обшивки с перфорацией, большие кнехты. Над поверхностью дна выглядывает что-то вроде комингса люка. С определённой долей уверенности можно сказать, что данный объект может являться остатками парохода "Новороссийск"


    Технические данные:
    • Длина наибольшая: 80,35 м
    • Ширина: 9,78 м
    • Осадка: 4,42 м
    • Водоизмещение: 2500 т
    • Грузовместимость: 1351 т
    • Двигатель:одна паровая машина мощностью 900 л.с.
    • Скорость: 10 узлов
    • Экипаж: 27 человек (с 1922 г. – 56 человек)
    • Пассажиров 412 человек (при постройке)
    • Район плавания неограниченный.
    И.В. Алексеев, г. Одесса.
    В 1975 – 1978 гг. – технолог комплексно-докового цеха НСРЗ.
    Р.В. Лапшин, г. Запорожье.
  8. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Грузопассажирский пароход «Новороссiйскъ».

    Пароход «Новороссiйскъ» был построен на верфи «Sir James Laing & Sone Ltd». Сундерленд, Великобритания по заказу АО «Азовское пароходство». Спущенный на воду 13 июля 1896 года, он был сдан заказчику в октябре того же года. С 1896 по 1901 год «Новороссiйскъ» работал на Азовском море. 10 мая 1901 года в связи с банкротством пароходства взят в чартер и поступил под управление РОПиТ. После ликвидации АО «Азовское пароходство» перешёл в собственность РОПиТ. В 1905 году пароход прошел ремонт на Лазаревском Адмиралтействе РОПиТ в Севастополе и работал на Чёрном море. 18 декабря 1906 г. на переходе Ялта – Судак «Новороссiйскъ» сел на мель, на судне возник пожар и оно выгорело. В 1907 году его сняли с мели, но восстанавливать не стали и переоборудовали в несамоходную баржу. В 1907 – 1920 годах находился в Одесском порту и использовался как баржа РОПиТ. В 1920 г. Баржу включили в Совторгфлот с портом приписки Одесса, где она и работала до 1922 года, когда её сдали на слом.
    Существует версия, что поджег парохода был сделан
    революционерами

    Технические данные:
    • Длина наибольшая: 72,4 м
    • Длина между перпендикулярами: 71,9 м
    • Ширина: 11,0 м
    • Высота борта: 7,1 м
    • Валовая регистровая вместимость: 1321 т
    • Двигатель: одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1100 л.с.
    • Экипаж: 34 человек
    • Пассажиров 200 человек III класса
    • Район плавания неограниченный.
    И.В. Алексеев, г. Одесса.
    В 1975 – 1978 гг. – технолог комплексно-докового цеха НСРЗ.
  9. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Речной колёсный буксир «Новороссийск»

