1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Трамвай в Новороссийске

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем LEO, 23 сен 2010.

  1. К сообщению Котовасия:

    Именно такие вагоны курсировали в начале ХХ века и в Екатеринодаре, ибо трамваи Севастополя и Екатеринодара принадлежали одной и той же бельгийской компании.

    Вопрос о сквозняке в салоне возникал, но в ином контексте. Дело в том, что сей подвижной состав продолжал ездить и зимой, при снеге и морозах, так как закрытых вагонов не хватало. И местные газеты с возмущением писали, что в летних вагонах зимой просто... вешают занавески.
  2. Оригинально...зимой с занавесочками!!!
  3. Давненько я здесь не отписывался...

    Но однако ж новые данные всё появляются и появляются. В ближайшем будущем выложу уточнённую и дополненную хронологию развития трамвайной системы Новоросийска, ибо удалось через товарища добраться до подшивок "Пролетария Черноморья", хранящихся в Санкт-Петербурге. Появилось много дополнительных данных. Но загадок тоже прибавилось.

    И вот первая. В газетном сообщении 1935 года говорится о том, что первоначально роль трамвайного парка играл служебный путь по улицам Горной и Извилистой. Ну, с Горной всё понятно - это Сакко и Ванцетти. По логике вещей, этот путь должен был соединяться с железнодорожными путями (вагоны прибыли морем, в порту их поставили на рельсы, отвезли к месту соединения с трамвайными путями, откуда на руках оттолкали на собственно трамвайный путь), а соединение впоследствии разобрали. Но вот вчера во время поездки в Новороссийск лазил по этим местам, приставал, как обычно, к местному населению, но про улицу Извилистую в тех местах никто и слыхом не слыхивал. По перечню, составленному С. Шило, Извилистая былапереименована в Одесскую, но и Одеской улицы там что-то не обнаружилось. Моё мнение - то,что было Извилистой, ушло в 1961 году, когда началась отсыпка восточного пануса путепровода, соединяющего Сакко и Ванцетти с Магистральной.

    Кстати, строение, расположенное в тени путепровода, имеет адрес Сакко и Ванцетти, 1а. Полагаю, этот номер дали именно после исчезновения искомой и пока не обнаруженной улицы.
  4. Владислав Мартианов, в 1935 бабушка жила в общежитии на Сакко и Ванцетти и другого названия я не припоминаю. Странно что вы не нашли Одесскую. Посмотрите на схемах. Там же и Горная рядом.
  5. LEO

    LEO

    С Горной, судя по всему, не так уж все и понятно. Дореволюционное название улицы, которая сейчас называется Сакко и Ванцетти - Горная. Но, как указывает выше Марианна, в 35 году уже существовало современное название улицы. Значит, в статье имелась ввиду уже другая Горная - возможно, та, что указана на карте постом выше. Там же и Одесская поблизости. Как известно, трамвайное депо появилось по соседтсву с этими удицами, левее.
    Насчет прибытия вагонов морем - есть достоверные сведеия о первых поставках (откуда, как). Вспоминая планировку жд путей по немецким снимкам с трудом укладывается - как из порта трамваи могли ехать на свои пути. Зато жд ветка сверху знаменитого до недавней поры тоннеля в створе улицы Элеваторной (в современном расположении - как раз под 1-м мостом) вполне могла служить разгрузочной станцией, как наиболее близкая к проходящим по соседству трамвайным путям.
  6. LEO, вагоны морем из Ленинграда?
  7. LEO

    LEO

    Я забыл знак вопроса поставить в своем вопросе выше. Очень большое сомнение как раз, что вагоны прибывали морем, учитывая типы вагонов (X, MB), которые у нас работали в те годы и их происхождение, то вполне логично, что они прибывали по железной дороге. "Brush" , вполне вероятно, приехали из Ленинграда.
  8. LEO, теперь понятно, а то я уже подумала что документы имеются...
  9. Именно морем. Есть фото с прицепным вагоном, из-за которого выглядывает портовый кран (обещал правооБАЛДАтелю никуда не выкладывать), и об этом встречались упоминания в документах. Скорее всего, завозили через Одессу. А вагонов типа "Brush" в Новороссийске никогда не было.
  10. Владислав Мартианов, из одного порта в другой реально. Я об этом тоже подумала. Одесса - вполне реально, но в сам порт скорее всего по ж.д.
  11. Так, Одесскую нашёл, а вот Горную - чего-то не получилось.

    Предполагаю, что трамвайные пути, по которым вагоны выбрались (точнее, были на руках вытолканы) на свои законные рельсы, пролегали по улице Сакко и Ванцетти от железнодорожных путей до Нефтесиндикатской. В мае 1934 года вся возня с трамвайными вагонами велась именно на этом отрезке, здесь же состоялся и первый пробный пуск трамвая, и отсюда же стартовали к "Пролетарию" пробные заезды.

