1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Воинские соединения, история которых связана с Новороссийском

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем ротмистр Лаврентий, 10 авг 2011.

  1. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    8 февраля 1842 года сформирован ещё один Черноморский линейный батальон. Высочайшим распоряжением ему присвоен № 3.
    "...И затем Черноморским линейным батальонам с № 3 по № 14 включительно повелено принять последующие нумера..."
    Не запутались в номерах батальонов?
    6 апреля того же года было отдано ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление:
    " В укреплении Новороссийском на восточном берегу Черного моря иметь от Балаклавского пехотного батальона постоянно две роты, с тем, чтобы сменять их не обе вместе, а ежегодно по одной роте раз в году 1 мая, посылая взамен того одну из рот в Балаклаве остающихся..."
    Балаклавский греческий пехотный батальон был сформирован в 1775 году из греков, которые помогали русским морякам во время русско-турецкой войны 1770 -1774 гг., и боясь репрессий со стороны турок эвакуировались в Россию. Им были выделены земли в районе Балаклавской бухты. Батальон нес пограничную службу на Крымском побережье, учавствовал в качестве морской пехоты на эскадре Ф.Ф. Ушакова во время русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. и на Днепровской флотилии.
    А 4 июля ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным положение при крепости Анапа учрежден горский полуэскадрон.
    " Учреждение сего полуэскадрона имеет целью доставить горцам средство доказать свою верность и преданность нашему правительству " - говорилось в положении об эскадроне. Первоначальный состав - 56 человек натухайцев, шапсугов и абадзехов. 18 апреля 1861 г.преобразован в Кубанский конно-иррегулярный эскадрон.
    Полуэскадрон принимал участие в различных экспедициях, организовываемых адмиралом Л.М.Серебряковым, охранял обозы на участке от Анапы до Новороссийска.
    В ноябре 1842 года ВЫСОЧАЙШЕМ Указом для укреплений Черноморской береговой линии установлены "усиленные оклады", то есть повышенные, по сравению с остальными войсками.
    Так же в том году был открыт в Новороссийске военный госпиталь второго класса
    " Для борьбы с болезнями и значительной смертности на побережье. "
    О необходимости открытия госпиталя в Новороссийске неоднократно отмечал в своих рапортах командир Черноморской береговой линии Н.Н. Раевский 1840 - 1841 годах. Главным лекарем госпиталя до 1849 г. был штаб-лекарь, надворный советник Максим Максимович Гейдушек.
    Что ни говори, а все предположения Н.Н. Раевского были внедрены в жизнь, не сразу, а постепенно... И у гарнизонов Черноморской береговой линии потихоньку улучшались условия службы...
    И в этом же 1842 году ВЫСОЧАЙШИМ указом дозвлено пленным черкешенкам вступать в брак с нижними чинами.
    А так же назначено по одной повивальной бабке (это акушерка, окончившая акушерское училище или школу и имеющая право оказывать помощь при родах и венерических заболеваниях женщин и детей), определяемых от военного ведомства, в Анапу, Новороссийск, Геленджик и Сухум.
    Как все хорошо получается: в одном году указ о разрешении вступать в брак с пленными черкешенками и тут же указ о назначении повивальных бабок в укрепления...
  2. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1843 году Исправляющим должность начальника Черноморской береговой линии назначен генерал-майор Александр Иванович Будберг ( 1798 - 1876 гг.). По окончании института путей сообщения, начал службу в армии в 1814 г. инженером в чине прапорщика. Принимал участие в русско-персидской 1827 - 1828 гг. и русско-турецкой 1828 - 1829 гг. войнах, за что награжден орденами Св. Анны 2 степени и Св. Владимира 3 степени, золотой саблей с надписью "За храбрость", участвовал в подавлении Польского восстания
    1831 г. Полсе этого жил в Варшаве. В 1843 - 1851 гг.командовал Черноморской береговой линией. В этой должности он был пожалован званием генерал-адъютанта Свиты Его Величества, а в 1845 г. - генерал-лейтенанта. В 1853 г.назначен чрезвычайным и полномочным представителем в княжествах Валахии и Молдавии. После Крымской войны в отставке.