    Вехой в истории развития речного транспорта на Амуре стал IV съезд водников Амурского бассейна, состоявшийся в январе 1923 г. в Благовещенске, на котором решались вопросы о восстановлении флота, об улучшении условий труда речников. В 1928 г. управление «Амурского государственного пароходства» было переведено в город Хабаровск. После, в 1936 году «АГП» было разделено на два самостоятельных пароходства: «Верхне-Амурское управление речного пароходства» - ВАУРП (управление в г. Благовещенске, с границами Верхнего Амура, его притоков до пристани Ленинское, ЕАО) и «Нижне-Амурское управление речного пароходства» - НАУРП (управление в г. Хабаровске, с границами Нижнего Амура, его притоков, от пристани Ленинское, ЕАО до г. Николаевска-на-Амуре с выходом до о. Сахалин).
    Где-то в это время на реку Амур из далекого Киева прибыл на работу буксир «Новороссийск», постройки Киiвський суднобудiвний завод «Ленiнська кузня» - Киевский сдостроительный завод "Лениская кузница". Он работал в нижнем течении реки Амур.
    28 июля 1941 года буксир был мобилизован и 11 августа 1941 года он вошёл в состав отряда судов тыла Амурской Краснознамённой военной флотилии как транспорт. 25 ноября его поставили на ремонт, вооружили орудиями двумя 76-мм пушками, открыто установленных на палубе и пулемётами на палубе надстройки. После чего буксир переклассифицировали в канонерскую лодку и присвоили бортовой № 36. В 1945 году пулемёты заменили тремя 37-мм зенитными орудиями.
    Канонерская лодка № 36 «Новороссийск» входила в состав 3-го дивизиона 3-й бригады канонерских лодок флотилии. Кроме канонерской лодки № 36 в дивизион входили колесные канонерские лодки № 30 «Кузнецк», 31 «Якутск», и 37 «Баку». В 3-ю бригаду так же входили 1-й дивизион канонерский лодок в составе канонерских лодок «Пролетарий» и «Монгол», 4-й отряд бронекатеров, катера пp.1125 БКА № 31, БКА № 32, БКА № 33 и БКА № 34, 4-й и 7-й отряд катерных тральщиков, по шесть кораблей в каждом, самоходная плавбатарея № 1233 и колесный минный заградитель «Сильный».
    Канонерские лодки не только несли дозор на реке Амур, но и выполняли свои основные функции – буксировали баржи, перевозили военные грузы.
    9 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. В ночь на 10 августа началось форсирование Амура. Перед 3-й бригадой речных кораблей стояла задача форсирования реки Уссури, притока Амура, 5-м отдельным стрелковым корпусом 2-го Дальневосточного фронта. За первые четыре дня боевых действий 3-я бригада перевезла через Уссури из села Васильевское в поселок Жаохэ около 6 тысяч человек, 50 орудий и минометов, 150 автомобилей, большое количество боеприпасов и военного имущества. Моряки круглосуточно без отдыха, грузили на борт боевую технику и доставляли ее на противоположный берег. Стоя по пояс в воде, члены экипажа обеспечивали погрузку и выгрузку по сходням тяжеловесных грузов. Закончив переброску 5-го стрелкового корпуса, 3-я бригада речных кораблей была направлена на помощь кораблям 1-й и 2-й бригад, обеспечивавших переправу войск через Амур на участке Ленинское — Лунцзян, где была одна из главный переправ войск фронта.
    16 августа 3-я бригада речных кораблей прибыла в Ленинское.
    Непосредственно участвовать в боевых действиях канонерской лодки № 36 «Новороссийск» не пришлось.
    После завершения боевых действий, в сентябре 1945 года канонерскую лодку № 36 одной из первых исключили из состава военно-морского флота, разоружили и вернули Нижне-Амурскому пароходству. Канонерская лодка вновь стала буксиром «Новороссийск» и продолжила работу в нижнем течении Амура.
    В 1948 году произошло объединение Верхне-Амурского и Нижне-Амурского пароходств в единое Амурское речное пароходство с управлением в Хабаровске произошло. На судьбе буксира «Новороссийск» это ни как не отразилось, и он продолжал работать на нижнем участке реки Амур из условий осадки.
    В 1960 году буксир вывели из состава флота и разделали на металл.
  10. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Рыболовный сейнер «Новороссийск»

