1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Танкостроение в Новороссийске

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем ADS, 14 дек 2011.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В свое время в Екатеринодаре был барон П.П. Врангель. Он писал в воспоминаниях:
    «…Я, в бытность свою в Екатеринодаре, видел пробную работу танков, обученными англичанами русскими командами, и тогда же оценил мощность этого средства позиционной борьбы…»
    Поэтому Петр Николаевич старался иметь в своём расположении танки и энергично их применял.
    8 (21) мая генералом А.И. Деникиным была отдана директива № 06796, которой приказывалось генералу П.Н. Врангелю, командующему Кавказской армией, овладеть Царицыным. За две недели боев Кавказская Армия, пройдя 300 километров по безводной, полупустынной местности, стремительным броском атаковала Царицын и почти вплотную подобралась к городу, но понесла большие потери. Обескураженный П.Н. Врангель докладывал А.И. Деникину:
    «…Двухдневные кровопролитные атаки разбились о технику, сильнейшею артиллерию и подавляющую численность врага..»
    А 20 мая (2 июня) он телеграфировал А.И. Деникину:
    «…По мере движения к Царицыну сопротивление противника увеличивается… Доколе не получу всего, что требуется, не двинусь вперед ни на один шаг, несмотря на все приказания…»
    А.И. Деникин двинул 7-ю пехотную дивизию и дивизион танков, все четыре танковых отряда, на помощь П.Н. Врангелю, о чем 21 мая (3 июня) начальник штаба Романовский телеграммой № 07607 сообщим командованию Кавказской Армии. Но доставка танков задерживалась из-за подрыва красными при отступлении железнодорожного моста через р. Сал.
    4 (17) июня А.И. Деникин отдал приказ спешно направить Кавказской армии 7-ю пехотную дивизию, 3 бронепоезда с тяжелой артиллерией и два танковых отряда: 1-й – два танка Мк-V и 4-й – два танка МК-А, под общим командованием английского майора Брусса.
    В другой стороны считается, что в начале июня 1919 года все находящиеся на фронте танковые отряды перебросили в Кавказскую армию генерала Врангеля, подошедшую к Царицыну. Командование белых считало, что использование танков сильно облегчит штурм города, который был сильно укреплен.
    Так, о подвезенных в войска П.Н. Врангеля танках существуют две разные точки зрения. Сам Петр Николаевич говорит о шести танках, включая сюда бронеавтомобили «Доблестный Лабинец» и «Генерал Улагай». А.Д. Трембовольский – о 16 танках- 8 пушечных и 8 пулемётных, и ещё одном, пулемётном, на котором ездили англичане. Но я более доверяю П.Н. Врангелю.
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    14 (27) июня генерал В.Н. Врангель приказал:
    «…группе генерала Улагая – 2-й Кубанский, 4-й конный корпуса, 7-я пехотная дивизия, дивизион танков, дивизион бронеавтомобилей, 4 бронепоезда – прорвать оборону противника и, развивая наступление вдоль железной дороги Сарепта – Царицын, овладеть Царицыным с юга.
    1-му Кубанскому корпусу, выделив часть сил для обеспечения маневра с севера, наступать в общем направлении на хутор Россошинский – Гумрак, дабы прижать противника к Волге и обрезать ему путь отхода на север.
    Начало общего наступления с рассвета 16 (29) июня
    …»
    В ночь на 16 (29) июня западнее железной дороги, к югу от деревни Копани, была построена ударная группа: в центре 4 танка и 3 бронеавтомобиля, за ними 7-я пехотная дивизия и пластуны, на правом фланге на железной дороге бронепоезда, один из них с тяжелым 120-мм морскими орудиями. Во втором эшелоне – конные части.
    Перед танками была поставлена задача – уничтожение проволочных заграждений, а не глубокий прорыв. Ещё 22 мая (4 июня) П.Н. Врангель докладывал главкому ВСЮР:
    «…Конница может делать чудеса, но прорывать проволочные заграждения не может…»
    В течение двух дней танкисты произвели подробную разведку местности и определили маршруты движения. В 2 часа ночи 17 (30) июня 1919 года танки двинулись вперед.
    «…Едва начало сереть, танки двинулись и, давя проволочные заграждения, разошлись вправо и влево, расстреливая, бросившуюся в панике бежать, неприятельскую пехоту. Следом за танками стремительно двинулась пехота. Вслед за пехотой устремилась в прорыв кавалерия…» - вспоминал П.Н. Врангель.
    Удар пришёлся по полкам 3-й бригады 37-й стрелковой дивизии, укомплектованной недавно прибывшим пополнением. Красная пехота встретила танки ружейно-пулемётным и артиллерийским огнем. Когда рассвело, по танкам открыла огонь артиллерия. Но прямых попаданий не было, а осколки не смогли вывести танки из строя. А те, ведя огонь, двигались вдоль фронта, разрезая проволочные заграждения и открывая путь пехоте.
    Красочную картину этой атаки оставил в воспоминаниях один из участников тех боев — танкист ВСЮР А.Д. Трембовельский:
    «Царицын надо было взять. Для этого командованием белых было решено придать Кавказской Добровольческой армии специальную ударную мощь — сформированный в Екатеринодаре танковый дивизион, ударная сила которого была уже испробована в боях Донецкого бассейна...
    Во исполнение этого решения командование Белой армии распорядилось отправить в Царицын четыре танковых отряда, каждый по четыре танка. Первый и второй отряды имели тяжелые пушечные танки, боевая скорость которых доходила до 8–9 километров в час. Третий и четвертый отряды имели легкие пулеметные танки, способные на поле боя развить скорость до 15 километров в час.
    Рано утром 17/30 июня 1919 года первый дивизион танков Белой армии — 16 боевых машин — по диспозиции, разработанной в штабе генерала Врангеля, занял исходное для боя положение на указанных им ранее местах. К этим 16 боевым машинам надо еще прибавить один пулеметный танк, в котором ради спорта, а также из любопытства находилась команда английских офицеров, среди которых был капитан Кокс (без руки).
    Тактика ведения боя в условиях Гражданской войны была для них нова, ибо они в боях с немцами, при ураганном артиллерийском огне, привыкли к массовым атакам танков не так как у нас, когда один танк уже представлял из себя грозную силу. Эти английские офицеры, как специалисты-инструкторы, сопровождали посланные Добрармии Англией танки…
    По данному командиром 3-го отряда танков полковником Мироновичем сигналу боевые машины 3-го отряда двинулись в бой. Выкрашенные в защитный цвет, они слились с природой.
    Постепенно увеличивая скорость, разбрасывая мелкий сыпучий песок, танки, развив максимальную скорость, неслись в пыли, как в дымовой завесе, Наконец, врезались в линию передовых форпостов „Красного Вердена“, окруженные кольцом разрывов гранат
    артиллерии красных, в систему укреплений главной советской обороны Царицына.
    Нанося сокрушительные удары, танки, не задерживаясь, шли вперед, оставляя следовавшей за ними пехоте Кавказской Добрармии захватывать брошенные красными укрепления.
    Своим стремительным и настойчивым ударом, ведя прицельный огонь и поддержанные огнем артиллерии Кавказской Добровольческой армии, танки прорвали оборонительное кольцо Царицына. Большевики, бросая оружие, в панике бежали, спасая свою жизнь, как казалось им, от неуязвимых танков. Белым досталась богатая добыча, брошенная спешно и в беспорядке бежавшими красноармейцами. Многие из них сдались в плен, говоря, что были насильно мобилизованы.
    Уже под вечер 17/30 июня 1919 года генерал Врангель, объезжая войска своей армии, подъехал к танкистам, которые после боя спешно снабжали свои машины горючим и смазочными материалами, а также пополняли израсходованный боевой запас. Подойдя к командирам отрядов, генерал Врангель поблагодарил танкистов за их героическую, доблестную службу и безупречное выполнение возложенной на них задачи.
    Раненных в бою танкистов перенесли в санитарный поезд для отправки их в екатеринодарский госпиталь; среди раненых было несколько англичан, один из которых впоследствии скончался от полученных в бою под Царицыном ранений
    ».
  3. ADS