    В июне в Новороссийске открыта первая библиотека. Она имела 170 книг 68 названий. Сюда входили сочинения по военному делу, казенные инструкции, "История русской церкви" Муравьева, "История государства Российского" Карамзина,
    "Полная Российская история" Устрялова, сочинения Пушкина, Жуковского и др. Каталог библиотеки был составлен в Генеральном штабе и существенно переработан царем, дабы исключить дух вольнодумства. Поскольку книги были "даром императора", то она стала "НОВОРОССИЙСКАЯ КАЗЕННАЯ

    БИБЛИОТЕКА". Однако,предложенная литература не устраивала Л.М. Серебрякова. В рапорте начальнику Черноморской береговой линии от 27 января 1844 г. он писал:
    "Смею просить Ваше Превосходительство обратить внимание на нижеследущие обстоятельства. Высочайше дарованные для укреплений библиотеки, как не приспособлены к быту офицеров на Черноморской береговой линии служащих, с избытком уделяя им все необходимое для военного ремесла ведения, могут быть достаточны только для малых укреплений, а не для Новороссийска, где постоянно находятся не менее 100 офицеров, где общество с каждым годом умножается более и более пребывающими сюда семейными офицерами, следоватеьно недостаток книг становиться явно ощутительным... Я предоставляю Вам два каталога - один Высочайше дарованных книг ( 68 наименований ), а другой тех,
    которые общества укрепления Новороссийск желает приобрести на первый случай покупкою..."
    В предложенном каталоге среди произведений изящной словесности стояли произведения М.Ю. Лермонтова, В. Шекспира, И. Гете и многие другие. Чем закончились хлопоты Л.М. Серебрякова не установлено, об этом нет указаний в архивных делах. Но сам факт, как открытие библиотеки в вопросах государственной регламентации, представляет собой
    характерный признак того времени.

    28 июня утвержден проект с планами и сметой на постройку в Новороссийске Адмиралтейства. Строительство должно было финансироваться за счет Отдельного кавказского корпуса и "по возможности, уделить на этот предмет какой-либо суммы от ведомства Черноморского флота". Позже, с целью
    снижения стоимости работ, к строительству привлекались арестанская № 39 и военно-рабочая № 28 роты.
    27 сентября "Для исполнения духовных треб воинскими чинами римско-католического вероисповедания на Черноморской береговой линии ввести в состав линии двух капеланов с причетниками... Один из капеланов имеет место пребывания в НОВОРОССИЙСКЕ, исполняет требы по 1 и 2 отделениям береговой линии, а другой, находясь в Бомборах, исполняет требы по 3 и 4 отделениям".
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    В 1844 году начальником Черноморской береговой линии утвержден генерал-майор, с 6 декабря 1845 г.генерал-лейте-
    нант, Будберг Александр Иванович.
    С 2 по 28 июля в Цемесской бухте работал экпиаж линейного корабля "Силистрия" под командованием капитана I ранга П.С.Нахимова. Проводились работы по укладке на рейде новых бочек и мертвых якорей для швартовки кораблей.
    В этом году ВЫСОЧАЙШИМИ УКАЗАМИ учреждены "школы обучения детей туземных жителей" в Новороссийске и Бомборах. Учителя и переводчики этих школ причислены к YII разряду пенсионных окладов.
    В марте 1845 года гарнизон укрепления Новороссийск состоял из:
    - Черноморского № 3 линейного батальона,
    - части Черноморского № 4 линейного батальона,
    - двух рот Балаклавского греческого пехотного батальона,
    - резервного Черноморского № 14 линейного батальона,
    - подвижной инвалидной роты № 95,
    - роты № 3 Анапского гарнизона 11 бригады артиллерии с крепостным штатом.
    30 июля дан указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА:
    " 1. Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема изза границы судов российских и иностранных...
    2. Дозволить провозить в Новороссийский порт те же самые товары, кои дозволены к провозу в Сухум-кале..."
