1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Улицы Новороссийска: история и современность

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Сергей Шило, 27 июл 2011.

  1. Segen, не затруднит сообщить датировку записей. Упоминание узкого эндемика колокольчика Комарова говорит о давности записей. А ведь мало кто знает, что этот вид имеет узкий ареал обитания и считается новороссийским по локализации. А букетировали чаще всего не этот колокольчик, а галантус, луковицы которого жители города выкапывали и высаживали во дворах, но они плохо приживались, т.к. на плавнях растёт особый влаголюбивый вид и тоже узкий эндемик, предпочитающий близость моря.
  2. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Марианна, я специально остановился на том моменте, что уважаемый Николай Тимофеевич иногда ошибался в деталях (а тексты публикуются "как есть"). Эти его записи я сохранил на CD в 2008 году.
    Дискуссия по поводу колокольчика Комарова перенесена в тему "Эндемики Новороссийска: исторический аспект".
  3. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Учительница, увы, писать уже не в состоянии (зрение не позволяет). Но соответствующую тему открыть могу.
    И давайте на этом завершим словесную дуэль (смайл).
    Лучше снова почитать Н.Т. Турчина.

    Новороссийск: УЛИЦЫ НАШЕГО ДЕТСТВА (окончание)

    В сентябре 1942 года мельницы, бондарный завод и гаражи были сожжены: наши, покидая город, их уничтожили, чтобы они не достались врагу. После войны на месте бывших гаражей Азчеркрайтранса разместилась автоколонна № 104, а позже - пассажирское автохозяйство. Был восстановлен и бондарный завод. Он выпускал чаны и бочкотару для винодельческой промышленности края и был ликвидирован только в 1980 году. Стены сгоревшей мельницы были разобраны в конце 50-х годов. Сейчас на этом месте часть парковой магистрали.
    Вдоль всего квартала от улицы Чайковского до ул. Кутузовской, теперь примыкающему к вещевому рынку по Анапскому шоссе, росли очень большие деревья со стволами в два-три человеческих обхвата. Их спилили при расширении шоссе. Поднимемся по улице Кутузовской.
    За вещевым рынком до сих пор сохранилось трёхэтажное здание. Оно построено в 1901 году и предназначалось для пивоваренной компании «Бавария». Перед войной в нём размещались контора Азчеркрайтранса и различные организации и складские помещения. После освобождения города в нём установили мельницу, которая обеспечивала город мукой. Позже здесь была контора автоколонны №104 и Пассажирского автохозяйства. Ныне здание приспособлено под экологическую прокуратуру и другие организации.
    На углу улиц Видова (ранее Староанапское шоссе) и Кутузовской располагался штамповочный завод. А до войны здесь находилась пуговичная фабрика, на которой из створок ракушек мидий и отходов листового металла штапмповали пуговицы и другие изделия. Остатками ракушек засыпали дорогу и тротуары, так как они не имели мощения. В годы войны пуговичная фабрика выпускала солдатские котелки, а позднее освоила выпуск керогазов.
    На углу улиц 8 Марта (ранее Дарьинская) и Кутузовской в 1915 году было построено 7-е начальное училище (архитектор С. И. Мезернюк). Затем оно было переименовано в 11-ю неполную среднюю школу - единственную в этом районе. И только в 1936 году недалеко от церкви была построена школа № 21. Выше были расположены Кутузовские водяные резервуары (помню, еще в начале 30-х годов они стояли почти в лесу). Здесь и заканчивалась Кутузовская улица. Напротив гаражей «Азчеркрайтранса» через дорогу был городской питомник и стоял домик известного в то время садовника Сумкина, который, вместе с заведующим горкоммунхоза Багдановым и инженером по озеленению Красноштаном много делал для украшения и озеленения городских улиц, в том числе и Приморского бульвара (теперь это площадь Героев) и улицы Советов (Серебряковской). После войны питомником заведовала дочь садовника Сумкина, продолжая дело отца. На этом же квартале почти в лесу стояли два частных домика и дом «Заготзерно», в котором проживали работники, обслуживающие мельницу.
    Лесополоса, с преобладанием огромных деревьев белолистки (вид тополя). Проходила между болотом (в недавнем прошлом это территория завода железобетонных изделий № 5) и Анапским шоссе. Эти деревья были буквально увешаны гнездами птиц, преимущественно воробьев, и там стоял постоянный птичий гомон. Небо над дорогой и болотом вечерами прочерчивалось огромным количеством летучих мышей и ласточек, охотящихся на насекомых. В середине 60-х годов лесополоса была вырублена и на ее месте прошла высоковольная линия (ЛЭП), а со стороны Анапского шоссе построены жилые дома.
    Анапское шоссе заканчивалось на пересечении с улицей Чайковского. Теперь на этом месте построен новый сбербанк, недалеко от администрации города. Здесь и начиналась улица Советов. В 1965 года после устройства ул. Магистральной улица Советов была продлена до Кутузовского круга.
    Улица Чайковского названа не в честь известного русского композитора, как многие думают, а в честь полковника Чайковского, бывшего коменданта укрепления Геленджик в 1831-1838 гг. Позже он был помощником адмирала Серебрякова в Новороссийске. При переименовании в 20-е годы название было оставлено в честь композитора П. И. Чайковского. Теперь своими застройками она начинается почти с балки Чайковской, по которой постоянно, сначала в открытом русле и узком каньоне, течет вода. А в районе автовокзала в коллекторе течет речушка, впадающая в районе лесного порта в реку Цемес. Раньше, и теперь эта речушка во время ливневых дождей выходила из своих берегов и не помещалась в коллекторе, затапливая весь район (начало улиц Видова, Советов в районе городской администрации с домами, стоящими за ней территорию мебельной фабрики «Черноморец» и даже лесного порта). В 1935 году при попытке перейти улицу в ночное время во время ливня был сбит потоком и погиб известный в городе водолаз-инструктор Оболенский.
    Там, где заканчивались амбары мельницы (после войны в них располагался механический завод Абрау-Дюрсо), между улицей Козлова (Миллионной), находилась автозаправка. В ее районе на островке плавневого
    леса выходил из земли источник сероводорода. Ещё местные черкесы выложили камнем примитивные ванны, солнце нагревало воду, и местные жители, а также солдаты гарнизона лечились в них от ревматизма. При строительстве подвалов пивоваренного завода «Бавария» эти лечебные источники исчезли. Чем ещё знаменательна улица Чайковского, что на ней находился казачий плац, где проводились занятия военным делом и джигитовки. Но это было ещё до революции.
    В 1876 году по решению начальника Черноморского округа полковника Б. М. Щелковникова с площади (ныне Октябрьской) было перенесено православное кладбище на другое место, тогда это было за городом, а именно: в квадрате улиц Чайковского, Ставропольской (ныне Гладкова), Староанапское шоссе (Видова) и улицы Ксенинской (Клары Цеткин). Кстати, улица Ксенинская была названа в честь дочери главного землемера города. По воспоминаниям Н. И. Якубовича, 1888 года рождения, на Ксенинской площади проводились религиозные службы еврейской и мусульманской конфессий. Спортивный зал школы № 21 построен на еврейской части кладбища. Мусульманская часть помещалась напротив еврейской, ближе к улице Чайковской.
    В 1940 году на улице Чайковской с двумя выходами в районе 11-й школы был построен подземный командный пункт, в котором в период оккупации жители с прилегающих улиц прятались от бомбардировок и обстрелов. Входы в подземелье с обрушенными сводами видны и в настоящее время.
    В 1904 году была построена кладбищенская церковь (Свято-Успенский храм), который действует и поныне. Строительством церкви руководил бывший городской голова М. Ф. Пенчул. Ниже её, со времён получения статуса города, находилась Новобазарная площадь или Привоз, куда из пригородных сёл и станиц привозились продукты и кустарного производства изделия - упряжь, гончарная посуда, бочки и т.д. Торговля, как тогда говорили, велась «с возов». На другой половине Привоза, ближе к Чайковской, был скотный рынок, где продавали домашних животных, в том числе и лошадей. В 1936 году с Торговой площади (теперь площадь Героев) на Привоз были перевезены деревянные лабазы.
    «Привоз» стал именоваться Колхозным рынком, на котором в праздничные дни 1 мая, 7 ноября устраивались ярмарки, а в районе скотного рынка - аттракционы, карусели, другие развлечения. Теперь здесь Центральный рынок города.
    В 1915 году на Новобазарной площади проводилась спортивная олимпиада Юга России по футболу. Встречались команды Екатеринодара «Виктория», и «Спорт», и «Футбол» из Ставрополя. Победила новороссийская команда «Олимпия», капитан С. П. Ходзопуло.
    Марианна нравится это.
  4. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Н.Т. Турчин
    (публикуется "как есть", без редакторской правки)