    С начала 30-годов ХХ века, на основании директивы № 86 от 02. 03.32 года Народного комиссариата рыбной промышленности, началось бурное развитие рыболовецкого флота Азово-Черноморского бассейна. Наряду с малотоннажными мотобаркасами прибрежного лова, строились сейнера для лова рыбы в открытом море.
    Одному из них, построенному в 1939 года для Азчергосрыбтреста, было присвоено имя «Новороссийск». Сейнер ловил скумбрию и ставриду кошельковым неводом, передавая выловленную рыбу на переработку на прибрежные рыбзаводы.
    Начало войны застало сейнер на промысле. «Новороссийск» продолжил выходить в море и ловить рыбу в составе военизированной флотилии рыбной промышленности.
    Только 7 марта 1942 г. сейнер мобилизовали. На него установили одну 45-мм пушку, оборудовали тралом. Команда прошла ускоренное обучение, её пополнили военными специалистами. Сейнер переформировали в катерный тральщик и подняли над ним военно-морской флаг. 23 марта 1942 года под именем КТЩ-605 сейнер «Новороссийск» был включен в состав Черноморского флота в 6-й дивизион катерных тральщиков соединения ОВР (охрана водного района) Новороссийской военно-морской базы.
    Тральщик КТЩ-605 участвовал в охране рейда Новороссийска, вёл проводил траление Цемесской бухты, охранял суда, доставлявшие грузы в Керчь, нёс дозорную службу. А при налётах авиации противника на порт, наравне с боевыми судами вёл огонь по самолётам их своей одинокой 45-мм пушки. Ему довелось принимать участие в обороне Новороссийска, эвакуации грузов базы в Геленджик, где стали базироваться все дивизионы и охрана рейдов Новороссийской военно-морской базы. И здесь шла та же незаметная работа: дозорная служба, охрана судов на переходе и перевозка вооружения, боеприпасов и пополнения для войск 47-й армии, державшей оборону под Новороссийском.
    Курортная морская линия Туапсе – Геленджик превратилась в прифронтовую. Она привлекала к себе особое внимание неприятельской авиации, а по ночам здесь рыскали немецкие торпедные катера, появлялись подводные лодки.
    В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года на окраине Новороссийска был высажен десант под командованием Ц.Л. Куникова, положивший начало легендарной Малой Земле. Тральщик КТЩ-605 не принимал непосредственного участие в высадке, но доставлял десантникам подкрепление, боеприпасы, различные грузы. А обратными рейсами доставлял раненых и жителей с освобождённых улиц города. Малая осадка позволяла ему подойти близко к берегу. От Геленджика до Новороссийска недалеко, но весь этот путь корабль проходил под огнём артиллерии, уклоняясь от атак самолётов и торпедных катеров противника. Команда «Новороссийска», бывшие рыбаки, с величайшей готовностью выполняли эти военно-транспортные, а по существу — боевые задачи. И сумели уберечь корабль от вражеских бомб и снарядов. Но смерть подстерегала под водой.
    1 апреля 1943 года тральщик КТЩ-605, бывший сейнер «Новороссийск», подорвался на донной мине и затонул в Геленджикской бухте.
    Найти фотографии сейнера «Новороссийск» и катерного тральщика КТЩ-605 не удалось.

    Тактико-технический характеристики

    Год вступления в строй - 1939
    Место постройки - СССР
    Водоизмещение - 60,0 т
    Длина по ватерлинии - 19,2 м
    Ширина по корпусу - 5,0 м
    Осадка - 1,8 м
    Мощность двигателя - дизель 65 л.с.
    Скорость наибольшая - 7 узлов,
    при тралении - 5 узлов
    Дальность плавания - 1400 миль
    Экипаж - 12 человек
    Вооружение
    Орудия - одна 45-мм пушки 21К
    Трал катерный - один
  11. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Большой рыболовный траулер РТ-99 «Новороссийск»
    Мурмансктралфлот


    Во время Великой Отечественной войны рыболовный флот СССР понёс большие потери. Для его восстановления использовались различные пути: строительство судов на отечественных заводах, большинство из которых надо было ещё восстановить, получение рыболовных судов по репарациям, заказы судов в других странах. Наряду с заказом судов в странах Восточной Европы, производились заказы и в странах Западной Европы. Так, в 1950 году в Бельгии заказали пять больших рыболовных траулеров типа «Кремль», способных ловить рыбу в Северной Атлантике. Суда строились на заводе Жозеф-Боэль и сын в г. Томис. Шестому судну серии, строительный № 1236, вошедшему строй в 1951 году, было присвоено имя «Новороссийск». Судно было оборудовано гирокомпасом, эхолотом, радиопеленгатором и другим современным навигационным оборудованием. Но не имело рефрижераторных трюмов. По приходу в Мурманск судно получило бортовой номер «РТ-99» и название Рыболовный траулер РТ-99 «Новороссийск».
    Если до появления судов типа «Кремль» основными районами промысла были мурманское мелководье и различные банки, то новые суда позволяли ловить рыбу в открытом океане, постепенно спускаясь с Северной Атлантики в более южные районы, дойдя в начале 60-х годов ХХ века и до Африки.
    В начале 1959 года рыболовный траулер
    «Новороссийск» попал на первые на страницы многих иностранных газет. Траулер вел промысел севернее Гранд-Банки, западнее Британских остров, где проходили кабеля трансатлантической связи между США и Великобританией. И вдруг сразу пять кабелей были порваны одновременно. Сюда был срочно направлен американский военный корабль
    «RayO’Hate». А траулер «Новороссийск» оказался единственным кораблём в этой районе.
    Американский корабль остановил наш траулер и высадил досмотровую группу во главе с лейтенантом Дональдом Шелли (Donald Sheely). Команда не оказала ни какого сопротивления, ни выразила протеста. Но ничего, кроме выловленной рыбы, не было обнаружено. Ни каких приспособлений для разрушения кабелей и другого подобного оборудования. Лейтенант