    26 октября в Новороссийске открыл свои действия карантин. Он следил за санитарным состоянием приходящих в порт судов. Те
    суда, которые не контролировались карантинными властями, объявлялись вне закона. Карантин подчинялся "начальнику Черноморской береговой линии на праве градоначальников, а по части распорядительной - начальнику 1 отделения этой линии".
  4. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    С 1 января 1846 года в Новороссийске открыла свои действия таможенная застава. Первым управляющим заставы был надворный советник Игнатий Антонович Лонткевич.
    11 июня приказом № 875 ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА капитаном над портом Новороссийск назначен 43 флотского экипажу капитан 2 ранга И.Г. Арищенко.
    Иван Григорьевич Арищенко поступил на службу в 1815 году, сделал 30 шестимесячных кампаний. В 20-х и 40-х годах был в крейсерстве на Черном море. В 1838 г. командовал транспортом "Ахиолло" и принимал участие в основании укреплений Черноморской береговой линии, в том числе и Новороссийска. Награжден орденами Св. Георгия 4 класса, Св. Владимира 4 степени, знаком отличия безпорочной службы
    за XXY лет.
    Капитан 1 ранга А.Г. Екимов " уволен от службы контр-адмиралом с мундиром и полном пенсионе ". Пенсион - 515 рублей серебром в год.
    30 июня издан приказ № 5271 военного министра:
    "О Всемилостивейшем пожаловании наград офицерам, нижним чинам и другого звания людям за особенное усердие и самоотвержение оказанное при спасении экипажей с судов,претерпевших крушение на Новороссийском рейде во время сильных ветров в ноябре месяце 1844 года".
    Награждено было 11 человек, из них харьковский купец Карп Кавалерский - золотой медалью (в 1852 г. - бургомистр г. Новороссийска), рядовой Балаклавского греческого пехотного батальона Константин Дмитриев, шкипер российского судна
    "Святой Иоанн" Семен Липович, крестьянин Федор Дубенской и три грека Василий и Павло Христо и Дмитрий Александрович - серебряной медалью с надписью "За спасение погибавших", рядовой Балаклавского греческого пехотного батальона Василий
    Глава, Керченского карантина унтер-офицер Иван Лоскутов - 10 рублями, поручику Могилевскому и подпоручику Григорьеву объявлено Монаршее благоволение.
    13 августа в Новороссийске учреждена почтовая (гражданская, а не военная) почтовая контора. Первым почтмейстером Новороссийска стал коллежский регистратор Василий Алексеевич Цирульников, его помощником - коллежский секретарь Григорий Иванович Каневский, принявший контору в 1849 г.
    20 ноября в Новороссийске открыта школа для обучения детей горцев. В школе обучались дети старейшин и другой знати горцев в возрасте от 7 до 12 лет . В школе преподавали Закон божий по учению Магомета, основы арифметики, географии, чтение и письмо на турецком языке. Первый набор учеников - 25 человек. Это было первое учебное заведение для детей адыгейских народов.
    15 декабря ВЫСОЧАЙШИМ УКАЗОМ Правительствующему Сенату утверждено "Положение о заселении и гражданской управлении северо-восточноо берега Черного моря":
    " 2. Весь этот берег, в порядке общего управления, причисляется к Закавказскому краю.
    3. На всем пространстве северо-восточного берега Черного моря учреждаются три портовых города: Анапа, Новороссийск и Сухум-Кале..."
    Местное городское управление было возложено на коменданта укрепления Новороссийск под непосредственным ведением начальника 1 отделения линии.
    В этом году в Новороссийске была построена церковь, престол которой был Во имя Спасителя и Чудотворца Николая. Эта Николаевская церковь считается первой в городе. Церковь бы-
    ла " каменная, холодная, покрыта железом, крепка. Колокольни при церкви нет, а колокола утверждены на деревянных столбах." Во время Крымской войны церковь, как и многие сооружения в городе была разрушена.