    УЛИЦА ЭНГЕЛЬСА (РАНЕЕ ДМИТРИЕВСКАЯ)

    В довоенное и еще долгое время после войны являлась как бы осевой улицей городской части, с булыжным покрытием. Она связывала город с пригородом – Станичкой и военными лагерями, располагающимися на теперешней Малой земле. Начиналась она от ул. Свободы (Романовской) и была как бы продолжением ул. Сипягина (Садовой). Весь квартал был застроен одноэтажными домами. А начиналась его правая сторона домом доктора Кофнера. В послевоенное время угловая часть дома была украшена примечательным парадным входом. Сейчас она застроена офисными зданиями.
    На следующем углу с улицы Рубина в начале 90-х годов был построен новыйгородской военкомат. Заканчивался квартал на углу ул. Новороссийской республики (Раевской) армяно-григорианской церковью, построенной в 1909 году (архитектор Фёдоров.) Сейчас на её месте жилой дом, построенный в 1955 году, в котором на первом этаже помещается администрация Центрального района города. В довоенное время здесь был Музей атеизма. На противоположном углу в цехе артели «Пищевик» изготавливали мороженое и пекли вафли.
    На противоположном углу, после пересечения с ул. Новороссийской республики на месте теперешнего продуктового магазина был до войны дровяной склад Гортопа, ранее лесной склад купцов Черноморниковых.
    Примыкающим к нему зданием была школа имени Жуковского, в довоенное время школа №17. Сейчас жилой дом. На следующем углу этой стороны улицы, после пересечения улицы Грибоедова с 1929 по 1937 год помещалась греческая школа №6, позже - городская детская библиотека. До революции дом аптекаря Якунина А.П. Заканчивается этот квартал двухэтажным домом дореволюционной постройки, по заверению старожилов, дом принадлежал братьям Черноморниковым, которые занимались торговлей лесом. На углу улицы Революции 1905 - кафе «Лада». В дореволюционное время - Судный дом, с 20-х годов и до 1942 года - недоброй памяти здание ЧК, ОГПУ, НКВД.
    Следующее здание – Дом офицеров флота, бывший клуб имени Дзержинского. До революции, до 1929 года на его месте помещался «цейхауз» - складское помещение тогдашнего военно- инженерного ведомства, ограждённый деревянным забором на высоком фундаменте, к концу 20-х годов помещение обветшало, и весь участок был передан ОГПУ-НКВД для строительства жилого дома служащим и клуба. В комплекс вошёл и Судный дом. Это здание было сожжено в августе 1942 года.
    Соседствующий с Домом офицеров флота – пятиэтажный дом жилищного кооператива построен на месте бывшего дома священнослужителей, в обиходе «поповский», в котором до войны и до его сноса проживали семьи работников НКВД. С этим домом соседствовал губернаторский дворец - дом «с орлом». Балкон, который тянулся по всей фасадной стороне, подпирали огромные «атланты». Над центральной частью фасада, наверху высился огромный орёл, символ власти того времени. Здание, если считать цокольный этаж, было четырёхэтажное; отделано красивой лепниной. Дом построен в 19-16 году (архитектор Федотов).
    В Гражданскую войну, в 20-м году, в нём был штаб генерала Кутепова. В довоенное время и во время войны в нём помещались штабы воинских частей. Здание очень пострадало во время войны и было снесено в 1954 г, на его месте общежитие строителей.
    Вернёмся на левую сторону улицы от пересечения ею улицы Новороссийской республики. Угловое здание - детский сад ГУНО, до революции здесь была начальная греческая школа. Здание арендовала более обеспеченная часть диаспоры для своих малообеспеченных земляков у домовладелицы О.Б.Лозинской.
    Далее здание - жилой дом, построенный в середине 50-х годов, до 70-го помещается ЗАГС. На углу этой стороны улицы до строительства коммунально-строительного техникума был жилой дом, где проживали работники милиции. Этот дом, построенный в 1868 году первым начальником Черноморского округа Пиленко, и до строительства дома с орлом служил жилыми апартаментами для него и для других губернаторов.
    (Окончание следует).
    Сергей Шило нравится это.
  5. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Н.Т. Турчин
    (публикуется "как есть", без редакторской правки)
    УЛИЦА ЭНГЕЛЬСА (РАНЕЕ ДМИТРИЕВСКАЯ)
    (окончание)
    С конца 20-х годов и до 1934 года в этом доме располагалось турецкое консульство. При строительстве техникума дом был снесён. Далее идёт парк им. Ленина.
    Городской парк был разбит в 1876 году на месте форта № 2 и Константиновского укрепления после Крымской войны.
    Примечательным зданием на этой стороне улицы, после пересечения улицей Новороссийских партизан, двухэтажное здание, построенное в 1890 году (архитектор Лукашевич) - самое крупное учебное здание города - мужская гимназия. При ней были церковь и спортивный зал, которыми пользовались многие спортивные клубы и общества того времени, В первую очередь общество «Сокол», Директором которого был известный Фёдор Владимирович Лях. В довоенное время школа №3 стала смешанной. Это была элитная городская школа. В 1942 году в здании школы во время обороны города размещался штаб обороны города, горком партии и горисполком. В настоящее время это технико-экономический лицей.