    вынужден был принести извинения команде. Впоследствии была высказана версия, что кабеля могли быть порваны при движении донного трала, который мог их зацепить. Ввиду того, что в этот период налаживались дружеские отношения между СССР и США, этому инциденту не стали придавать значения. [2]
    По мере поступления новых судов, траулер РТ-99
    «Новороссийск» переходил на более близкие к Мурманску районы лова рыбы. И в 1969 году был выведен из эксплуатации и разделан на металлолом. Главной причиной вывода из эксплуатации сравнительно молодого судна было отсутствие рефтрюмов.

    Технический характеристики

    Год вступления в строй - 1951
    Место постройки завод Жозеф-Боэль и сын в г. Томис, Бельгия
    Водоизмещение - 2812 т
    Длина габаритная - 73,65 м
    Длина между перпендикулярами - 68,00 м
    Ширина расчетная - 11,75 м
    Высота борта до верхней палубы - 6,30 м
    Осадка средняя в грузу - 5,54 м
    Главный двигатель один дизель Karels «6GS-35R»
    Мощность главного двигателя - 1080 л.с.
    Скорость - 12 узлов
    Автономность - 90 суток
    Экипаж - 58человек
    Производительность технологических линий:
    - Консервы из печени - 9600 банок в сутки
    - Жир из печени (по сырью) - 400 кг в час
  12. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Буксир «Новороссийск»
    После Великой Отечественной войны Советский Союз, вышедший победителем в войне, был при этом очень сильно ослаблен в экономической сфере. Большая часть Европейской части страны было разрушено и необходимо было срочно восстановить экономический и социально-политический потенциал. Одним из путей решения этого вопроса было экономическое развитие Восточной Сибири, прежде всего, повышения эффективности работы речного транспорта.
    Постановлением Совета Министров СССР «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» от 1 сентября 1947 года предусматривалось укрепление материальной базы речных пароходств, в том числе и строительство новых судов.
    В свете этого в конструкторском бюро завода «Красное Сормово» г. Горького было разработано и в 1948 году начато изготовление буксирных судов проекта 10. Эти удачные суда выпускались до 1955 года.
    Одному из судов этой серии присвоили имя «Новороссийск». Точной даты вступления в строй судна не установлено, предположительно, что в 1950 – 1952 гг. Буксир «Новороссийск» из Горького по Волге, через Волго-Балтийский и далее, через Беломоро-Балтийский каналы, Белое море и по Северному морскому пути пришёл на Енисей и вошёл в состав Енисейского речного пароходства, порт приписки Красноярск.
    Ему пришлось водить баржи с различными грузами. Прежде всего, с материалами для строительства Енисейского участка железной дороги Салехард — Игарка. Эта дорога должна была стать Великой трансполярной магистралью, идущей из европейской части страны сквозь всю Северную Сибирь до Чукотки, с ответвлениями на Колыму и Камчатку, круглогодичным дублером Северного морского пути. Но после смерти И.В. Сталина строительство этой необходимой для Севера железной дороги было прекращено.
    Обычными для буксира «Новороссийск» были перевозки для Норильского комбината и предприятий Енисейзолото, работа на притоках Енисея: Подкаменной и Нижней Тунгуске, Ангаре, Турухане, Елогуе и Кассе. В конце 50-х годов начинается и продолжается до самой перестройки перевозка в больших объёмах строительных материалов, необходимых для реализации Ангаро-Енисейского проекта - программы интенсивного промышленного развития Восточной Сибири.
    От ледохода до ледостава работал без отдыха буксир
    «Новороссийск», водил баржи с различными грузами по Енисею и его притокам. Приходилось перевозить пассажиров, так как для многих населённых пунктов буксир был единственным видом транспорта. А с наступлением ледостава вставал на ремонт.
    Постепенно ему на смену приходили новые буксиры, имевшие новые формы, архитектуру. На их фоне буксир «Новороссийск» смотрелся как морское судно. Построенный в традициях своего времени, буксир имел рынду на баке, медные скобы и окантовку иллюминаторов, которые надраивались до сияния. Мачта раскреплялась вантами, которых уже давно нет на современных речных судах, а переборки в надстройке и каютах были зашиты коричневатой полированной фанерой, а не пластиком. И продолжал работать.
    Буксир «Новороссийск» был выведен из эксплуатации и разделан на металл в 90-е годы ХХ века. Точная дата списания не установлена.
    Не была найдена и фотография буксира «Новороссийск». Поэтому приводиться фотография однотипного с ним судна.