    в этом году лейтенаты Г.И. Бутаков и А.А. Шестаков, впоследствии адмиралы, на тендере "Поспешный" проводили описание берегов Черного моря. По результатам исследований ими была составлена "Лоция Черного моря с 36 литографированными планами портов", которая была издана в Николаеве в 1851 г. Описание Новороссийска по лоции:
    "...Самое южное здание, находящееся вне крепостного вала, карантин, далее к северу большой двух этажный дом военного госпиталя; после него по тому же направлению деревянная пристань, севернее которой здание адмиралтейства и против него другая пристань. Сзади госпиталя церковь и училище для черкесских детей.В Новороссийске есть дом благородного собрания и множество лавок. Ежедневно от 7 утра здесь
    производится с горцами меновой торг... Севернее крепости - огороды гарнизона..."
  5. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    4 марта 1847 года ВЫСОЧАЙШЕ утверждены таможенные
    правила для восточного берега Черного моря. Карантинно-таможенная застава в Новороссийске преобразована в
    карантинно-таможенное управление.
    29 ноября начался норд-ост, котрый дул без перерыва почти два месяца. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения: со многих домов снесены крыши, со здания карантина - и крыша, и стропила.

    13 января 1848 года ветер перешел в сильнейший ураган, к ветру добавился мороз, доходивший до 7 градусов по Реомюру (минус 5 градусов по Цельсию ).
    Сильно пострадало здание госпиталя. Стоявшие на рейде эскадра Абхазской экспедиции под командование контр-адмирала П.Н. Юрьева-2 в составе фрегата "Мидия", корвета "Пилад", командир капитан 2 ранга Юрковский, брига "Паломед", командир капитан-лейтенант Вердеман, шхуны "Смелая", тендера "Струя", командир капитан-лейтенант Леонов-1-й и судов Отдельного Кавказского корпуса: транспорта
    "Гостогай", брига "Аргонавт" и парохода "Боец", командир ка-
    питан 2 ранга Рыкачев, получили большие повреждения.
    Из воспоминаний очевидца:
    "Бора была так сильна, что одиночки не могли ходить и падали с ног. В одну минуту брызгами с моря покрывались, как корой, люди и все, на что попадали брызги, мгновенно превращающиеся в лед. В это время в бухте стояло несколько военных судов. Пароход "Боец", у которого были порваны якорные цепи, был выброшен на берег. То же случилось с бригом "Паламед" и транспортом "Гостогай". В 2 часа пополудни был выброшен на берег корвет " Пилад ", а раньше фрегат "Мидия", стоявший на бриделях, дрейфовал, но был задержан своим якорем, положенным в помощь бриделю. Мертвый якорь сдвинулся с места. Бриг "Аргонавт" и шхуна "Смелая" обледенели до такой степени, что начали погружаться в воду. Экипажами производилась обрубка льда, для облегчения кораблей выбрасывали за борт запасные реи,
    выстрела, обрубали обледеневший такелаж. На шхуне "Смелая" под тяжестью льда сломался бушприт и треснул утлегарь, обломились ноки рей. Но оба корабля устояли на своих местах. Транспорт "Гостогай", который пришел в бухту 11 января с продовольствием для гарнизона укрепления Новороссийск, выбросило на берег за карантином. У брига "Паломед" оборвало обе якорные цепи, и обмерзший бриг выбросило на берег между блокгаузом и карантином. 5 матросов, которые пытались на шлюпке доставить швартовный канат на берег, погибли при опрокидывании шлюпки. Бриг был полностью разбит стихией, но зкипаж с помощью местных жителей сумел спастись. Тендер "Струя" утонул под тяжестью намерзшего на снастях льда. Пароход "Боец", пришедший 10 января, после обрыва обоих якорных цепей, выбросило на песчанную мель. Не имея возможности спасти пароход, капитан 2 ранга Рыкачев приказал затопить пароход, что бы волнением его не разбило..."
  6. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Всего во время бури погибло 57 человек, весь экипаж тендера
    " Струя ": 4 офицера и 48 матросов и 5 матросов с брига " Паламед ". Многие офицеры и матросы поступили в Новороссийский госпиталь с обмороженными руками и ногами.