    ADS

    Напомню читателям, что "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай"-это бронетракторы (танки) постройки завода "Судосталь" в нашем городе (первая их серия).
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В ходе боя за Царицын «танк с английской командой был опутан проволокой, как кокон, а когда его команда под сильным артобстрелом вышла с ножницами, чтобы очистить танк, несколько человек было легко ранено, а капитану Уолшу оторвало локоть». Лишь подход пехоты белых спас англичан от неминуемой гибели.
    В 5-м приложении к "The London Gazette" от 23 апреля 1920 есть информация о награждении майора Эвана Камерона Брюса английским орденом за участие в боях за Царицын:
    «Его Величество КОРОЛЬ был любезно рад одобрить следующие непосредственные вознаграждения за заметную храбрость и преданность обязанности в Южной России:
    За отменную храбрость и преданность своим обязанностям 29-го июня 1919 года, когда, командуя британским Отделением Отрядом Танкового Корпуса, работающего против Царицына, он поднялся в самолете в целях разведки в связи с операциями, которые будут предприняты на следующий день, и подстрелил вражеский воздушный шар наблюдения, таким образом предотвращая открытие Концентрации Танков врагом. 30-го июня он привел свой Отряд Танков с навыком и храбростью под тяжелым огнем, и позже, когда он нашел, что враг контратаковал правый фланг, он лично привел три танка в действие и ликвидировал контратаку. Он был в значительной степени ответственен за успех операции, и его галантное поведение было превосходным примером британскому и российскому Танковому Корпусу».
    Ещё об одном английском танкисте капитане Руперт Шарп Уолш (Rupert Sharpe Walsh) сообщала та же газета:
    «За отменную храбрость и преданность своим обязанностям в Царицыне, 29-го июня 1919 года. Брезент на крыше танка, командиром которого он был, загорелся, и огонь с него перекинулся на бензобак. Капитан Уолш, с большим риском, погасил огонь, находясь при этом под огнем вражеских пулеметов».
    (Прошу отнестись с пониманием к моему "вольному" переводу)
    Английский танк МК-V, под командованием капитана Уолша, и один русский танк, прорвали проволочные заграждения, перешли линию окопов и двинулись вдоль окопов, обстреливая их. На следующий день в бой пошёл только один танк, с английским экипажем. Большую роль в этот день сыграл огонь подошедших белых бронепоездов.
    «Красный Верден» - пал!