    В 1974 году на обширной территории школы построили школу №5. В начале следующего квартала левой стороны улицы сохранился дом дореволюционной постройки, в котором после войны размещался трест № 34 (управляющий Кучинский).
    Следующий, примыкающий к нему дом с красивыми венецианскими окнами - бывший дом известного адвоката Маргуса, а ныне реабилитационный центр для детей. Далее до улицы Исаева весь квартал застроен в послевоенное время жилыми домами, в том числе и территория бывшего кроватного завода и короткая улица, проходящая между бывшим парком Демьяна Бедного и погранотрядом - Шуваловская (Демьяна Бедного, ныне Серова).
    Правая сторона улицы после её пересечения улицей Цедрика начинается домом на фасаде которого сохранилась надпись Р.Ж.С.К.Г-связь. Эти два дома построены жилищным кооперативом связистов в два этажа, по проекту городского архитектора А. П. Павлова в конце 20-х годов. В одном из них, на углу улиц Толстого и Энгельса совершил свой подвиг бывший моряк загранплавания В. Чевский, передававший на восточный берег нашему командования сведения о фашистских оккупантах, вначале по радио, а позже - световым лучом. К сожалению, был схвачен фашистами и после пыток в гестапо расстрелян.
    Рядом с этим домом сохранился дом дореволюционной постройки №59. Он принадлежал городскому землемеру В.П.Тюменеву. Его дочь Л.В.Тюменева после окончания Петербургской консерватории в 1910 году, обладая прекрасным голосом, открыла частную вокальную студию. В нём совершенствовали своё мастерство местные певцы, в том числе известный драматург и оперный певец А.Чишко. С ним по-соседству в 1939 году был построен 5-этажный дом для военнослужащих гарнизона.
    Далее был цех кроватного завода. До революции в этом помещении была колбасная фабрика, в 20-е годы - макаронная фабрика. В довоенное и послевоенное время – кроватный завод. Рядом с ним до конца квартала сохранились несколько одноэтажных частных домиков, среди них – доктора Д.М. Блаватского. Сейчас эта территории в запустении. В довоенное время этот дом отличался ухоженностью, цветочным газоном во дворе и был украшен цветными фонарями, освещающими двор вечером и ночью. Сам доктор был известный в городе детский врач. Слыл оригиналом, любое время года ходил без головного убора, что в то время было не принято. Чтобы его за это не осуждали, он носил в руке вместе с портфелем фуражку защитного цвета, которую обычно где-нибудь забывал. Кроме того, он был мастером на все руки, обычно шил себе сам сапоги, выполнял дома слесарные и другие работы. Увлекался скульптурой, его работы были в саду и в доме. Семья доктора отличалась интеллигентностью, его жена Кристина Томасовна происходила из известной армянской семьи. Их дочь Екатерина Дмитриевна, после войны переехав в Ереван, стала известным в Армении профессором-офтальмологом.
    Далее ул. Энгельса (Дмитриевская), до войны Крюковская, соединялась с улицей Нагорной, по которой сейчас проходит проспект Ленина (ранее ул. Гагарина).
    Параллельно ул. Энгельса, между теперешним парком им. Фрунзе и ул. Толстого проходит ул. Шевченко (прежде Мысхакская), которая пересекала почти всю Станичку (Куниковку). На углу её пересечения с бывшей улицей Шуваловской с 1846 года существовало здание Карантина, в довоенное время – инфекционная больница.
    Maxim нравится это.
  6. Федорова- Сочинская 1957
    Французкая -Робеспьера 1921
    Фриновского- Черняховского 1968
    Последнее редактирование: 30 апр 2014
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    А что, улица Черняховского так и носила название улицы Фриновского до 1968 года?
  8. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Молчание оппонента могу объяснить только тем, что он не знает, кем был Фриновский.
    Материал из Википедии:
    Фрино́вский Михаи́л Петро́вич (26 января (7 февраля) 18984 февраля 1940) — деятель советских органов госбезопасности, командарм 1-го ранга (1938). Член ЦИК СССР 7-го созыва, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Один из непосредственных организаторов «Большого террора».
    Михаил Фриновский родился в начале 1898 года в городе (ныне село) Наровчат Пензенской губернии. До Первой мировой войны учился в духовном училище в Краснослободске.
    В январе 1916 года поступил в кавалерию вольноопределяющимся, служил в чине унтер-офицера[1]. В январе-августе 1916 года дезертировал. Был связан с анархистами, участвовал в убийстве генерал-майора М. А. Бема[2].
