1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Старинные здания Новороссийска

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Сергей Шило, 9 мар 2011.

  1. СТАРИННЫЕ ЗДАНИЯ НОВОРОССИЙСКА

    Старинные здания , строения и кирпичные дома возведенные в Новороссийске в середине и конце XIX и начале XX века - сохранились и дошли до наших дней буквально единицами. Старинные постройки нынче не в моде и эти последние крохи старой архитектуры города совершенно исчезают с улиц . Многие здания стоят в руинах а некоторых уже и нет - они снесены. . Стремительно меняется облик нашего города и вскоре мы уже не сможем увидеть те последние домики дореволюционной застройки, которые кажется были с нами всегда и которых с каждым днем становится все меньше и меньше. В первую очередь исчезают старинные постройки в центре города где идет строительство новых торговых центров , магазинов , развлекательных центров. Так практически исчезли последние домики на улице Мира( быв. Морской) . Сносятся дома по улице Энгельса (Дмитриевской) , возле автовокзала . Бурный экономический рост рыночной экономики не оставляет ни единого шанса на существование этих исторических зданий. Перемены происходят так быстро , что задумываться о сохранении исторического лица города никому не приходит в голову , дай Бог успеть бы сфотографировать очередной подлежащий к сносу объект.

    Несколько десятков старинных домов еще сохраняется в промышленной части города на Стандарте и Мефодиевке. К сожалению многие дома находятся в столь ветхом состоянии , что подвергаются значительным переделкам а то и полностью закладываются новой современной кирпичной кладкой теряя свое неповторимое историческое лицо.

    Дальнейшие размышления на эту тему хочу продолжить отрывком из книги "Училище на Ново- Базарной площади"...........
    "Старые Мефодиевские дома из красного кирпича, какие же они красивые! Осталось их очень мало, буквально по одному по два, да и то не на каждой улице, но всё же они, образуя собой «островок старины», дают наглядную картину старого городского облика, уже ушедшего от нас безвозвратно.
    За свою длинную жизнь, они не раз переходили из одного жилищного управления в другое, меняли своих хозяев. На некоторых из них сохранились старинные металлические прикреплённые высоко на стенах, уже полностью ржавые пластины страховых обществ. Когда-то на них было написано, что дом застрахован тем или иным страховым обществом. Но сколько я не смотрел, ничего разобрать не удалось.
    Красные кирпичные стены хранят всё, что пережили за долгие годы. Вот выбоины и рваные «раны», оставшиеся от войн и революций, а вот советские, сделанные из жести, фонари давно не горящие и отключенные, но всё же висящие на стенах с указанием улицы и фамилии хозяина дома.
    Идешь возле таких домов, присматриваешься, ищешь взглядом и находишь что-то интересное. Старая кирпичная кладка потемнела от времени, но её элементы превращенные умелой рукой мастера в кирпичные узоры, не оставят вас равнодушным, они до сих пор радуют глаз. Старые каменщики к своему делу, относились с большой любовью.
    Я медленно иду, всматриваясь в тёмные старые стены, и думаю, как много повидали эти дома, как много людей прожили в них свои жизни, кто были эти люди, и кто сейчас продолжает жить в этих старых домах. Стоят они разбросанно, иногда пройдешь всю улицу и встретишь только один-два дома. Некоторые дома ломают и на их месте строят новые, современные. В общей сложности таких домов осталось чуть больше сорока на всю Мефодиевку. Сохранились они по-разному, есть дома, которые выглядят аккуратно и сразу видно, что лихолетье миновало их стороной, но таких домов очень мало один, два, три. Остальные время не пощадило, и на кирпичных стенах оставило свои отметины.
    За свою долгую жизнь повидали они и «пережили» очень многое, не раз подвергались переделкам. Каждое время оставляет свой след. Красные черепичные крыши сменил серый унылый шифер, красивая кирпичная кладка на многих домах потемнела от времени, потрескалась и грубо заштукатурена цементным раствором. Некоторые побелены известью, а кое-где старую кирпичную кладку закладывают новым кирпичом. Убираются старые деревянные двери, на их место становятся тяжёлые стальные, и рамы тоже идут на слом, заменяемые современными металлопластиковыми. И эти последние сохранившиеся дома, начинают терять свою первозданность. Людей, живущих в них, можно понять. Но надо понять и то, что эти дома нужно оберегать и сохранять, во что бы то ни стало.
    Я не против строительства новых домов, но не такой ценой. Цена эта велика – уничтожение своей истории. И какое бы красивое здание не выстроили на этом месте, оно не заменит нам то, что было прежде. Историю нельзя заменить, но можно изгадить, исковеркать.
    Посмотрите на эти старинные прекрасные домики. Чем их можно заменить? Да и нужна ли эта замена? Пройдитесь, не спеша, мимо них, и ваш взгляд обязательно отыщет неброскую красоту во всём: в парадных старых деревянных дверях, обязательно украшенных железным кованным, в завитушках, навесом. Каждый дом имел свой стиль, и каждый хозяин старался обязательно выделить свой дом оригинальными, не повторяющимися узорами. Такие дома ещё сохранились по улицам: Шаумяна, Гоголя, Кирова, Менжинского, Черноморской, Котовского, они подолгу не видывали ремонта и стоят такие неухоженные, но есть в них что-то такое, от чего вдруг «защемит» душу и навернутся воспоминания о прошлом, о чём-то родном и близком, что есть у каждого человека.
    И невольно в голову приходят мысли, что это не только старое ветхое жильё, это « живая история города», та самая цепочка времени между прошлым и будущим, которая не должна прерываться никогда. Жаль только, что мы вспоминаем об этом не часто, да и то, когда порой уже поздно, когда разрушение уже произошло и ничего уже не вернешь".