    Вообще говоря, несмотря на красочное описание боя танков за Царицын в мемуарах А.Д. Трембовольского, роль танков в боях за город была не такой уж серьезной: главным образом, она сводилась к уничтожению проволочных заграждений. При этом главную силу представляла английская тяжелая артиллерия, поставленная в армию Деникина, и вела планомерный обстрел города. Но не стоит забывать о сильном моральном эффекте, который танки произвели на бойцов Красной Армии.
    В конце июля 1919 года 1-й дивизион танков был отведен в Таганрог для приведения в порядок материальной части. Здесь на заводе Неф-Вильде организовали базу по ремонту танков.
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    13 июля Новороссийский порт начал разгружать второй транспорт с танками «Рехтенфельд» (так в документе, на самом деле «Ротенфельс»). До танков дело дошло 23, 24 и 27 июля. Дело в том, что танки привозились на особо крупных судах с обширными трюмами. Танки, ввиду их большой массы, грузились на самое дно трюма, а на них и в промежутки между ними укладывали остальной груз. Поэтому, чтобы добраться до танков, сначала необходимо было выгрузить весь остальной груз. В Новороссийске в то время был только один плавучий кран «Феодосийский», который по грузоподъемности и вылету стрелы мог разгружать танки.
    В одном из центральных архивах удалось обнаружить доклад коменданта военных пристаней Новороссийского порта полковника Калинина (?) (в оригинале фамилия указана неразборчиво), датированный декабрем 1919 года. Этот доклад очень ярко характеризует все проблемы выгрузки танков:
    «Когда в трюме остаются одни только танки, к борту подводят плавучий кран, который опускает свой блок с гаком внутрь судна. В это время рабочие под руководством специалистов — танковых офицеров и инженеров застрапливают особыми стальными стропами тот танк, который стоит непосредственно под люком трюма. На гак накладывают петли строп, лебедка начинает выбирать, и танк, удерживаемый и отводимый со всех сторон с большими предосторожностями и остановками, выползает из трюма наружу. Теперь остается отбуксировать кран к тому месту, где стоят платформы, и он плавно опустит свою ношу на одну из них. Но так легко удается поднять один, самое большее два танка, непосредственно стоящих под люком трюма, а остальные приходится подводить под люк. В трюм опускается: вода, масло, бензин, в танк залезает шофер, пускает в ход двигатель и подводит танк под люк. Но так как не все танки приходят исправными, их наскоро приходится исправлять, регулировать и заводить, потому что вытащить две с лишним тысячи пудов из какого-либо темного закоулка трюма к люку другими средствами невозможно за отсутствием их в Новороссийске. В моей разгрузочной практике был такой случай: во время маневров танка в трюме у него лопнула гусеница. Пришлось ее там исправлять, и разгрузка задержалась на сутки.
    Для транспортировки танков отбирались американские платформы грузоподъемностью более 20000 пудов, а их на наших железных дорогах очень мало. Часть платформ изготавливали из американских вагонов, снимая с них кузова и усиляя добавочными шпрингелями. А когда на такую платформу опускали танк, то она давала такие прогибы, что зачастую приходилось строить добавочные сооружения из бревен и шпал для более равномерного распределения нагрузки. На операции по выгрузке танков и погрузки их на платформы при мне всегда приглашались опытные железнодорожные инженеры, которые следили за правильностью работы.
    Когда на базе узнавали, что ожидается приход парохода с танками, начиналась подготовительная кампания:
    — извещалось управление Владикавказской железной дороги о розыске и доставке нужного количества и подъемной силы платформ;
    — в Коммерческом агентстве заказывались специально разработанные деревянные съезды по числу танков;
    — предупреждались железнодорожные инженеры Кудрявцев и Леонтович, которые обязывались присутствовать при выгрузке с необходимым персоналом служащих-техников для установки танков на платформы.
    Обыкновенно, по приходу танков все было готово, и установленные на платформы танки составляли один или два поезда и уводились вызванным из Таганрога персоналом приемщиков.
    Танки дерутся на фронте со своими платформами. Для боя они сползают по деревянным съездам, а после боя по тем же съездам вползают на платформы и перевозятся в другое место. А так как мы живем за счет старого богатства, а нового ничего не производим, то получается, чем больше у нас танков, тем меньше тяжелых платформ и труднее их добыть
    ».

Поделиться этой страницей