    Технические характеристики
    Год вступления в строй - 1950 - 1952
    Место постройки завод «Красное Сормово», г. Горький, СССР
    Водоизмещение - 380,7 т
    Длина габаритная - 40,26 м
    Длина по ватерлинии - 37,20 м
    Ширина по корпусу - 7,82 м
    Высота борта - 3,0 м;
    Осадка - 1,99 - 2,08 м
    Главный двигатель: Два дизеля 18Д
    Мощность главного двигателя - 2х300 л.с.
    Скорость =
    Автономность: - 10 суток
    Мест для экипажа: - на 25 человек
  13. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    12. Паровой буксир «Новороссийск»
    Буксир "Новороссийск" типа "Одесса", строительный номер ФИН-500?, построен в 1948 в Раахе фирмой "Руона" (зав.№88), работал в Иртышском речном пароходстве.
    Это все данные, которые мне удалось получить.

    Технические данные:
    Валовая вместимость - 335 брт
    Водоизмещение - 421 т
    Длина - 39,09 м
    Ширина - 8,5 м
    Осадка - 2,3 м
    Двигатель - 2 паровые машины по 250 л.с.
    Скорость - 10 узлов
    Экипаж - 20 чел.
  14. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Танкер "Новороссийский партизан"

    В конце 50-х годов начался качественно новый этап развития морского флота СССР. Началось крупномасштабное пополнение флота, как судами отечественной постройки, так и судами иностранной постройки.
    Название всех строившихся в Японии танкера по заказу Советского Союза начиналось с буквы «Л». Это была небольшая «политическая месть», так как в японском языке звука «Л» нет и японцы его заменяют звуком «Р».
    По всем своим характеристикам новая серия танкеров полностью соответствовал требованиям передовой кораблестроительной науки и техники. Комфортабельность сочеталась с отличными мореходными качествами.
    Пятому судну, строившемуся на верфи «Исикавадзима-Харима» в г. Айой, было присвоено имя «Лиски». Со временем это танкер получил имя «Новороссийский партизан».
    В конце 1963 года танкер «Лиски» совершил свой первый рейс. В апреле 1964 года, возвращаясь в балласте из Бразилии в Туапсе, «Лиски» завершал свой второй рейс. 14 апреля танкер пришвартовали к нефтепричалу и началась обычная работа по сдаче балласта и приёмке груза. На борт поднялись жены и детьми, члены семей моряков.
    В 18 часов, когда в танки было закачано двадцать тысяч тонн сырой нефти и более двух тысяч тонн мазута, прозвучал сигнал пожарной тревоги.
    Из-за повреждения электропроводки на причале возник пожар. Огонь сразу охватил причал, трап на судно и два шланга, по которым шла погрузка. Над танкером поднялся столб огня и дыма. Из прогоревших шлангов нефть растеклась по главной палубе.Почти вся палуба левого борта переходного мостика была покрыта нефтью и горела. Горел и борт со стороны причала.Горящая нефть стала перетекать правый борт.
    Команда стоявшего с другой стороны причала финского танкера «Сигни» не стала тушить пожар на своём судне и бросилась в воду, потому что весь причал был охвачен огнём. На танкере «Лиски» советские моряки вступили в борьбу с огнем. Капитан М.А. Турецкий отдал команду срочно готовить к запуску машину и тут же приказал: «Всем посторонним покинуть судно!». На судне было 20 женщин и 14 детей дошкольного возраста. Причал и трап были в огне. Для эвакуации женщин и детей вызвали буксир. Капиатан сам руководил эвакуацией.
    Часть команды была в увольнении в городе. Увидев огонь и дым, они побежали на судно. Многие, во главе со страшим помощником Позолотиным, успели подняться на борт по горящему трапу. Последних десять человек подвези на буксире. Они поднялись по штормтрапу, по которому спускали женщин и детей.