    А вот в дальнейшем, вероятно, до ввода в строй трамвайного парка (первоначально предполагался на Мефодиевке, но в итоге был построен на Татьянинской (Татьяновской - иногда и такой вариант попадается) по Извилистой (Одесской) проложили тупиковый отрезок, на котором и отстаивались вагоны по ночам. Думаю, что вёл от от Татьянинской к Сухумийскому шоссе (в противоположную сторону улицы слишком велик уклон для рельсового транспорта).

    И ещё я таки настаиваю, что под Горной улицей в статьях о строительстве и пуске трамвая в Новороссийске имеется в виду как раз Сакко и Ванцетти. Просто периодически авторы заметок называют улицу по-старому. Кстати, улица Почтовая была переименована в Тихоступа в 1943 году, но и пять лет спустя в газете её по инерции именовали Почтовой.
  12. LEO

    LEO

    C Брашем я напутал немного :), посчитав, что вагон М - это он и есть. Насчет снимка - полагаю, что снимок такой давности вполне может стать общественным достоянием, хотя бы в низком разрешении. Сомневаюсь, что у правообладателя имеются те самые права, о которых принято говорить. Либо снимок принадлежит ему по наследству. Опять же, есть ли где-нибудь данные - откуда в Новороссийск поступили первые вагоны Х и М?
  13. Владислав Мартианов, вам Кочетов Михаил прислал схему. Эти улицы условно параллельны и рядом (через две улицы). Не исключаю что старые названия сохранялись и попадали в печать. Это нередкое явление. К тому же не забывайте что любая публикация пишется человеком и нет полной уверенности что информация точная. Если вы представите полные тексты публикаций, то можно что-то совместно проанализировать.
  14. Ага, нашёл на карте и Горную, наконец. Теперь припоминаю, что встречал её во время своих "полевых" изысканий на Куйбышева, когда патрулировал там туда-сюда и приставал к местному населению постарше с просьбами повспомниать про ходивший тут трамвай. Нет, по нынешней Горной улице тянуть трамвай явно не собирались, там же уклон страшенный, никакой нормальный рельсовый транспорт не вскарабкается, да и куда по ней уедешь? Так что в газете просто по старой памяти Горной проименовали Сакко и Ванцетти. Впрочем, проблему упоминаний по инерции мы уже обсудили.

    Увы, я это письменно обещал три с половиной года назад в обмен на то, что мне разрешили это фото перефотографировать. Впрочем, расчитываю под это обещание, что получу возможность отсканировать фото для книги по истории городского электротранспорта в Новороссийске, работу над которой сейчас уже потихоньку мы развернули.

    А откуда в Новороссийск пришли вагоны Х и М - тут и думать нечего, с Мытищинского завода (того, что уже тогда ещё и занимался, а перед войной уже полностью сосредоточился на производстве вагонов метро).
  15. А Вы видели, какой уклон трамвайной линии в Смоленске?
    Я тоже думал, что "не вскарабкается" - однако, трамвай загудел и пошёл в гору!
    Зимой сам себе песочек под колёса сыплет и едет.

    Оказывается, для трамвая самый опасный не путь в гору, а спуск с горы.
  16. Ну, на подъём взберётся, а как обратно? Но дело не в этом. Лезть с линией в гору от Куйбышева никто и никогда не собирался - там пассажиропотока собрать бы не удалось. Главным направлением всегда считалось от цементных заводов в первую часть города.

    И, кстати, насчёт первой и второй частей Новороссийска. В "Пролетарии Черноморья" № 36 от 12 февраля 1930 года попалось ныне совершенно не встречающееся деление частей города - на континентальную и полуостровную части (в статье о необходимости строительства виадука и трамвая). Вероятно, вторая часть значится континентальной, а первая - полуостровной.
  17. LEO

    LEO

    Странная получается логистика - вагоны с ММЗ (Московская обл.) приехали в Новороссийск морем (!), когда сам Бог велел ехать по жд! Остается вариант, что в Новороссийск морем приехали уже вагоны б/у из Одессы. Из любого иного пункта отправлять морем, как мне представляется, совершенно нелогично.
  18. Времена были такие, что ещё и не такая схема завоза запросто могла использоваться. Лично для меня всё это совершенно обыденно.
  19. Насчёт "полуостровной" это кто-то пооиригинальничать решил, случается.
    Небольшая цитата из сочинения господина Сергея Шарапова, года 1896-го.
    "Город делится болотом, примыкающим к морю и лежащем на дне "щели" на две части:старый город, осуждённый на медленное вымирание по собственной оплошности и новый, вырастающий не по дням, а по часам."
    Под оплошностью имел в виду отказ в выделении участка земли под вокзал.

Поделиться этой страницей