    С марта 1917 года Фриновский работал счетоводом-бухгалтером военного госпиталя. Участник июльского восстания 1917 года в Москве. В сентябре того же года вступил в Красную гвардию в Хамовниках (Москва), командовал группой красногвардейцев, участвовал в штурме Кремля, был тяжело ранен. Вплоть до февраля 1918 года — на излечении в Лефортовском госпитале.
    В марте-июле 1918 года работал помощником смотрителя Ходынской больницы. Вступил в РКП(б), работал в партийной ячейке и месткоме Ходынской больницы. В июле 1918 года записался в Красную армию, служил командиром эскадрона, начальником Особого отдела 1-й Конной армии.
    В 1919 году после тяжелого ранения переведен на профсоюзную работу, а затем в органы ВЧК. Во второй половине 1919 года служил помощником начальника активной части Особого отдела Московской ЧК. Участвовал в важнейших операциях ЧК — разгроме анархистов, ликвидации анархистских и повстанческих отрядов на Украине и т. д.
    С декабря 1919 по апрель 1920 года служил в Особом отделе Южного фронта. В 1920 году был начальником активной части Особого отдела Юго-Западного фронта, заместителем начальника Особого отдела 1-й Конной армии. В 1921—1922 годах — заместитель начальника Особого отдела, заместитель начальника оперативного отряда Всеукраинской ЧК.
    В 1922—1923 годах Фриновский — начальник общеадминистративной части и секретарь Киевского отдела ГПУ (с 23 июня 1923 — начальник полпредства ОГПУ по Юго-Востоку).
    В ноябре 1923 года его переводят на Северный Кавказ на должность начальника Особого отдела Северо-Кавказского военного округа. С марта 1924 года Фриновский — первый заместитель полпреда ОГПУ по Северному Кавказу. В 1925 года — начальник пограничной охраны Черноморского побережья Северо-Кавказского края, с января 1926 года — первый заместитель полпреда и начальник войск ГПУ.
    8 июля 1927 года был переведен в Москву на должность помощника начальника Особого отдела военного округа. В 1927 года он закончил курсы высшего командного состава при Военной академии РККА имени Фрунзе. С 28 ноября 1928 по 1 сентября 1930 года был командиром-военкомом отдельной дивизии особого назначения имени Ф. Э. Дзержинского при коллегии ОГПУ СССР.
    1 сентября 1930 года Фриновский получает повышение и назначается на должность председателя ГПУ Азербайджана. Был одним из организаторов раскулачивания в Азербайджане. 8 апреля 1933 года стал начальником Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ СССР, в этом качестве руководил операцией ОГПУ по подавлению восстания в Синьцзяне[3].
    С образованием Народного комиссариата внутренних дел СССР 10 июля 1934 года Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ переименовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны (с середины 1937 - Главное управление пограничных и внутренних войск) НКВД СССР, на должность начальника которого на следующий день, 11 июля, был переназначен М. П. Фриновский.
    С падением Г. Г. Ягоды и назначением 26.09.36 главой НКВД Н. И. Ежова Фриновский 16 октября 1936 г. назначается заместителем наркома внутренних дел СССР (1-м замнаркома тогда являлся Я. С. Агранов, ещё одним замом был с 29.09.36 М. Д. Берман, а 03.11.36 ещё одним замом будет назначен Л. Н. Бельский[4]). С 15 апреля 1937 г. Фриновский является первым заместителем наркома внутренних дел СССР и возглавляет Главное управление государственной безопасности НКВД СССР, с упразднением ГУГБ 28 марта 1938 г. возглавляет Управление государственной безопасности (1-е управление) НКВД СССР. (Вторым первым замнаркома 22.08.38 будет назначен Лаврентий Берия, который с уходом Фриновского из НКВД 08.09.38 также сменит его на посту начальника 1 управления НКВД СССР — с 29.09.38 во главе вновь образованного ГУГБ.)
    С 1937 года депутат Верховного Совета СССР. Один из ближайших сотрудников Ежова и главных организаторов Большого террора. Один из главных организаторов репрессий в РККА, принимал непосредственное участие в организации Московских процессов. Принимал участие в организации политических репрессий в Монголии.
    8 сентября 1938 года был назначен наркомом Военно-Морского Флота СССР. 14.09.1938 присвоено звание командарма 1-го ранга.
    6 апреля 1939 года снят со всех постов и арестован по обвинению в «организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД» (в чём признался под пытками). Содержался в Сухановской особой тюрьме. 4 февраля 1940 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорён к смертной казни. Тело кремировано в Донском монастыре.
    Реабилитирован не был.
    12 апреля 1939 года арестована и 3 февраля 1940 года расстреляна его жена — Нина Степановна Фриновская по обвинению в сокрытии преступной контрреволюционной деятельности врагов народа. Реабилитирована.
    12 апреля 1939 года арестован и 22 января 1940 года расстрелян его сын — 17-летний ученик 10-го класса Олег Михайлович Фриновский по обвинению в участии в некой контрреволюционной молодежной группе. Реабилитирован.