    Альбом старинных зданий , строений и домов будет постепенно пополняться фотографиями и по возможности сведениями о том или другом здании или строении.
    Вы можете все это увидеть если перейдете по прилагаемой ниже ссылке в альбом "Старый Добрый Новороссийск".

    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
  2. Можете успеть сфотографировать дома на Челюскинцев напротив "Скорой помощи". Через месяц расселение, а потом их снесут. Только вчера разговаривала по телефону с хозяйкой дома. Переселяют на Тамбовскую. - это ещё повезло. Дома послевоенные, так называемые финские. Там в 50-х жили пограничники. Они перестроенные, давно потеяли первоначальный облик, а когда то выделялись на улице, хоть и были стандартными. На противоположной стороне уже многие исчезли, тольк в памяти и остались.
  3. LEO

    LEO

    Отличная тема, почитал с удовольствием и посмотрел фотографии по ссылке. Вообще, нужно сказать большое спасибо С.Шило за труд и материалы, представленные на этом форуме. С инетерсом читаю сейчас книгу о Мефодиевке.
  4. LEO Здравствуйте! Спасибо и Вам . Попробую в эту тему собрать все статьи относящиеся к зданиям и строениям. Думаю, это будет удобно для пользователей и сократит поиск на исторической страничке Форума. Также буду по возможности пополнять фотоальбом.
  5. С. Шило
    Первая электростанция

