1. Форум возобновил свою работу. Желаем приятного общения всем пользователям и гостям форума!

Хлебная торговля в Новороссийске

Тема в разделе "История Новороссийска", создана пользователем Segen, 29 май 2013.

  1. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Миссия портового Новороссийска стала очевидной для всех еще в конце XIX века, в эпоху экономического бума в России. Уже тогда вырисовались четкие контуры специализации городской экономики – экспорт зерна и нефтепродуктов, а также производство высококачественного портланд-цемента.
    Сегодня мы остановимся на особенностях хлебной торговли, осуществлявшейся через новороссийский порт.
    Справедливости ради заметим, что тему эту уже заявлял уважаемый Сергей Степанович Шило, однако раскрыть ее не успел, да и другие участники конференции к стартовому сообщению автора ничего своего не присовокупили. Потому я с чистой совестью вновь открываю одноименную тему. Приглашаю всех желающих (кому есть что сказать) принять посильное участие в ее развитии…
  2. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Увы, пока никто не написал серьезной научной работы на тему: «Порт Новороссийск как центр хлебной торговли в Азово-Черноморском регионе». Мы же и вовсе ограничимся несколькими суждениями-штрихами, к счастью, основывающимися на проверенных исторических фактах и заслуживающих доверия статистических данных…
    Итак. Экспорт зерна через новороссийский порт стал стремительно развиваться после прихода сюда железной дороги (1888 год). Однако устойчивая положительная динамика роста объемов хлебного экспорта наблюдалась в Новороссийске, начиная с 1882 года.
    В конце XIX– начале ХХ вв. новороссийский порт стал крупным центром экспорта зерновых. Крупным, но отнюдь не крупнейшим. Лидерство оставалось за Одессой, Ростовом и Николаевым (последний перехватит пальму первенства в зерновом экспорте к 1910 году).
    В 1895 году через Новороссийск было вывезено 29,6 млн. четвертей зерна (5,1% от общего объема экспорта зерна в Российской империи). Для сравнения: через Одессу в том же году было вывезено 122,1 млн. четв. (29,7%), через Николаев – 74,7 млн. четв. (13%) и через Ростов-на-Дону – 63,5 млн. четв. (11%).
    Попутно заметим: четверть – занятная единица измерения, заслуживающая отдельного обсуждения. Но, разумеется, не в данный момент…
    В последующие годы доля новороссийского порта в зерновом экспорте империи возросла, в среднем, до 8%. Процентный максимум был достигнут в 1913 году (8,5%), а максимум в абсолютных величинах – в 1910 году (61,1 млн. четв.). Заметим также, что в 10-е годы прошлого века Новороссийск с переменным успехом состязался за право занимать 4-ю строчку в рейтинге центров хлебного экспорта с Херсоном.
    При всем том новороссийский порт в общем объеме перевалки грузов в России к началу 10-х годов ХХ века стабильно занимал общее третье место (14,4%). Этот показатель обеспечивал нашему порту большой объем экспорта нефтепродуктов.

    На этом сегодня, пожалуй, остановимся. В самое ближайшее время мы поговорим о физиономии экспортеров зерна, облюбовавших новороссийский порт…
  3. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    Вообще-то для того и тянула сюда ВКЖД ветку, строила порт, Коммерческое агентство, что бы развивать хлебную торговлю. А не наоборот.
    2256594308.jpg
  4. Segen

    Segen Участник форума (Премиум)

    Не припомню, чтобы кто-то утверждал обратное.
  5. Цены 1892 года на зерновые (и не только) на ростовской бирже.
    Есть аналогичные данные с дополнением "на Новороссийск".
    Если нужно - выставлю.

    [​IMG]
  6. Старый судоремонтник

    Старый судоремонтник Команда форума

    По всей видимости, я не правильно истолковал следующую фразу:
    Владикавказская железная дорога прокладывала свои ветки именно для торговли хлебом.
    Первая ветка была Ростов - Владикавказ порт Петровск. Потом ответвление на Новороссийск и Царицын. В итоге дорога стала монополистом на Юге, по доставке грузов к Азовскому, Черному и Каспийскому морях. Имела два своих порта в Новороссийске и и в порту Петровск, ныне Махачкала со всеми необходимыми структурами.

Поделиться этой страницей