    Неужели, после ареста М.П. Фриновского в 1939 году, в Новороссийске могла существовать улица его имени до 1968 года?
  9. Уважаемый Старый судоремонтник! Советую вам.... внимательно изучить Фонд Р-8. Оп. 1. Д. 618. Л. 28. Желаю успехов....................
  10. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    В отредактированном виде (удалены оскорбительные выпады в адрес оппонента) Старый судоремонтник написал 07.05 2014 г.:
    Почему Вам самому не показать на этой ветке лист из архива: Фонд Р-8 .оп.1.д.618.л.28. ?Не для меня, для пользователей?
    Наверное потому, что это дело 1939 года и там нет ни слова про Черняховского. Ни про Ивана Даниловича, ни про кого либо другого из Черняховских.
    Если взять соседнее дело того же фонда, то там есть протокол заседания Новороссийского горисполкома № 29, в котором § 41 гласит:
    Переименовать наименование 6 улиц и присвоить новые названия улицам:
    Прежнее название Новое название улицы
    1. …
    2. ….
    3. Фриновского им. Леваневского
    4. …
    5. …
    6. …

    Прошло это заседание 4 августа 1939 года.
    И больше улицы Фриновского в Новороссийске не было. [​IMG] М.П. Фриновский на пике карьеры.

    А в деле 1949 года того же фонда , озаглавленного:
    «СПИСОК КРАТКИХ ТЕКСТОВ СОДЕРЖАНИЙ СОБЫТИЙ, ЗАСЛУГ ПЕРЕД РОДИНОЙ ЛИЦ, В ЧЕСТЬ КОТОРЫХ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ ГОРОДА»
    Сказано:
    ЛЕВАHEBCKИЙ Сигизмунд Александрович - Герой Советского Союза, летчик, погиб при исполнении служебных обязанности.
    И нет упоминания ни о Иване Даниловиче Черняховском, ни о М.П. Фриновском…

    На заседании исполкома горсовета от 29 августа 1968 года, протокол № 16, § 334, было принято решение:
    «В связи с 25-летием со дня разгрома немецко-фашистских захватчиков в гор. Новороссийске и в целях увековечивания памяти. Советских людей, проявивших героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны, -
    ИСПОЛКОМ ГОРСОВЕТА РЕШИЛ:


    [​IMG]
    ротмистр Лаврентий нравится это.
  11. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 19021937) — советский лётчик, совершивший нескольких сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза (1934).
    ЛЕваневский.jpg Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской семье (его брат Юзеф Леваневский (Józef Lewoniewski, 1899—1933) вернулся в Польшу и стал польским лётчикoм). Принял участие в Октябрьской революции 1917 года на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.
    В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.
    С 1933 года — лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта, и был впоследствии доставлен в Анадырь нашедшими его местными жителями — чукчами.
    В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву[1].
    В 1934 году вступил в ВКП(б).
    В августе 1935 года планировался перелёт С. А. Леваневского, Г. Ф. Байдукова и В. И. Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но был прерван из-за неисправности. К этому перелёту была выпущена марка (см. Леваневский с надпечаткой).
    post-2036-1252435156.jpg Самая дорогая марка Советской филателии: перевернутая надпечатка с маленьким "Ф"в слове "Сан-Франциско". одна из таких марок была подарена Ф.Д. Рузвельту.

    В 1936 году он совершил перелёт из Москвы в Сан-Франциско (США), преодолев 19 000 километров. В 1937 году, по воспоминаниям выдающегося авиатора Байдукова Леваневский, во время совещания у Сталина неожиданно встал и заявил: «Товарищ Сталин, я хочу сделать заявление»."Заявление?" — спросил Сталин. «Я хочу официально заявить, что не верю Туполеву, считаю его вредителем. Убеждён, что он сознательно делает вредительские самолёты, которые отказывают в самый ответственный момент. На туполевских машинах я больше летать не буду!» Туполев сидел напротив. Ему стало плохо.
    12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.
    ДБ-А.JPG леваневкий экипаж.jpg Экипаж перед своим последним вылетом.
    Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.
    Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.
    bez-ciklona-08-640x312.JPG
    Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.
    По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.
    По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт уклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили могилу с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро, но ни могилы, ни самолёта на дне озера найти не удалось. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году[2]) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.
    1 февраля 2013 г. экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки, которые могли принадлежать самолёту H-209 Леваневского:[3]


    «Считается, что этот самолёт пропал в Якутии. Якутию всю перерыли, но самолёт не нашли. На самом деле, самолёт мог изменить маршрут, поэтому возможно, что найденный на Ямале самолёт – тот самый». (зампред ноябрьского отделения РГО Андрей Фандюшин)

    Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле, улицы в Алма-Ате, Бишкеке, Бресте, Великих Луках, Владикавказе, Воронеже, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Новосибирске, Москве, Казани,Коломне, Екатеринбурге, Артёмовске, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепропетровске, Кировограде, Новомосковске,Кизляре, Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Узловой, Якутске, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакске, Шахунье, Изюме (Харьковская область), Пятигорске и других городах, в Одессе — улица и переулок, в Перми — жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове.
    • Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
    • Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году.
    • МатерУлица Леваневского есть в городе Константиновка Донецкой области, в городе Няндома Архангельской области.
  12. Генуэзская башня стояла на Октябрьской площади,(если мне неизменяет память).В своё время,на момент выборов Синяговского и Шишкарёва в газете были замечательней шие заметки Ларисы Довгой о старом Новороссийске.К сожалению газеты были потеряны.Был-бы очень признателен,если бы кто нибудь помог восстанвить...
  13. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Н.Т. Турчин
    (публикуется "как есть", без редакторской правки)