    В конце xix века в России начали строиться первые электростанции. В то время ещё шли споры, и борьба между сторонниками и противниками постоянного и переменного тока. окончательной точкой в этом споре стала блестящая демонстрация в 1891 году на всемирной электротехнической выставке во Франкфурте на Майне трёхфазной системы передачи электроэнергии разработанной М.О. Доливо-Добровольским.
    В эти годы в Новороссийске начиналось строительство первого и самого крупного элеватора.
    для того чтобы элеватор хорошо работал, он был полностью электрифицирован. Для этого была построена электростанция трехфазного тока, которая была готова к эксплуатации в 1893 году. Это была первая не только в России, но и в мире промышленная электростанция, вырабатывающая трехфазный (переменный) ток. электростанция служила для обеспечения электродвигателей перегрузочных механизмов током. Автором проекта был талантливый инженер А.Н.Щенснович. Он же и руководил строительством, применив изобретение М.О. Доливо-Добровольского. Чертежи генераторов и электродвигателей изготовила швейцарская фирма «Броун - Бовери». Всё электрическое оборудование, включая обмотку и сборку двигателей, изготовлялось на месте в механических железнодорожных мастерских. Сборка производилась в мастерской электростанции.
    Станция имела большое здание, выстроенное в двух ярусах. На первом этаже было установлено 6 паровых котлов системы Шухова с поверхностью нагрева 80 кв. метров и давлением в 10 атмосфер, 4 паровые турбины. На одном валу с паровыми машинами располагались генераторы мощностью по 300 киловатт. Их было 4-ре, кроме генераторов имелось ещё 100 асинхронных электродвигателей. Полная мощность электростанции соответствовала 1260 киловаттам. машинное отделение представляло собой помещение, начиненное электрическими аппаратами. Одну из стен занимало табло управления, на котором размещалось огромное количество манометров и контрольных измерительных приборов.
    Во втором ярусе была установлена мостовая кран балка, которая передвигалась по рельсам, укреплённым в стенах здания. Кран балка использовалась для установки тяжелых корпусов генераторов, а также для перемещения крупных электродвигателей и запчастей к ним.
    Рядом со зданием электростанции возвели трубу котельного отделения. Труба возвышалась над зданием электростанции на много метров и была видна из всех концов города. Вырабатываемая электроэнергия полностью шла на обеспечение нужд элеватора и на сторону не продавалась.
    В советское время по плану ГОЭЛРО, утверждённому в 1920 году на Кубани, в Краснодаре и Новороссийске планировалось построить по электростанции общей мощностью 60 тыс. квт.
    новороссийскую ГРЕС заложили 1 мая 1927 года. строительство шло три года, и как повелось в СССР, сдача объекта в эксплуатацию также была приурочена к празднику Первомая 1930 года. мощность Новороссийской Грес по тем временам была значительной (20 тыс.квт.), её хватало не только городу но и окрестным сельским пригородным поселкам. Поэтому все мелкие электроустановки как дорогостоящие, устаревшие и не отвечающие современным требованиям были ликвидированы. В число их попала и ставшая теперь ненужной электростанция элеватора.
    Во время великой отечественной войны зданию первой электростанции повезло, оно не было разрушено и дошло до наших дней. Сегодня оно продолжает служить предприятию, для которого и было построено. Ныне новороссийский комбинат хлебопродуктов использует его в разных целях. Теперь здесь на первом этаже располагается столовая комбината, а на втором находится просторный актовый зал и школа бокса.