    15 января норд-ост утих и буря прекратилась.
    26 января экипаж корвета "Пилад", воспользовавшись крупной зыбью, снял корабль с мели собственными силами.
    7 марта транспорт "Гостагай" и 8 марта пароход "Боец" были сняты с мели гарнизоном укрепления. После необходимого ремонта в Новороссийском Адмиралтействе оба судна были отправления в Севастопоь для капитального ремонта.

    4 августа контр-адмиралом П.С. Нахимовым окончены работы по подъему тендера "Струя". Перед подъемом тендер осмотрели водолазы. После подъема тендер осмотрен более подробно. " При осмотре оказалось следущее: бушприт вдвинут во внутрь, якоря вместе с верпами сброшены за борт, носовые орудия переведены на корму. Цепи, на которых тендер стоял на мерт-
    вом якоре найдены расклепанными. Вероятно командир хотел броситься судном на берег, но глыбы льда, превратившие в одну сплошную массу брашпиль, цепь и носовую часть, не позволили это сделать. "Изломанные топоры и абордажное оружие, найденнное в различных местах на верхней палубе, доказывает об усилиях употребляемых для обрубывания льда." Погиб весь экипаж корабля: командир тендера 32 флотского экипажа капитан-лейтенант Леонов-1, мичманы флота Обезьянинов и
    Ковалевский,корпуса флотских штурманов прапорщик Скогорев, 32 флотского экипажа артиллерийских кондукторов 1, унтер-офицеров 3, рядовых 37 и нестроевых разных команд 7 человек.
    Историк русского флота А.П. Соколов писал:
    "Поднятие этого тендера - одна из искуснейших механических работ на море, делает великую честь контр-адмиралу П.С. Нахимову, под непосредственным руководством которого производилась она"...
  7. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    1 июля 1849 года начал свои рейсы железный пароход "Эльборус" между Керчьи и городами и укреплениями Черноморской береговой линии с заходом в город Новороссийск.
    "На этот пароход принимаются за удовлетворением казенных и служебных требований лица всех сословий, а равно и грузы для доставки во все порты и укрепления с платой по таксе утвержденной господином Наместником Кавказским" - говорилось в рекламе того времени.
    Пароход "Эльборус" построен в Англии в 1848 г. фирмой "M.Wigram and Sons" в Лондоне и имел водоизмещение 764 тонны, длину 54,9 м, ширину 8,5 м, осадку 3,2 м. Две паровых машины общей мощностью 260 лошадиных сил обеспечивали ему скорость до 13 узлов. Судно имело две мачты, на которые ставили паруса в ветренную погоду. На нем были устроены два кубрика для перевозки больных: носовой на 36 коек, кормовой на 26 коек. Там же могли устанавливаться подвесные койки. Под кубриками - два грузовых трюма. Для пассажиров были устроены места трех классов. Пароход длительное время эксплуатировался на Черном море. Погиб 29 октября 1887 г. при столкновении с английским судном.
    В апреле - мае 1850 года в Новороссийск неоднократно на пароходо-фрегате "Владимир" заходил начальник штаба Черноморского флота и портов вице-адмирал В.А. Корнилов.
    17 мая в Новороссийск на пароходо-фрегате "Владимир" прибыл Великий князь Константин Николаевич в сопровождении Главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала М.П. Лазарев и начальника штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов. Были осмотрены адмиралтейство, госпиталь, училище для черкесских детей, высокие гости посетили церковь и прослушали краткую молитву, заходили в гости к Л.М. Серебрякову. В тот же день выехали в Ялту.
    С 1 июля по 5 июля в Новороссийской бухте была эскадра контр-адмирала Станюковича в составе 5 кораблей.
    Контр-адмирал М.Н. Станюкович - отец великого русского писателя мариниста К.М. Станюковича.