    В машинном отделении срочно запустили дизель-генераторы и пожарные насосы, подготовили к работе в аварийном режиме главный двигатель. Дан пар на палубу для работы швартовых лебедок. Люди работали, задыхаясь в ядовитом дыму. Старший механик Токарев не отходил от пульта управления главного двигателя. В котельном отделении второй механик Ю.И. Борискин следил за бесперебойной подачей пара на палубные механизмы, а приехавший заменить его О.М. Березкин обеспечивал работу вспомогательных механизмов. Со временем О.М. Березкин стал старшим механиком судна.
    На палубе руководил тушением пожара, грозившим не только гибелью судна, но и большими повреждениями в порту и в городе, старший помощник капитана Позолотин. Задыхаясь в дыму, матросы и мотористы сумели быстро вооружить пожарные шланги и сбивали пламя и нефть с палубы струями пены. Горящая нефть плавала на поверхности воды вокруг судна, из-за чего пожарные катера и буксиры не могли подойти к танкеру. Не могли помочь горящему судну и пожарные машины, так как подъехать к нему по причалу не было возможности.
    Осталось одно – выйти в море. Боцман со швартовной командой стал отдавать швартовные концы. Часть канатов просто перерубили, якорную цепь отданного якоря просто сбросили со жвако-галса. Танкер «Лиски» сумел без буксиров отойти от причала и встать на рейде. Здесь пожар на судне был окончательно потушен.
    Со стоящего на рейде Туапсе английского судна «Оверенз-Эксплорер», капитан которого в бинокль наблюдал за пожаром, была поулчена радиограмма: «Восхищены вашей героической борьбой с огнем. Поздравляем с победой над грозной стихией».
    Тушением пожара на причале руководил И. Аксенов. 24 апреля 2008 года г. Туапсе ему открыли мемориальную доску.
    Что касается финского танкера «Сигни», то у него выгорела вся надстройка. Его капитан вынужден был через Инфлот обратился к хозяину судна, с просьбой одеть команду, так как у них сгорели все вещи.
  15. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 19 часов 30 минут он вышел из порта и встал на якорь на внешнем рейде порта Туапсе. Стоявшие на рейде суда, как по команде, дружно приветствовали героический экипаж, в неравной схватке победивший огненную стихию, продолжительными гудками и восторженными радиограммами.
    Вскоре к борту танкера подошел буксир, доставивший жен и детей моряков. Все это время они стояли за проходной порта, тревожно наблюдая, как их мужья и отцы боролись с пожаром. Встреча была трогательной, со слезами и смехом при виде перепачканных сажей счастливых лиц моряков, их жен и детей.
    16 апреля второй механик Борискин вылетел из Туапсе в Одессу, в конце апреля был направлен в Японию для приемки танкера «Люберцы», где работал старшим механиком. Капитан Турецкий умер в 1966 году. Второй механик Березкин уволился из пароходства по собственному желанию в 1985 году. Как сообщили морякам, причиной пожара стало повреждение электропроводки на причале порта Туапсе.
    В 1965 году город Лиски переименован в г. Георгиу-Деж. ЧЕрез десть лет танкер "Лиски" переименовали в танкер "Новороссийский партизан". Под этим названием работал до 1988 года.
    18.03.1988 года продано Bakri Navigation Co., Саудовская Аравия,

    и переименовано в "



    Tizan". В мае 1988 года вступило в строй в составе той же компании и переименовано в "Bakri Jeddah XVIII", порт приписки Джидда.
    В июле 1989 года продано Trans Sea World SG Inc и переименовано в "Alesandra". 3 мая 1996 года списано на слом и разделан в г. Аланге, Индия.

Поделиться этой страницей