    см. фото. альбоме " Старый добрый Новороссийск"
    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
    Впервые опубликовано в журнале «ПЕРВЫЙ» № .7 июль 2009 г. под заголовком"
    [​IMG]
    Maxim нравится это.
  6. С.Шило

    Первый кинотеатр в Новороссийске

    Последние годы xix века привнесли в жизнь нашего города большие изменения и не только административные и управленческие. Развивалась техника и наука и технические изобретения следовали одно за другим. Так стало возможным одно из величайших открытий – кинематограф. Для решения этой задачи потребовалось сразу несколько технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съемки и аппарата для проекции на экран.
    В 1890-х годах конструированием этих аппаратов занимались изобретатели всего мира: американцы, русские, немцы, англичане ,французы, поляки.
    Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов в 1895 году в Берлине, а затем и в Париже. В течении 1896-1897 года публичные демонстрации были проведены во всех мировых столицах.
    В этом же 1897 году в Новороссийске появился первый кинотеатр. Открыл его предприимчивый рижский мещанин Альвин Иванович Гуцман.
    Кинематограф Гуцмана располагался на Стандарте на улице Вокзальной (Элеваторная) в здании построенном «Домовладельческим товариществом» в 1895 году. Длинное двухэтажное кирпичное строение было возведено в классическом стиле доходных домов. Первый этаж состоял из просторных залов для магазинов и заведений, второй этаж размещал залы кинотеатра, впоследствии второй этаж был приспособлен для квартирных жильцов. Именно этот дом привлек кинопрокатчика, и он арендовал верхний этаж под стационарный кинотеатр.
    Вскоре на фасаде здания были вывешены первые афиши, зазывающие на невиданное зрелище: «Живые картинки», «Последнее слово науки и современных искусств», «Синематограф Альвина Гуцмана».
    «Чудо техники» открытое Гуцманом в Новороссийске никто никогда ещё не видел, поэтому на Стандарт повалила публика, как старого, так и нового города. И хотя цена билета была высока (от 40 копеек до 1 рубля) у касс кинематографа стояли очереди.
    В то время в России ещё не было своих фильмов, и кинематограф показывал зарубежные преимущественно французские фильмы братьев Люмьер. Это были короткометражные фильмы (15-20 метров) время демонстрации которых было примерно 1,5 минуты.
    Перед показом «живых картин» зрителей предупреждали о полной безопасности нового аттракциона. И все равно при показе одноминутного фильма «Прибытие поезда» люди кричали от испуга, вскакивали и убегали из зала, когда из глубины экрана на них двигался паровоз.
    Были у кинопрокатчиков и свои проблемы. Киноленты в то время стоили дорого и продавались на метры (1 метр-40к.) поэтому, как правило, в одном кинематографе было не более десятка полтора лент, которые показывались за один сеанс. В первые годы распространения кинематографа этот факт пагубно отразился на работу многих стационарных кинотеатров. Пересмотрев за один сеанс все картины, люди больше не шли на «фильму» так в женском роде называли тогда кинокартину.
    Поэтому многие предприниматели переезжали с ними из города в город и «крутили» их до полного износа. Стационарный кинематограф на Стандарте так же просуществовал не долго.
    А.И. Гуцман исчерпав возможности проката фильмов в Новороссийске, вскоре перешёл к практике передвижных показов.
    В 1898 году Альвин Иванович Гуцман покинул Новороссийск, но память о первом городском кинотеатре и его основателе осталась на века.