    Улица Губернского (ранее Цемесская)

    Она начиналась от ул. Свободы жилыми одноэтажными домами, в которых в послевоенное время размещался горвоенкомат. В 60-е годы новое здание
    горвоенкомата было построено на углу Свободы и Губернского (сейчас здесь квартирно-правовая служба). Следующее здание было лучшее пошивочное ателье в городе, за которым был большой двор артели «Пищевик». Ранее, в конце 19-го века, этот двор с пристройками принадлежал Успено-Драндскому монастырю (Абхазия). Позже был
    приобретён под прачечную и красильню предпринимателем Я. Е. Резником,
    который собирал бельё с прибывающих пароходов и производил его стирку. Далее вся левая сторона этой улицы, с выходом на теперешнюю Площадь Героев была застроена одноэтажными домами.
    На правой стороне квартала, застроенного в основном одноэтажными домами, было двухэтажное кирпичное здание, до революции - коммерческий банк. В довоенное время и до оставления города в 1942 году - военкомат, здание не сохранилось. По этой же правой стороне, с выходом на Площадь Героев было двухэтажное здание полиции, а в довоенное время – милиции. В конце 50-х годов при благоустройстве площади Героев это строение было снесено.
    В настоящее время весь квартал застроен новыми жилыми домами. На Площади Героев, от которой начинается второй квартал ул. Губернского, был колодец, верхняя часть которого была снесена, а сам колодец в настоящее время прикрыт бетонной плитой.
    Этот колодец первый, из которого брали воду высадившиеся на берег в 1838 году будущие основатели города Новороссийска. Им пользовались и местные жители. (Из «Кавказских записок» Г.И.Филипсона). Этот квартал с обеих сторон застроен жилыми домами, в одном из них - столовая для малоимущих «Надежда». В дореволюционное время на этой улице располагался на левой стороне гостиничный комплекс «Слон».
    После пересечения ул. Новороссийской республики следующий квартал улицы начинается жилым домом № 7 порта с детским садиком, построенным после войны на месте разрушенного в войну дома № 7.
    С дореволюционных времён сохранились одноэтажные дома. В одном из них с довоенных времён проживала семья санитарного врача порта А.Вурцеля.
    Соседний дом принадлежал известному в своё время городскому почтальону Карпову. Угловой дом, выходящий на улицу 1905 года, принадлежал городскому нотариусу Иллариону Ивановичу Мензелинцеву.
    Сейчас на этом месте строится 10-этажный дом. На другом углу ул. Революции 1905 года, где располагается паспортный стол, до сих пор стоит старый дом, когда-то принадлежавший доктору Лишневу.
    На следующем квартале, где располагается школа бокса, с дореволюционных времён был дом известного купца Граматикопуло (торговля табаком) и табачный склад, который был таковым и в довоенное время. Сейчас на этом месте -5-этажный дом.
    На углу улицы Новороссийских партизан тоже 5-этажный жилой дом, в котором на первом этаже детская библиотека имени Крупской, на месте которого в дореволюционное время было кирпичное здание банка (дом Платова), а во время оккупации - гестапо.
    На следующем углу улиц на месте пришедших в ветхость одноэтажных домов построен новый, 7-этажный дом.
    Следующее здание - детский сад «Якорёк», которое построено на месте довоенного вендиспансера и дома врача Акаевского.
    Далее сохранились два одноэтажных домика, к которым своим двором примыкает жилой дом, строившийся для военных, с военным ателье на первом этаже. На следующем углу сохранился ещё с довоенных времён один из домов бывшего Экспортлеса, которым и заканчивается левая сторона улицы Губернского.
    На углу правой стороны улицы Губернского (Цемесской) и Революции 1905 года (Вельяминовской) в послевоенное время построен жилой дом «Электросвязи». Ранее на этом месте была греческая пекарня и дом, в котором жил известный доктор Л. Г. Бичуч. Следующий двухэтажный дом ещё дореволюционной постройки принадлежал тюремному врачу И. А Френкелю, как и рядом стоявший когда-то дом. Сейчас на этом месте строится красивое здание офиса. К нему своим двором примыкает дом необычной архитектуры известного скульптора Александра Суворова. Построен на месте старого, 1903 года постройки. До 1930 года дом принадлежал молоканской общине и был их молельным домом. Заканчивается квартал 5-этажным жилым домом. На этом месте в довоенное время проживали в собственном доме известные в городе врачи Челышевы: Виктор Феофанович – педиатр, Павел Феофанович – дерматолог.
    На следующем углу – здание комендатуры. Заканчивается улица пятиэтажным домом.