    25 июля в Новороссийск прибыла эскадра Черноморского флота в составе фрегатов "Кулевчи" и "Мессемврия", корвета
    "Андромаха", бригов "Орфей", "Тезей" и шхуны "Дротик" во
    главе с начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В.А. Корниловым. Им были осмотрены укрепления и адмиралтейство, корабли Абхазской экспедиции, стоящие на рейде. 26 июля отряд снялся с Новороссийского рейда и вышел
    в море вместе с фрегатом "Кагул" и бригом "Эндимион" Абхазской экспедиции.
    В августе Новороссийск посетил начальник Главного Морского штаба князь А.С. Меншиков с инспекторской поверкой.
  8. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    2 - 3 марта 1851 года норд-остом выброшены на берег трансторт "Буг" и шхуна "Ласточка". Погибших не было. В марте оба судна были сняты с мели.
    8 апреля 1851 года приказом ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА № 1119 вице-адмирал Л.М. Серебряков назначен начальником Черноморской береговой линии.
    Начальником 1 отделения линии был назначен генерал-майор Александр Осипович Дебу ( 1802 - 1862 гг ). Он из дворян Санкт-Петербургской губернии, сын тайного советника. В 1812 г. начал воинскую службу прапорщиком Казанского пехотного полка. В 20-е годы учавствовал в боях с горцами на Кавказе, в 1829 г. назначен старшим адъютантом в штаб Оренбургского отдельного корпуса. В 1839 г. учавствовал в экспедицию в Хиву, в 1844 г. переведен на Кавказ. За храбрость в боях против горцев награжден орденами Св. Геория 4 степени и Св. Анны 2 степени, золотой полусаблею с надписью "За храбрость". В 1851 - 1855 гг. был начальником 1 отделения Черноморской береговой линии.
    После упраздения линии командовал 2 бригадой 19-й пехотной дивизией, а в 1859 году назначен начальником Сыр-Дарьинской линии. Умер от болезней в Дужелке, на занимаемой им должности.
    В конец июля - начале августа начальник Генерального морского штаба А.С. Меншиков провел осмотр портов Черного моря. Осмотр Новороссийска он проводил с 27 июля по 7 августа, а так же - смотр эскадры Черноморского флота в море.

    с 19 октября по 22 октября 1852 года наместник Кавказа, командир Отдельного Кавказского корпуса князь М.С. Воронцов посетил Новороссийское укрепление. 20 октября отряд из войск гарнизона укрепления в составе 4 с половиной линейных батальонов, команд Балаклавского греческого пехотного батальона и Анапского горского полуэскадрона,2-х сотен Донского N 29 полка при 4 полевых и 5 горных орудиях произвели поход в Неберджайские теснины, долину Татжягазь и часть долины Адагума, 21 октября вернулись в Новороссийск. В приказе по отдельному Кавказскому корпусу М.С. Воронцов писал:
    "...Я был личным свидетелем действий в бою войск Черноморской береговой линии. Стройныя и быстрыя движения на местности гористой и в теснинах, примерный порядок во всех изменениях строя, спокойное мужество в отражении неприятеля и при атаках, делают величайшую честь
    вице-адмиралу Серебрякову, доведшему войска, ему вверенные до отчетистого боевого состояния".
    27 ноября 1852 года ВЫСОЧАЙШИМ указом "За отличноусердную и существенно полезную службу, ознаменованную трудами обширными" вице-адмирал Л.М. Серебряков был награжден орденом Св. Александара Невского.
    А через год, 4 ноября 1853 года в газете "Кавказ" был опубликован манифест о войне с Турцией.
  9. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    На первом этапе боевые действия вели между собой Россия и Османская империя. Но затем в них вступили Англия и Франция, пришедшие на помощь Турции, оказавшейся не способной вести борьбу собственными силами. Россия так же оказалась не подготовленной к войне
    с сильной коалицией западноевропейских государств.
    Главные военные действия развернулись в Крыму под Севастополем. В обороне города принимали участие два Черноморских линейных батальона (№ 5 и № 13) и рота от № 9 батальона, снятых с Черноморской береговой линии. Балаклавский греческий пехотный батальон, две роты которого постоянно несли гарнизонную службу в Новороссийске,так
    же вел бои с главными силами противника.