    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
    [​IMG] -

    Первый в России стационарный кинотеатр А. Гуцмана. Современное фото автора.

    Впервые опубликовано в журнале «ПЕРВЫЙ» № 5, июнь 2009 г под заголовком « Сеанс в полтора десятка фильмов».
  7. IMGP0556 copy.jpg С.Шило
    Дача Голицына и другое


    Наш город с каждым годом становится лучше и красивее. Уходят в прошлое старые облезлые и обезличенные фасады домов, серые унылые тротуары и разбитые дороги. На смену им приходят новые, современные многоэтажные постройки, вымощенные красивой разноцветной плиткой тротуары и пешеходные дорожки, зеленые зоны отдыха, парки и скверы, они формируют совершенно новый облик нашего города.
    Новые технологии, новые строительные материалы, стиль застройки и внедрение ландшафтного дизайна превращают наш Новороссийск в современный, благоустроенный и зеленый город.
    Работа кипит повсюду. И иногда с удивлением для самого себя замечаешь, как быстро происходят перемены. Кажется, что вот вчера ещё на этом месте стояли небольшие одноэтажные домики, такие родные и привычные с детства. А сегодня их уже нет, и буквально за несколько месяцев вырастает к небу здание замысловатого стиля и своеобразной конфигурации из стекла и бетона.
    Меняет облик не только центр города, набережная, но и сама Цемесская бухта, в которой становится тесно всем хозяйствующим на её берегах субъектам. Практически не осталось на её берегах мест пустующих и тихих, которые служили небольшими, уютными пляжами местному населению. Выросли новые пирсы, выстроили новые молы. Люди отвоёвывают у бухты всё больше места, засыпая грунтом морскую воду.
    Жизнь идет вперед. Совершенно ясно, что так и должно быть. И всё же в глубине души становится ностальгически жалко тот маленький и старенький Новороссийск, который исчезает у нас на глазах.
    [ Так исчезли «Кубы». Старые Новороссийцы еще хорошо помнят этот дикий пляж напротив цемзавода «Октябрь». Море в этом месте подкрадывается к высоким обрывистым берегам, и для предотвращения дальнейшего размытия береговой полосы здесь, когда-то в изобилии были навалены бетонные кубы. На них было очень удобно загорать и купаться, прыгая в чистую и прозрачную воду.
    Перестал существовать и тихий идиллический пляж «на Водной», возле разрушенной дачи Голицына. Да и сама дача Голицына, бесспорно являющаяся городским историческим и культурным памятником, до сих пор влачит жалкое существование руин, граничащее с полным разрушением. Вроде бы стали жить лучше, культурнее, и даже дело дошло наконец до извечной русской беды- тротуаров и дорог, а вот об истории своего города до сих пор непростительно забываем. Вот это-то и самое обидное.
    Борис Борисович Голицын один из славных представителей знаменитого на Руси княжеского рода. В отличие от своих предков, прославившихся на военной службе, избрал иной путь и полностью посвятил себя науке.
    Достаточно будет сказать, что Б.Б.Голицын - основоположник сейсмологической науки и один из первых ученых, разработавших и внедривших в практику научные сейсморегистрирующие приборы и аппараты. Как актуальна сейсмология в наши дни, говорить излишне.
    Уже одного только этого достаточно, для того чтобы любая страна, любой город гордился этим человеком и бережно сохранял о нем память. Тем более, что наш Новороссийск имеет на это полное право. И хотя Борис Борисович проживал в Петербурге, он часто приезжал в Новороссийск отдыхать на свою собственную дачу, расположенную на северо-восточном берегу Цемесской бухты. Здесь он не только отдыхал от столиц и петербургской суеты, но и продолжал работать над проблемами науки, которой посвятил всю свою жизнь.
    Даже в советское время пытались восстановить это историческое место. Хорошо помню статью в «Новороссийском рабочем» о том, что якобы уже поручено одному из Ленинградских проектных институтов разработать документацию и проект восстановления дачи Голицына. Но до сих пор ничего не сделано.
    Не выдержав наплыва автомобильного транспорта, исчезла одна из достопримечательностей старого Новороссийска – железнодорожная тоннелька на Стандарте. Построили её в 1900 году, и в то время она являлась одним из новейших технических транспортных узлов города. Таких тоннелек на Стандарте, на улице Вокзальной( ныне улица Элеваторная) было две. С их помощью осуществлялось транспортное сообщение - как железнодорожное, так и сухопутное. По одной из них проходила железнодорожная ветка на чугунно-литейные заводы «Макларен, Фрейшист и К», и «Меллер, Лампе и К». По другой осуществлялась подача вагонов в порт на эстакадную пристань. Снизу под тоннельками по булыжной мостовой происходило наземное движение посредством телег, подвод, дрожек и очень редких в то время автомобилей, а также пешеходное. Тогда жители в основном запросто ходили пешком из одной части города в другую. Надо сказать, что это была главная дорога, которая шла по набережной и соединяла старый город и зацемесскую сторону (новый город).
    Даже в те далекие дореволюционные времена тоннельки были своеобразной достопримечательность города, и не раз попадали в объективы фотографов как местных, так и приезжих, служа оригинальными сюжетами для почтовых открыток.
    Во время Великой Отечественной войны тоннелька также сослужила добрую службу горожанам. Рассказывали, что во время бомбежек и массированных налетов немецкой авиации на город, жители этого района, да и застигнутые врасплох прохожие находили убежище и защиту именно в этой тонельке, за её массивными бетонными стенами.
    После войны тоннельки всё более и более утрачивали свое значение, как транспортные технические сооружения. Автомобильный транспорт развивался и наступал по всем направлениям. В 1970 году с открытием в городе троллейбусных линий тоннельки окончательно утратили свое значение. Долгое время одна из них служила пивным баром, затем вечерним клубом и дискотекой. Сейчас толстые каменные своды тоннельки служат очередному увеселительному заведению, в ней размещается кафе «Изба». Другая, долгое время, десятилетия стояла, никому не нужная, ветшая и старясь. В конце 1990-х годов в городе интенсивно возросло количество транспорта, как легкового, так и грузового, а также транзитные грузоперевозки. Низкая тоннелька на Стандарте стала помехой большегрузному грузовому транспорту.
    В 2004 году её попросту снесли.

    IMGP0556 copy.jpg
    [​IMG]
    Дача Голицына продолжает разрушаться.

    [​IMG]


    [​IMG]
    Этот тоннель уже снесли.