  14. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Н.Т. Турчин
    (публикуется "как есть", без редакторской и корректорской правки)


    Улица Портовая (Береговое шоссе)

    Начиналось шоссе, как сейчас улица Портовая, у железнодорожного переезда в районе завода «Красный двигатель» (до революции завод Макларен, Фрейшист и К° и жилыми и офисными зданиями дореволюционного общества РОПИТ (Русское общество пароходства и торговли). Сейчас здесь живут портовики. Там же была деревянная пристань, которая до революции являлась пассажирской пристанью общества РОПИТ. К приходу пассажирских пароходов на эту пристань подавались поезда-экспрессы. Это было сделано для удобства пассажиров: они могли, сойдя с трапа парохода, тут же пересесть в вагоны поезда.
    В довоенное время пристань выполняла и грузовые функции и среди местных жителей именовалась Старорусской пристанью. Шоссе проходило по северной части берега порта, мимо наливной (общество «Русский стандарт»), элеваторных пристаней, гостиницы «Франция», на месте которой сейчас пограничный КПП, старотаможенного двора, таможни и итальянского торгового представительства (здание с колоннами напротив клуба портовиков) и коммерческого агентства - сейчас управление порта - до пристани № 5. В этом районе с правой стороны в море впадала река Цемес, через которую был перекинут мост. У фасада бывшего здания управления порта, в то время «Дворец труда», в ходе Первомайской демонстрации 1926 г. в торжественной обстановке, был открыт памятник В. И. Ленину. Этот памятник стоит на палубе крейсера «Коминтерн». Взор В. И. Ленина устремлен на Цемесскую бухту.
    Скульптор фигуры Ленина, ленинградец В. В. Козлов. Корабль-пьедестал выполнен по проекту наших земляков, братьев Дитрих и архитектора O. K. Доманского.
    На бортах крейсера выполнены барельефные фигуры: матроса-революционера А. П. Деева, комиссара партизанского отряда красно-зеленых И. К. Фисанова и работницы железнодорожных мастерских, бывшей подпольщицы, Е. Д. Митусовой.
    Береговое шоссе (ул. Портовая) было вымощено, имело тротуары, бетонные откосы берега с парапетными стенками. Далее шоссе шло напрямую к улице Нефтяной (нынеЛеднёва), вдоль берега порта и Цемесского болота и было вымощено булыжником на проезжей части и имело тротуар - на пешеходной, соединяя Зацемесскую сторону с городом. В 1924 году началось строительство холодильника, а в начале 30-х годов на противоположном берегу - пристань Экспортлеса (ныне лесной порт). Был выкопан так называемый «ковш», на берегах которого были построены портовый холодильник и пристань Экспортлеса (лесной порт). Шоссе тогда же перенесли в обход Экспортлеса и холодильника , где оно проходит и в настоящее время, по засыпанному старому руслу реки Цемес. Таким образом, речку Цемес спрямили и спрятали в бетонные берега в районе теперешнего лесного порта.
    До революции Береговое шоссе, проходя вдоль западного берега порта, заканчивалось на пересечении с улицей Раевской (Новороссийской республики) в районе каботажной пристани (район морвокзала). Далее оно продолжалось до улицы Морской и вдоль берега порта до западного мола Портовым проездом.
    (Окончание следует).
  15. Улицы Новороссийска



    В дореволюционное время в Новороссийске в период развития промышленных предприятий стали появляться и первые рабочие поселения. Сначала, это были бараки для строителей и немногочисленных рабочих.
    Затем, когда в город на строительство железной дороги, элеватора, порта и других крупных строительных объектов из Кубанской области и других губерний России пришли тысячи рабочих ( многие из которых были со своими семьями) нужда в жилье стала огромной.
    Денег на покупку земельного участка в черте города пришлые рабочие не имели, и поэтому ничего не оставалось, как расчищать заросшие кустарником пустоши по склонам Маркотха и возводить свои скромные жилища. Так, в конце 1880-х годов на казенных землях вблизи предприятий Владикавказской железной дороги возникли несколько рабочих поселений - железнодорожная Мефодиевка, Чеховка, Крепость ,Собачья слобода .
    На земле принадлежащей « Обществу Черноморского цементного производства» возникло поселение цементников « Уютная колонка» .
    Строительство велось « нахальным» образом , то есть без какой бы то ни было планировки и разрешительных документов. Поэтому, такие поселения назывались «Нахаловками».
    Нахаловские земельные участки были разные ; кривые, косые , длинные, короткие. Поэтому и улицы были узкие, не имели тротуаров, а в некоторых местах и проезжей части , ширина между домами не позволяла даже разъехаться двум встретившимся извозчикам.
    Тем не мене население пригородных поселений с каждым годом быстро увеличивалось, достигнув к 1897 году – 14 000 человек.
    То есть сравнялось с основным населением города Новороссийска.
    Выросшие рабочие районы получили название - Новый город.
    В Новом городе расположенном за Цемессом , впрочем как и в Старом многие улицы имели одноименные названия и найти их можно было только по номерам. Главные улицы как в городе так и в пригороде также были одноименные : Романовская, Николаевская, Александровская и другие. Это обстоятельство создавало большую путаницу и мешало в доставке почтовой корреспонденции и прочего .
    Частично этот вопрос удалось решить только в начале нового века, когда пригородные территории были включены в состав города став его второй частью. Городская Дума на одном из своих заседаний во избежание адресной путаницы постановила переименовать вышеназванные улицы во 2-й части города. Что и было сделано в 1906 году.
    Однако, одноименных улиц в объединенном городе оставалось еще много. Они благополучно существовали во времена царского правления, затем временного правительства, пережили все, катаклизмы, революции и наконец, достались в наследство советской власти.
    В первые годы диктатуры пролетариата новые хозяева страны также рьяно взялись за переименование улиц, и в первую очередь за улицы центральные, наименованные «в честь царских особ и их приспешников» ( князей, губернаторов, генералов и адмиралов) . Затем в последующие годы переименование улиц « по просьбе трудящихся» и дабы уничтожить память «о царско-поповском позорном режиме» проводились регулярно и приурочивались к большевистским праздникам. Но до переименования одноименных улиц руки как говориться не доходили.
    Так , в 1938 году в Новороссийске существовали десятки улиц с одноименными названиями :
    Параллельная ( 6 улиц)
    Предкладбищенская (8 улиц)
    Выгонная (4 улицы)
    Кутузовская (2 улицы)
    Цемдолинская (6 улиц)
    Заводская ( 4 улицы)
    Стандартская ( 6 улиц)
    Саманная (9 улиц)
    Поселковая ( 6 улиц)
    Аградатская (2 улицы)
    Красно- зеленая (2 улицы)