    События на Черноморском побережье не сыграли особой роли в боевых дейстиях. Но они имели большое политическое значение. Сначала Турция, потом и Англия пытались заставить горцев воевать на их стороне. Снятие укреплений береговой линии прежде всего лишили горцев повода войны против России.Не стали они принимать участие и в штурме Новороссийска, во время обстрела крепости англо-французской эскадрой. Даже предложение направить в Севастополь 6000 тысяч всадников, не столько с боевыми,сколько с политическими запдачами, не вызвало у горцев восторгов. И ни какие подразделения горцев не воевали на стороне союзников. В газете " NEUE ODER-ZEITUNG " N 385 от
    20 ( 8 ) августа 1855 г., издававшейся в г. Бреславле, ныне Вроцлав, в обзоре в военных действий в России сказано:
    " На Кавказе полное затишье. Грозные черкесы, как и все дикие и независимые горцы, видимо, вполне удовлетворены отступлением русских походных колонн из их долин и не проявляют ни какого желания спускаться на равнину, кроме как с целью грабежа. Они умеют сражаться только на своей собственной земле, и, кроме того, перспектива присоединения к Турции,по-видимому, отнюдь не приводит их в восторг. " Автором обзора был Ф. Энгельс.
    ( К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. т. 11 стр. 522 ).
    Как крепость, Новороссийск с севера был защищен блокгаузами и валом с артиллерией.Со стороны моря вдоль берега располагались первая, вторая, третья и четвертая морские батареи простиравшиеся, по современному плану города, от Дворца культуры моряков до холодиль-
    ника. Всего в укреплении было 69 орудий. Это были полевые гладкоствольные, заряжавщиеся с дула, 6-ти и 12-ти фунтовые пушки.Дальность их стрельбы гранатами доходила до 500 - 600 саженей, картечью - до 200 - 300 саженей. По своим боевым характеристиками они далеко отс-
    тавали от морской артиллерии Англии и Франции.
    В октябре 1854 г. Николай I отдал распоряжение усилить артиллерию Новороссийска более мощными орудиями. Но они в Новороссийск не попали. Не был претворен в жизнь и проект устройства новых 5 батарей. Укрепление Новороссийск оказалось практически беззащитным перед крупным военным флотом.
    По стечению обстоятельств, к началу боевых действий в Новороссийске вице-адмирала Л.М. Серебрякова в укреплении не оказалось. Накануне его вызвали в ставку Верховного главнокомандующего русской армией в Крыму князя А.С.Меншикова и Лазарь Маркович был лишен возможности руководить обороной. Командование принял начальник I-го отделения Черноморской береговой линии генерал-майор А.О. Дебу. По его приказу в районе Суджукского озера был организован пост наблюдения, выведены за пределы крепости все больные и жители, взято на учет все мужское население, способное носить оружие. Главной позицией по отражению атак с моря была определена первая батарея (ныне на ее месте находится памятник морякам-черноморцам - торпедный катер). На ней были сосредоточены все имевшиеся в укреплении крупнокалиберные орудия: 4 восемнадцатифунтовые, 3 двенадцатифунтовые и 3 мортиры. Это все, что могли противопоставить защитники Новорос-
    сийска неприятельскому флоту.Но они вступили в бой с англо-французской эскадрой и сумели нанести серьезные повреждения противнику.
    Известный историк Е.В. Тарле в книге " Крымская война " высоко оценил боевой подвиг новороссийцев:
    "...Победа русских под Новороссийском была одержена при самых недостаточных средствах артиллерийской обороны и может, по справедливости, причислена к славным ратным подвигам периода Крымской войны..."
  10. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Отразив попытку штурма, новороссийцы продолжии укреплять своё укрпеление. Но последвал приказ и они покинули укрепелние и город, возникшие на берегах Цемесскорй бухты. По дороге на Анпау, сняли форт Раевский. После этого, покинули укреление Анапу и вышли на берега реки Кубань.
    Так закончилось существование укрепления Новороссийского...

Поделиться этой страницей