    [​IMG]
    А здесь находится ресторан "Изба".
    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
    Segen нравится это.
  8. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Хороший материал. Чувствуется рука стилиста. Не в "Первом" публиковали?
  9. Здравствуйте, Сергей Геннадьевич! Статья "Дача Голицына и другое" кроме "Форума " нигде не публиковалась.
  10. С.Шило

    Старинные дома Парка "А"

    Улица Парк «А» расположена в северо-западной стороне Мефодиевки. На въезде в город по железной дороге с левой стороны открываются Маркотсхотские горы, а с другой расположен рабочий железнодорожный район. Самые дальние улицы этого района, Железнодорожная и Парк «А». Среди преобладающих одноэтажных построек частного сектора и нескольких высоток-девятиэтажек, выделяются здания особой формы, отличающиеся среди прочих своим явным дореволюционным стилем. Здания кирпичной кладки были построены здесь в 1912 году. Возводились они в самом дальнем углу района и располагались вблизи железнодорожных путей. Строительством зданий занималась Владикавказская железная дорога и как говорят старожилы этого района, первоначально эти длинные похожие на бараки строения были возведены для складов, технических и служебных помещений. Ныне в Парке «А» сохранилось несколько таких домов под № 702, 704, 706, 708.
    Домов сохранилось не более десятка, зато номера, исчисляемые в трехзначных цифрах, заставляют предположить, что это инвентарные номера в списке имущества собственника.
    Теперь немного об истории возведения переживших столетие зданий. Зачем же понадобились склады в такой отдаленной части железнодорожного района.
    1912 и последующий 1913 годы, стали последними годами расцвета промышленности царской России, который воплощался в проектировании и строительстве больших технических и транспортных объектов, в развитии инфраструктур городов, особенно портовых. Техническое развитие порта, подъездных железнодорожных путей и перевалочных комплексов и в то время заботило и волновало правительство. Один из таких грандиозных проектов в нашем городе начал выполняться по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу Правительствующему сенату от 28 февраля 1912 года «Об отчуждении земли для железнодорожных линий, прилегающей к Владикавказской железной дороге, отчуждение прилегающей к городу Новороссийску территории для развития портовых сооружений и новой таможни». Развитие порта и постройку новой таможни планировалось осуществить в кратчайшие сроки, в течении 4-х лет. Основным подрядчиком опять же выступала ВЛКжд, поэтому ей давались исключительные права отчуждать под постройку не только частную, но и городскую территорию. Расширение портовой территории и строительство новой таможни планировалось осуществить за счет засыпки части «Цемесского болота» раскинувшегося между землями ВЛКжд и рекой Цемес. Засыпка болота давала возможность развивать порт, проложить несколько дорог для проезда во 2-ю часть города и на вокзал.
    Большой объем строительных работ требовал и хорошего оснащения, поэтому первоначально понадобились помещения для специалистов, мастерские и склады. В самом отдаленном углу Мефодиевки, за железнодорожной петлей начинает возводиться «городок» из кирпичных длинных бараков и отдельных особнячков, построенных на два крыла. Длинные бараки расположенные перпендикулярно железной дороге наверно действительно первоначально служили как складские и технические помещения. Чего не скажешь о тех же самых особнячках явно выстроенных для проживания семей специалистов - инженеров,по планировке они были рассчитаны каждый на две семьи. Наверно в то время жить в отдалении от суеты в новом каменном доме расположенном прямо в лесу было престижно, но увы времена меняются.
    Заселение складов началось в годы Гражданской войны, когда Новороссийск как улей был переполнен беженцами со всей России, и найти свободное помещение было большой проблемой.
    Как известно передовые части Красной Армии заняли Новороссийск 14(27) марта 1920 года сорвав тем самым полную эвакуацию войск генерала Деникина и гражданского населения. Многие гражданские беженцы, не попавшие на пароходы так и остались в городе в приютивших их временных помещения, ставших впоследствии постоянным местом жительства.
    После Великой Отечественной войны, когда Новороссийск лежал в руинах, и жилищная проблема так же была одной из сложнейших, любое строение или полуразрушенное здание восстанавливали и возвращали в жилой фонд. Старые дореволюционные дома Парка «А», в большинстве своем устояли, да так с тех пор и служат пристанищем многих семей железнодорожников.
    12.04.2010г.