    Только в 1938 году новороссийский Горсовет в соответствии с указанием и постановлением Оргкомитета ВЦИК РСФСР по Краснодарскому
    Краю от 03. /01-38 г ( о переименовании одноименных улиц) и в связи с подготовкой к предстоящей Всесоюзной переписи населения и необходимостью упорядочения элементов коммунального хозяйства - переименовал одноименные улицы и присвоил им новые названия :

    2-я параллельная имени Волокова
    3-я параллельная - Водопьянова
    4-я параллельная - Чкалова
    5-я параллельная - Байдукова
    6-я параллельная - Белякова

    1-я предкладбищенская ул. Планеристов
    2-я предкладбищенская - Красных летчиков
    3-я предкладбищенская - Маяковского
    4-я предкладбищенская - Шота Руставели
    5-я предкладбищенская - Сулеймана Стальского
    6-я предкладбищенская - Солнечная
    7-я предкладбищенская - Физкультурная
    8-я предкладбищенская - Предкладбищеннская

    1-я выгонная ул. - Выгонная
    2-я выгонная - Ударная
    3-я выгонная - Беломорская
    4-я выгонная - Оборонная

    1-я цемдолинская ул. - Цемдолинская
    2-я цемдолинская - Циолковского
    3-я цемдолинская - Ульяновская
    4-я цемдолинская - Индустриальная
    5-я цемдолинская - Интернациональная
    6-я цемдолинская - Социалистическая

    1-я заводская ул. - Заводская
    2-я заводская - Уральская
    3-я заводская - Кавказская
    4-я заводская - Восточная


    1-я стандартская ул. - Литейная
    2-я стандартская - Севастопольская
    3-я стандартская - Дарьяльская
    4-я стандартская - Байкальская
    5-я стандартская - Кронштадская
    6-я стандартская - Перекопская

    Одноименные улицы находились в разных районах города, они были и на Стандарте, на Балке Адамовича в районе Анапской дороги между городом и селом Цемдолина, но больше всего их было на Трапезунде и на Мефодиевке. В первом районе, расположенном на южной стороне Цемесской бухты таких улиц было 8 ( Предкладбищенская) . Однако абсолютным рекордсменом по одноименным улицам стала расположенная на северных склонах Маркотского хребта рабочая Мефодиевка. Здесь в самом конце района возле так называемой Саманной балки насчитывалось еще и 9 Саманных улиц. Все они были переименованы и каждая получила новое неповторимое название . Многие улицы названные в те далекие 1930-е носят свои названия и поныне.


    1-я саманная ул. - Саманная
    2-я саманная - Ленинградская
    3-я саманная - Неберджаевская
    4-я саманная - Узбекская
    5-я саманная - Таджикская
    6-я саманная - Грузинская
    7я саманная - Тимирязевская
    8-я саманная - Минская
    9-я саманная - Виноградная

    Кроме этих девяти Саманных улиц были в Мефодиевке и другие одноименные улицы. Так, например, здесь же существовали и 6 улиц называвшиеся Поселковыми - они напоминали жителям, что крупнейший рабочий район города развился и вырос из некогда маленького поселка.

    1-я поселковая - Поселковая
    2-я поселковая - Донская
    3-я поселковая - Кубанская
    4-я поселковая - Ангарская
    5-я поселковая - Рионская
    6-я поселковая - Дмитриевская

    Существовали одноименные улицы и в центре города, но естественно не в таком изобилии как на окраинах. Так, в центральной части города было 2 улицы Кутузовских и 3 улицы Аградатских .
    1-я кутузовская ул. - Кутузовская
    2-я кутузовская - Низовая


    Аградатская ул. - Ботылева
    1-я аградатская - Аградатская
    2-я аградатская - Житомирская

    Список одноименных улиц переименованных в 1938 году завершают 2 улицы расположенные в районе Балки Адамовича - это улицы названные в честь Красно- зеленых партизан, принимавших активное участие в освобождении города от белогвардейцев в годы Гражданской войны.

    1-я Красно – зеленая - Краснозеленая
    2-я Красно – зеленая - Бакинская
  16. О переименовании улиц
    ... Я все таки продолжу...

    Старое название.................Современное название.....................Основание............Дата

    Фёдорова Сочинская д.1802.л.445 1957
    Французкая Робеспьера д.1.л.82. 1921
    Фриновского Черняховского д.618.л.28. 1939.


    Целинная Черняховского оп.2.д.210.л.42. 1968
    1-я Цемдолинская Цемдолинская д.597.л.37. 1938
    2-я Цемдолинская Циолковского д.597.л37. 1938
    3-я Цемдолинская Ульяновская д.597.л37 1938
    4-я Цемдолинская Индустриальная д.597.л37 1938
    5-я Цемдолинская Интернациональная д.597.л37 1938
    6-я Цемдолинская Социалистическая д.597.л37 1938
    Цемесская Губернского д.1. л.82. 1921.
    Шелковницкая 9 Января д.15.л30. 1925.
    Ширшова Марьинская Керченская д.1802.л.445. 1957.
    Шолохова Беларусская д.1802.л.445. 1957.
    Шуваловская


    Текст частично отредактирован, как не соответствующий теме ветки
    Последнее редактирование модератором: 20 июл 2015
  17. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Странно, я не выходил на эту ветку с 20 июля и эта ветка прекратила свое существование.
    К чему бы это? Ведь улицы не все разобраны.
  18. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    После 4 февраля 2016 г. ни одной записи здесь нет... Странно...
  19. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Странно? По-моему, напротив...

Поделиться этой страницей