    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
    [​IMG]- в альбоме" Старый добрый Новороссийск".
    Марианна нравится это.
  11. Смотрите новые фотографии В альбоме " Старый добрый Новороссийск" .
    ворошилов нравится это.
  12. LEO

    LEO

    Посмотрел фото. Одно замечание - 62 школа сгорела в 1992 году. В 83 году она не могло сгореть, т.к. я еще успел в ней поучиться с 84 по 87 г.г. :)
  13. LEO, спасибо за ценное замечание. Дело в том , что у меня супруга училась в этой школе и окончила ее в 1980 году и утверждает теперь , что это произошло в конце 80-х. Хорошо буду уточнять.
  14. LEO

    LEO

    Нет, нет. Мои одноклассники, кто учился в ней до 92 года, подтверждают, что школа сгорела в 92 году. Перед этим их расформировали по 7 (ул. Шаумяна), 17 (возле кладбища), 13 (ул. Кирова) и 18 (ул. Мефодиевская) школам.
  15. Могу подсказать еще один дом. Ул. Конституции 13 (рядом с 20-й школой). Кстати тоже скоро должны снести, т.к. признан аварийным.На доме была табличка " Санкт- Петербургское общество строителей 1858 г. " Эта табличка сгнила, а вторая осталась: SDC11679.jpg
  16. LEO, Chief, спасибо вам обоим за сведения. Интересно эта табличка сохранилась? Завтра я буду там и посмотрю этот дом и сфотографирую. У нас в городе еще остались такие замечательные строения - будет очень жаль , что когда то они перестанут существовать.

    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
  17. Сегодня был возле этого дома. Действительно табличка приведенная выше так и висит на доме между окнами в самом верху. Она так сливается с домом , что еле заметна . А рядом через окно была другая табличка -жестяная ., от нее почти ничего не осталось. Сделал много фотографий старинных домов на этой и соседней улицах да и здание училища тоже сфотографировал. Скоро размещу.
  18. Здравствуйте, Марианна ! Сделал новые снимки на ул. Конституции и М.Горького до Челюскинцев не доехал. В следующий раз обязательно сфотографирую.
    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
  19. С.Шило


    Башня Генуэзская



    12 сентября 1838 года десант под командованием Н.Н. Раевского,Л.М. Серебрякова и М.П. Лазарева высадился на берегах Цемесской бухты. Их взорам предстали заросшие травой, кустарником, и отдельно стоящими деревьями пологие склоны. Единственными постройками на берегу возведенными руками человека были, развалины турецкой крепости на косе, остатки четырехугольной крепости (генуэзской) недалеко от устья реки Цемес и белокаменная башня на одной из возвышенностей обильно заросшей лесом.
    В 1870 году в Новороссийск из Ялты на военной шхуне «Бомборы» прибыла очередная партия переселенцев. Среди них была супруга Ф.И. Гейдука с младшим сыном Ярославом. Мальчику хорошо запомнилось прибытие в Новороссийск « по отлогому берегу показалось несколько разбросанных мазанок. Среди них выделяясь из-за длинной бурой крыши, виднелась крохотная церковь с зеленым куполом; и над всем этим царила на горе круглая башня знаменитая «Генуэзская», с голубятней и темными бойницами для пушек подчеркивая окрестную пустоту».
    Первоначально башня использовалась как место хранения взрывчатых веществ гарнизона Константиновского укрепления. После окончания Крымской, а затем и Кавказской войны башня утратила стратегическое значение. В дальнейшем в 1866 году с упразднением самого Константиновского укрепления стала использоваться в других целях. В советское время башня использовалась как жилье для нескольких семей. В Великую Отечественную войну от попаданий снарядов и бомб башня была частично разрушена и впоследствии снесена. Так как документов о возникновении этого сооружения обнаружить не удалось до сих пор остается открытым риторический вопрос, была ли эта башня построена генуэзцами, бороздившими воды Цемесской бухты более 700 лет назад?

    Генуэзскую башню вы увидите перейдя то этой ссылке
    http://foto.mail.ru/community/novoros-grad/586/
  20. Два дома - Челюскинцев 47 и 49 (напротив станции "Скорой помощи"). В 47 живёт Валентина Алексеевна - бывший завхоз 21 школы, это с ней я разговаривала по телефону. На этой же стороне улицы, если идти в сторону центра был старый домик, почти напротив "дома связи" (двухэтажный типовой, как на Суворовской), соседний особняк уже исчез. В том районе, если походить можно старые дома найти и на л-та Шмидта и на Энгельса и выше, ближе к больнице. Пока ещё есть что сфотографировать.

Поделиться этой страницей